« Народные и дидактические игры как средство формирования представлений о традициях русского народа»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Народные и дидактические игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Педагоги нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности , в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.
Сейчас мы познакомим вас с русскими народными играми, которые мы применяем в своей работе. Иногда можно услышать от взрослых, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Мы попробуем доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.
При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, мы разделила игры на следующие категории: игры интеллектуальные (словесные ); игры с пением и танцами (хороводные); игры подвижные; игры – состязания (спортивные). Игры обрядовые
Интеллектуальные игры(словесные) Эти игры мы применяем как часть занятия, разминку, заполняем ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях. Цель: закрепить представления детей и взрослых о фольклоре; приучать к самостоятельному выполнению правил; развивать творческие способности; развивать речь детей. Примеры словесных игр . Большую популярность среди детей приобрели словесные игры «Испорченный телефон», «Чепуха», «Города» и другие. Сейчас почти забыта интересная игра «Барыня».
«БАРЫНЯ» Нам барыня прислала Голик да веник, Сто рублей денег. Что хотите, то берите. Черно с белым не носите. Губки бантиком не делать, Не смеяться, не шутить. «Да» и «нет» не говорить. Вы поедете на бал? Далее следовал диалог. Важно вести диалог и при этом соблюдать все условия игры.
Игры с пением и танцами (хороводные) Такие игры проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах. Цель: развитие умения выразительно и ритмично двигаться; знакомство с русскими народными плясками, хороводами; развитие игрового творчества. Примеры хороводных игр. «Флажок», «Ходит Ваня», « Пузырь», «Зайка», «Колпачок» и другие . Очень интересная игра «Звонарь »
«Звонарь» Ход игры: Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает: Дили-дон, дили -дон, Отгадай, откуда звон. Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая: Дили-дон, дили -дон, Отгадай, откуда звон. На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Подвижные русские народные игры Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой. Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил. Примеры подвижных игр. «У медведя во бору», «Найди флажок», «Мыши и кот», «Поезд», «Пузырь», «Воробушки и кот» и другие. Предлагаем вашему вниманию игру «горелки».
«Горелки» Водящего выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии. ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глядь на небо, там птички летят , колокольчики звенят!" Водящий смотрит в небо, а последняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача этой пары постараться встать впереди, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре.
Игры – состязания (спортивные) Такие игры проводим (в основном, на улице) на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках и досугах, развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется русская удаль, характер нашего народа, воля и стремление к победе. Цель: развитие интереса к народным играм; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Примеры спортивных игр. «Не теряй равновесия», «Кому достанется кегля», «Совушка», «Передача мяча по кругу», «Найди флажок». Забытая игра «Перетяни веревку»
Игра «Перетяни веревку» На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.
. Игры обрядовые В ходе таких игр происходит развитие речи детей - пополнение и активизация словаря , развитие связной речи , умение правильно выражать свои мысли. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребёнок приобщается к культуре страны, в которой живёт и культуре мира. Обрядовая игра развивает у ребенка умения взять на себя определённую роль , выполнять правила игры , развернуть её сюжет. Цель: Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами, народными играми; Примеры обрядных игр . «Игра с яйцами», «Масленица», «Заря», « У Салохи », « Богатырское двоеборье» и другие . Очень любимая игра детей «Ручеек»
Игра «Ручеек» Это старинная игра-обряд , которая символизировала желание крестьянина, на дружное таяние снега, чтобы поля быстрее освободились, и можно было сеять зерно. Описание игры . Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд.
Такие игры мы используем дидактические и народные игры в воспитании нравственно-патриотических качеств у дошкольника. Этот вопрос стал особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои. Хотим закончить словами К. Зурабовой , потому что они перекликаются нашими мыслями “…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка к традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.
I. Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...

«Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
laquo;Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». (Д.В. Менджерицкая)...
Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа
Русские народные игры – средство приобщения ребёнка...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка к традициям русского народ...

Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»
Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...
Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа
Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа...
