Дидактические игры на закрепление имеющихся представлений о старинном жилище народов Бурятии : бурят, эвенков, русских
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Швейкина Елена Анатольевна

Цель этих игр:помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об историческом прошлом  жизни людей, населяющих республику Бурятия: бурят, русских, эвенков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на закрепление представлений о жилище народов Бурятии: бурят, эвенков, русских.

Знакомство детей с постройками бурят, эвенков, с деревянным зодчеством – это часть работы по ознакомлению детей с архитектурой. Эти знания развивают  уважение к народным ценностям нашего края, желание сохранить их, воспитывают гордость за народных  мастеров, восхищение их талантом, трудолюбием.

Игры этого раздела содержат представления о материале, из которого построено жилище, внутреннее устройство и убранство.

«Отгадай-ка»

Дидактическая задача. Закрепление знаний детей о жилище эвенков, бурят и русских. Упражнение   в составлении описательного рассказа о предмете, не глядя на него, выделяя существенные признаки. Узнавать предмет по описанию.  

Материал. Макеты чума, юрты, избы. Камешек.

Игровые правила. Рассказывать о предмете надо так, чтобы игроки не сразу догадались, о каком жилище идет речь.

Ход игры. Воспитатель предлагает игрокам выбрать  понравившийся макет, внимательно рассмотреть его. Ведущий дает камешек одному из игроков, тот рассказывает о макете, передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок рассказывает о своем макете и дальше передает камешек. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не расскажут свою загадку. В процессе игры следить за тем, что бы игроки  при описании называли существенные признаки предметов. Ведущий может задавать вопросы.

Усложнения. Роль ведущего предложить ребенку.         

«Сравни дома»

Дидактическая задача. Сравнение строения,  уточнение представлений о сходстве и различии построек. Развитие мышления.

Материал.  Парные карточки с изображение разных жилищ: изба – чум, юрта – изба, чум – юрта. Можно использовать макеты или изображение домов в компьютере.  Фишки.

Игровые правила. Назвать как можно больше сходств и отличий.

Ход игры. Подгруппе детей предлагают парные карточки.  Дается время на рассматривание. Дети называют сходства и отличия, за каждый правильный ответ получают фишку. Можно помогать товарищам и за это тоже получать фишки. Выигрывает тот, кто получил больше фишек.

«Придумай рассказ»

Дидактическая задача. Придумывание различных ситуаций, используя наглядную модель: предметные картинки, изображение людей, домашних животных. Закрепление  представлений об устройстве жилья, надворных постройках бурят, русских, эвенков.

Материал.3 рамочки, которые располагаются на доске или фланелеграфе, между ними стрелки. Набор картинок: дети, одетые в национальные костюмы, юрта, изба, чум, колодец, коновязь, очаг, печь и другие предметы жилья и надворные постройки.  Можно использовать компьютер.

Игровые правила. Дети составляют рассказы, используя наглядные модели.

Ход игры. Игра проводится с небольшой подгруппой. Дети рассаживаются вокруг доски или компьютера, а взрослый располагает в рамочках предметные картинки, людей. Дает время на рассматривание. Рассказ составляет тот, кого ведущий выбрал считалкой. За оригинальный рассказ без дополнений игрок получает красную фишку. За неполный рассказ – синюю. После 3-4 рассказов, картинки меняются. Выигрывает тот, кто получил красные фишки.

Усложнение. Постепенно переходить от конкретных фигурок, к схематическому изображению человечков, домиков, животных.

«Чего не хватает, дорисуй»

Дидактическая задача. Закрепление знаний детей о особенностях  внешнего вида юрты, избы, чума, о их внутреннем обустройстве, надворных постройках.

Материал. Листы бумаги с нарисованными домами, надворными постройками. На всех листах изображение частичное, с недостающими деталями. Цветные карандаши, фломастеры.

Игровые правила. Нарисовать недостающие детали, постройки.

Ход игры. Ведущий раздает детям листы бумаги с изображением домов, построек, дает время для рассматривания. Дети дорисовывают недостающие детали. Рассказывают, почему они дорисовали эти детали, надворные постройки,  для чего они нужны. Самые интересные работы поместить в группе на выставке.

Усложнение. Предложить детям дома, с родителями проделать эту работу.

«Путешествие по родному селу (городу)»

Дидактическая задача. Уточнение и   знаний о некоторых достопримечательностях родного села или города, о транспорте, труде жителей. Воспитание любви к малой Родине, желание узнать о нем как можно больше.

Материал. Фотографии.  

Игровые правила.  По сигналу найти необходимые  фотографии.

Ход игры. Расположить фотографии в разных уголках групповой комнаты. Считалкой дети делятся на подгруппы по 2-3 человека. Ведущий каждой команде дает задание собрать фотографии с изображением : памятников, зданий, транспортных средств, труд людей. По сигналу дети находят необходимую фотографию, возвращаются на место. Каждая подгруппа выставляет выбранные фотографии, рассказывает о том, что на них изображено. Выигрывает та команда, которая первая правильно выбрала фотографии.

Усложнения. Выигрывает та команда, которая составила  интересный рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на закрепление представлений о народном декоративно-прикладном искусстве

Представленные игры позволяют решить следующие задачи: Закреплять представления о народном декоративно-прикладном искусстве.Закреплять умение выделять характерные особенности предметов народных п...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на закрепление представлений о жанрах и видах изобразительного искусcтва

Представленные игры позволяют решить следующие задачи:Закреплять представления о жанрах (пейзаж, натюрморт, портрет) и видах (живопись, графика) изобразительного искусства.Упражнять в узнавании знаком...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на закрепление представлений о православных праздниках

Представленные игры позволяют решить следующие задачи:•Закрепление представлений о Рождестве Христовом и Пасхе.•Развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления....

Дидактические игры на закрепление представлений о народном костюме бурят, русских, эвенков.

Дети закрепят представления о собенностях  .национальной одежды бурят, русских, эвенков: особенности внешнего вида, цвет, материал, украшающие детали....

для детей - музыкальные дидактические игры на закрепление знаний о русских народных инструментах

Дидактический материал (дидактические игры для закрепления знаний о народных инструментах) дополнит и расширит познания ребенка о народных инструментах, улучшив его знания, приобщит к истокам на...

Дидактические игры для закрепления представления о форме и величине, подборка игр для формирования элементарных измерительных умений

- Дидактические игры для закрепления представленияо форме и величине- Подборка игр для формирования элементарных измерительных умений...

Дидактические игры на закрепление величины по формированию элементарных математических представлений

Дидактические игры на закрепление величины по формированию элементарных математических представлений...