Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

Озеркевич Татьяна Валериевна

Консультация для родителей. Малочисленные народы проживающие в Красноярском Крае.

Эвенки. Энцы.

 

Эвенки

ЭВЕНКИ, эвэнк (самоназвание), народ в Российской Федерации - от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге.

   По данным Переписи населения 2002 года в России живет 35 тысяч эвенков, в том числе в Якутии, Эвенкии, Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края, Иркутской области, Читинской области, Бурятии, Амурской области, Хабаровском крае, Сахалинской области, а также на северо-востоке Китая и в Монголии.    По данным Переписи 2010 года в России живут 38396 эвенков.

Язык эвенкийский тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи.

Основное занятие "пеших", или "сидячих", эвенков – охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. "Конные" Эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец. Рыболовство имело подсобное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли тюленя.

Устаревшее русское название эвенков - тунгусы.

Верующие эвенки - православные. В то же время сохранились культы духов, промысловые родовые культы, шаманизм.

Традиционные занятия

   Охотились эвенки скрадом, гоном на лыжах, с собакой, верхом на оленях, загоном с ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, сетью, подкарауливанием у водопоя и переправы. Объекты охоты: дикий олень, лось, медведь, пушные звери (соболь, белка и т. д.), боровая дичь. Использовали при этом: лук, самострел, копье, ловушки, петли; с XVIII в. - огнестрельное оружие и капканы. Своеобразное орудие охоты - кото или уткэн - большой нож на длинной рукояти, применявшийся и как оружие против медведя, и для расчистки зарослей.

   Была развита домашняя обработка шкур, костей, рогов, бересты (среди женщин); делали домашнюю утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы, владели кузнечным делом. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота.

В настоящее время в качестве народных промыслов развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером (у восточных эвенков - шелком), аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

Традиционное жилище

Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние - до 10, во время праздников - из нескольких десятков. Чум (дю) имел конический остов из жердей, покрытый зимой шкурами, а летом - тисками (сшитыми полосами специально выделанной бересты). При перекочевках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним - горизонтальную жердь для котла.

Национальная одежда

Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус), распашного кафтана из оленьей шкуры; под него надевался нагрудник, сшитый из меховых полосок и завязанный завязками сзади. Женский нагрудник украшался бисером. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками.

Позднее летний кафтан стал делаться из сукна, зимний - из оленьих шкур. Зимой шею и голову обматывали шарфом из хвостов пушных зверей. Илимпийские эвенки носили капорообразного покроя шапки, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски было распространено ношение мужчинами сложенных широким жгутом платков, повязанных вокруг головы. Летняя обувь делалась из кож, сукна, ровдуги; зимняя - из оленьего меха.

До XIX в. было принято татуировать лицо. Традиционная прическа - длинные волосы, связанные на макушке и обмотанные тесьмой, расшитой бисером.

Традиционная пища

Основа традиционной пищи эвенков - мясо диких животных и рыба. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченное мясо с брусникой, густой мясной суп с кровью, кровяную колбасу, зимний суп из сушеного мяса, заправленного мукой или рисом с толченной черемухой, вареную рыбу, растертую с сырой икрой.

Рыбу вялили, делали юколу, из сушеной рыбы - муку (порсу). Зимой ели строганину из рыбы и печени налима. Зерно и муку знали давно, но выпекать хлеб стали под влиянием русских. Летом потребляли ягоды, корни сараны, черемшу и лук. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком, брусникой, шиповником. Курили листовой табак.

Традиции и фольклор

В конце XIX в. у эвенков преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма (тэри) или отработкой за невесту. Браку предшествовало сватовство, срок между ними порою достигал одного года.

До нач. XX в. были известны левират (женитьба на вдове старшего брата), в богатых семьях - многоженство (до 5 жен).

Фольклор эвенков включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания. Эпос читался речитативом, обычно в течение ночи. Часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя строки за сказителем.

Из музыкальных инструментов известны варганы (деревянные и костяные), бубен, музыкальный лук и др.; из танцев у енисейских эвенков популярен круговой хоровод («Ёхарьё»), исполнявшийся под песенную импровизацию.

Игры носили характер состязания в борьбе, стрельбе, беге и т. д.

Духовная сфера

Особенно важную роль играли представления о родстве человека и медведя, бытовал т.н. медвежий праздник.

У эвенков развились классические формы шаманства. Само слово «шаман» имеет тунгусское происхождение. Шаманы, являясь посредниками между людьми и духами, совершали в образе зверя или своего духа-предка полеты по мирам Вселенной с различными целями: вылечить от болезней, найти пропавшее, обеспечить хороший приплод, помочь рождению ребенка, проводить в мир мертвых душу умершего. Для этой цели шаманы имели духов-помощников, фигуры которых вырезали из дерева, изготавливали из железа и меха.

Шаман имел особый костюм, с бахромой и металлическими нашивками, шапку с бахромой, опускающейся на лицо, бубен овальной формы с колотушкой. Тунгусские шаманы считались самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали и другие народы. Места захоронений известных шаманов приобретали сакральный характер (например, эвенкийское шаманское стойбище «Ураган» в Енисейском районе Красноярского края).

У эвенков встречалось несколько вариантов традиционного похоронного обряда. До XVIII в. преобладало воздушное захоронение - тело укладывали на помосте и закрывали ветками. Рядом клали оружие, личные вещи покойного. Другой способ - устанавливали гроб на столбах. Чум покойного сжигали и откочевывали на новое место. Спустя год собирались на поминки.

В XIX в. под влиянием православия перешли на захоронение в земле, при этом закалывали и съедали оленя, а голову и шкуру развешивали по соседним деревьям. Место для захоронения подбирали высокое и сухое. Сопроводительный инвентарь и одежду портили.

 

 

Энцы

image

Энцы (самоназв.: эннэчэ - «человек») - коренной народ Севера Красноярского края (221 чел., 2010) . Реальная численность, возможно, превышает 250 чел., т.к. многие были записаны как ненцы или нганасаны.

Традиционные занятия и жилище

Основное традиционное занятие энцев - охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. В настоящее время охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей - самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов.

На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев заимствовано упряжное оленеводство, нарты.

Традиционное жилище энцев - конический чум, близкий к нганасанскому. С 1930-х гг. начинают использовать заимствованный у долган нартенный чум (балок), но дверь делают не с правой, как долганы, а с левой стороны. Большинство современных энцев в последнее время перешли к оседлости и живут в сборных домах.

Национальная одежда и кухня

Зимняя одежда энцев - мужская парка, идентичная нганасанской, состояла из двух частей: верхняя глухого покроя до колен, с капюшоном, мехом наружу; нижняя - мехом внутрь, ниже колен. По подолу шла опушка из белого собачьего меха. Зимой надевался сокуй с султаном на капюшоне, который изготавливается из хвоста оленя, что является внешним знаком отличия энца и нганасана от ненца. Характерной особенностью костюма энцев было отсутствие наружных поясов, цилиндрическая обувь без подъема, как у нганасан.

Женская одежда по покрою не отличалась от мужской, но была распашной, не имела капюшона, носилась без наружного пояса. Особенностью женского костюма энцев был нательный комбинезон без рукавов, более короткая обувь, которая заправлялась под штанины комбинезона, белые капорообразные шапки с опушкой из черного собачьего меха. Спецификой бытования энецкого костюма было использование в качестве летней старой зимней одежды, с которой предварительно удалялся мех. В XIX в. лесные энцы перешли на ненецкую одежду.

Традиционная пища - мороженая, свежая, вареная рыба и оленье мясо, рыбные и мясные супы с крупами. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу. Растительная пища: дикий лук, некоторые коренья и ягоды. Из покупной ржаной муки готовили тонкие лепешки; ели их, обмакивая в рыбий жир. Пили настой из листьев брусники, в настоящее время - чай.

Фольклор и религия

Энецкий фольклор - мифы, исторические предания, сказки о животных, повествования о шаманах, бытовые рассказы, загадки. Музыкальные инструменты энцев: музыкальный лук, смычковая двухструнная лютня, шаманский бубен, различные свистки и пищалки. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.

До конца XIX в. у энцев сохранялись большие патриархальные семьи. В прошлом существовало многоженство, уплата калыма.

В христианство были обращены официально только лесные энцы. Большинство по-прежнему придерживаются традиционных верований. Сохраняются культы явлений природы, местных духов-хозяев. Им приносились жертвы - оленье мясо, деньги, кусочки сукна; их изображения помещались в особых местах в лесу, на сопках.

В задней части чума, за очагом хранились деревянные антропоморфные изображения предков, при перекочевке их перевозили в особой священной нарте. Важнейший из божеств - Дюбанга, давший людям оленей, и его мать Дяменю - мать земли. Нижний мир был заселен злыми духами, забиравшими души умерших.

Было развито шаманство. Шаман принимал участие и в погребальных обрядах. Умершего, облаченного в специальную одежду, зашивали в оленьи шкуры, отвозили в тундру и оставляли на нартах, соорудив над ним маленький шалаш. Возле захоронения забивали оленя, оставляли имущество покойного в поломанном виде.

Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. Малочисленные народы проживающие в Красноярском Крае.

Эвенки. Энцы.

Эвенки

ЭВЕНКИ, эвэнк (самоназвание), народ в Российской Федерации - от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге.

   По данным Переписи населения 2002 года в России живет 35 тысяч эвенков, в том числе в Якутии, Эвенкии, Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края, Иркутской области, Читинской области, Бурятии, Амурской области, Хабаровском крае, Сахалинской области, а также на северо-востоке Китая и в Монголии.    По данным Переписи 2010 года в России живут 38396 эвенков.

Язык эвенкийский тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи.

Основное занятие "пеших", или "сидячих", эвенков – охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. "Конные" Эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец. Рыболовство имело подсобное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли тюленя.

Устаревшее русское название эвенков - тунгусы.

Верующие эвенки - православные. В то же время сохранились культы духов, промысловые родовые культы, шаманизм.

Традиционные занятия

   Охотились эвенки скрадом, гоном на лыжах, с собакой, верхом на оленях, загоном с ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, сетью, подкарауливанием у водопоя и переправы. Объекты охоты: дикий олень, лось, медведь, пушные звери (соболь, белка и т. д.), боровая дичь. Использовали при этом: лук, самострел, копье, ловушки, петли; с XVIII в. - огнестрельное оружие и капканы. Своеобразное орудие охоты - кото или уткэн - большой нож на длинной рукояти, применявшийся и как оружие против медведя, и для расчистки зарослей.

   Была развита домашняя обработка шкур, костей, рогов, бересты (среди женщин); делали домашнюю утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы, владели кузнечным делом. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота.

В настоящее время в качестве народных промыслов развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером (у восточных эвенков - шелком), аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

Традиционное жилище

Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние - до 10, во время праздников - из нескольких десятков. Чум (дю) имел конический остов из жердей, покрытый зимой шкурами, а летом - тисками (сшитыми полосами специально выделанной бересты). При перекочевках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним - горизонтальную жердь для котла.

Национальная одежда

Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус), распашного кафтана из оленьей шкуры; под него надевался нагрудник, сшитый из меховых полосок и завязанный завязками сзади. Женский нагрудник украшался бисером. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками.

Позднее летний кафтан стал делаться из сукна, зимний - из оленьих шкур. Зимой шею и голову обматывали шарфом из хвостов пушных зверей. Илимпийские эвенки носили капорообразного покроя шапки, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски было распространено ношение мужчинами сложенных широким жгутом платков, повязанных вокруг головы. Летняя обувь делалась из кож, сукна, ровдуги; зимняя - из оленьего меха.

До XIX в. было принято татуировать лицо. Традиционная прическа - длинные волосы, связанные на макушке и обмотанные тесьмой, расшитой бисером.

Традиционная пища

Основа традиционной пищи эвенков - мясо диких животных и рыба. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченное мясо с брусникой, густой мясной суп с кровью, кровяную колбасу, зимний суп из сушеного мяса, заправленного мукой или рисом с толченной черемухой, вареную рыбу, растертую с сырой икрой.

Рыбу вялили, делали юколу, из сушеной рыбы - муку (порсу). Зимой ели строганину из рыбы и печени налима. Зерно и муку знали давно, но выпекать хлеб стали под влиянием русских. Летом потребляли ягоды, корни сараны, черемшу и лук. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком, брусникой, шиповником. Курили листовой табак.

Традиции и фольклор

В конце XIX в. у эвенков преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма (тэри) или отработкой за невесту. Браку предшествовало сватовство, срок между ними порою достигал одного года.

До нач. XX в. были известны левират (женитьба на вдове старшего брата), в богатых семьях - многоженство (до 5 жен).

Фольклор эвенков включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания. Эпос читался речитативом, обычно в течение ночи. Часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя строки за сказителем.

Из музыкальных инструментов известны варганы (деревянные и костяные), бубен, музыкальный лук и др.; из танцев у енисейских эвенков популярен круговой хоровод («Ёхарьё»), исполнявшийся под песенную импровизацию.

Игры носили характер состязания в борьбе, стрельбе, беге и т. д.

Духовная сфера

Особенно важную роль играли представления о родстве человека и медведя, бытовал т.н. медвежий праздник.

У эвенков развились классические формы шаманства. Само слово «шаман» имеет тунгусское происхождение. Шаманы, являясь посредниками между людьми и духами, совершали в образе зверя или своего духа-предка полеты по мирам Вселенной с различными целями: вылечить от болезней, найти пропавшее, обеспечить хороший приплод, помочь рождению ребенка, проводить в мир мертвых душу умершего. Для этой цели шаманы имели духов-помощников, фигуры которых вырезали из дерева, изготавливали из железа и меха.

Шаман имел особый костюм, с бахромой и металлическими нашивками, шапку с бахромой, опускающейся на лицо, бубен овальной формы с колотушкой. Тунгусские шаманы считались самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали и другие народы. Места захоронений известных шаманов приобретали сакральный характер (например, эвенкийское шаманское стойбище «Ураган» в Енисейском районе Красноярского края).

У эвенков встречалось несколько вариантов традиционного похоронного обряда. До XVIII в. преобладало воздушное захоронение - тело укладывали на помосте и закрывали ветками. Рядом клали оружие, личные вещи покойного. Другой способ - устанавливали гроб на столбах. Чум покойного сжигали и откочевывали на новое место. Спустя год собирались на поминки.

В XIX в. под влиянием православия перешли на захоронение в земле, при этом закалывали и съедали оленя, а голову и шкуру развешивали по соседним деревьям. Место для захоронения подбирали высокое и сухое. Сопроводительный инвентарь и одежду портили.

Энцы

C:\Users\Админ\Desktop\images.jpg

Энцы (самоназв.: эннэчэ - «человек») - коренной народ Севера Красноярского края (221 чел., 2010) . Реальная численность, возможно, превышает 250 чел., т.к. многие были записаны как ненцы или нганасаны.

Традиционные занятия и жилище

Основное традиционное занятие энцев - охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. В настоящее время охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей - самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов.

На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев заимствовано упряжное оленеводство, нарты.

Традиционное жилище энцев - конический чум, близкий к нганасанскому. С 1930-х гг. начинают использовать заимствованный у долган нартенный чум (балок), но дверь делают не с правой, как долганы, а с левой стороны. Большинство современных энцев в последнее время перешли к оседлости и живут в сборных домах.

Национальная одежда и кухня

Зимняя одежда энцев - мужская парка, идентичная нганасанской, состояла из двух частей: верхняя глухого покроя до колен, с капюшоном, мехом наружу; нижняя - мехом внутрь, ниже колен. По подолу шла опушка из белого собачьего меха. Зимой надевался сокуй с султаном на капюшоне, который изготавливается из хвоста оленя, что является внешним знаком отличия энца и нганасана от ненца. Характерной особенностью костюма энцев было отсутствие наружных поясов, цилиндрическая обувь без подъема, как у нганасан.

Женская одежда по покрою не отличалась от мужской, но была распашной, не имела капюшона, носилась без наружного пояса. Особенностью женского костюма энцев был нательный комбинезон без рукавов, более короткая обувь, которая заправлялась под штанины комбинезона, белые капорообразные шапки с опушкой из черного собачьего меха. Спецификой бытования энецкого костюма было использование в качестве летней старой зимней одежды, с которой предварительно удалялся мех. В XIX в. лесные энцы перешли на ненецкую одежду.

Традиционная пища - мороженая, свежая, вареная рыба и оленье мясо, рыбные и мясные супы с крупами. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу. Растительная пища: дикий лук, некоторые коренья и ягоды. Из покупной ржаной муки готовили тонкие лепешки; ели их, обмакивая в рыбий жир. Пили настой из листьев брусники, в настоящее время - чай.

Фольклор и религия

Энецкий фольклор - мифы, исторические предания, сказки о животных, повествования о шаманах, бытовые рассказы, загадки. Музыкальные инструменты энцев: музыкальный лук, смычковая двухструнная лютня, шаманский бубен, различные свистки и пищалки. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.

До конца XIX в. у энцев сохранялись большие патриархальные семьи. В прошлом существовало многоженство, уплата калыма.

В христианство были обращены официально только лесные энцы. Большинство по-прежнему придерживаются традиционных верований. Сохраняются культы явлений природы, местных духов-хозяев. Им приносились жертвы - оленье мясо, деньги, кусочки сукна; их изображения помещались в особых местах в лесу, на сопках.

В задней части чума, за очагом хранились деревянные антропоморфные изображения предков, при перекочевке их перевозили в особой священной нарте. Важнейший из божеств - Дюбанга, давший людям оленей, и его мать Дяменю - мать земли. Нижний мир был заселен злыми духами, забиравшими души умерших.

Было развито шаманство. Шаман принимал участие и в погребальных обрядах. Умершего, облаченного в специальную одежду, зашивали в оленьи шкуры, отвозили в тундру и оставляли на нартах, соорудив над ним маленький шалаш. Возле захоронения забивали оленя, оставляли имущество покойного в поломанном виде.

Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...