Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
консультация (младшая группа)

Родительское собрание Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие речи детей раннего возраста.

Секреты общения с ребенком в семье».

Составила с использованием интернет ресурсов

 воспитатель СПДС «Сказка»

Рыськова Наталья Александровна

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями речевого развития ребенка раннего возраста
  • способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;
  • познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
  • вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Средства: выставка книг с фольклорным содержанием, выставка дидактических игр и пособий по развитию речи с использованием устного народного творчества, буклеты для родителей «Потешки для вашего малыша».

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней: чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Е. Щукина

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. от вас, родителей, и нас - педагогов. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием.

МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ – обучение происходит через ИГРУ.

Мы хотим поговорить с вами о том, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность развивать свою речь и дома. Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях: художественно-эстетических (рисование, лепка), на музыкальном занятии; а также вне занятий – в игровой деятельности.

 На занятиях по развитию речи мы читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста).  Помогаем детям, задавая наводящие вопросы (о чём, о ком читали ?, что это?, а это кто? и т. д.)

Для вас родители. Рассказывайте, читайте с ребёнком сказки – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть. Дети очень любят театр. Это прекрасный способ для развития мышления и речи.

Идёте домой из д/с или в д/с ПРОСЬБА разговаривайте с ребёнком, описывайте всё то, что видите (сейчас зима, холодно, идёт снег…), задавайте вопросы своему ребёнку: какого цвета снег?, снег теплый или холодный?...)

Комментирование действий - это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша, ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова.

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

На художественно- эстетических занятиях мы рисуем, лепим. На рисовании мы используем карандаши, краски. Как вы думаете, чем можно рисовать? (с помощью кисточек, пальчиками, штампами, ватными пальчиками) – пусть сами говорят

Для вас родители.  Не обязательно рисовать только карандашом и на бумаге. Можно рисовать на снегу и песке палочкой во время прогулки, на запотевшем окне пальчиком.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука: следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Поэтому большое внимание в своей работе мы уделяем развитию мелкой моторики.  Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а, следовательно, и развить речь. Для развития мелкой моторики рук мы используем: шнуровки, прищепки, фетровые книги, мозаику и др. Уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве являются пальчиковые игры и упражнения. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек. Игры с пальчиками — это не только полезное занятие для развития речи и мелкой моторики, но и радостное общение с близкими людьми.

Так же детям очень необходима гимнастика язычка. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

А теперь мы предлагаем вам поразмыслить над такой темой: «Роль фольклора в развитии речи ребенка».

       Детский фольклор - это особая часть народной культуры. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора -  потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

А сейчас, уважаемые родители, предлагаем Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.

Для начала мы подготовим наши руки: игра «Ладошки»

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».
1.Задание «Продолжи потешку» (воспитатель кидает мяч родителям, у кого мяч – тот и продолжает текст потешки):

*Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,.. (далее…)
Кто каши не ест, 
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает!

*Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,.. (далее…)
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Детям спать не даешь!

*Сорока-белобока
Кашу варила,
Детей кормила… (далее)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
Этому не дала.
Этот мал, не дорос,
Он воды не принес.

*- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку… (далее…)
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

2. Задание «Угадай сказку» (Отгадайте название сказки по отрывку):
а) «…полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше… («Колобок»)
б) « - Что, зайчик, плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу…». («Лиса и заяц» или «Заюшкина избушка»)
в) «… Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
- Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!..» («Маша и медведь»)
г) «…Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка…» («Волк и семеро козлят»)
3. Задание «Уложи спать малыша» (Воспитатель предлагает взять в руки куклу, нужно ее уложить спать, для это необходимо вспомнить колыбельные песенки):

*Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки!
Зайки травку едят,
Деткам спать они велят.
*Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок к нам не ходи,
Нашу детку не буди!

В заключение еще раз хочется сказать: дома уделяйте внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребенку сказки, потешки, загадки, стихи и разучивайте их. Поощряйте в семье занятия ребенка рисованием, конструированием и лепкой. Больше бывайте на природе. Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения. Пусть дети радуют Вас. Спасибо за внимание!

Литература:

  1. https://edu-time.ru/pub/101294
  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/18789/ФОЛЬКЛОР
  3. https://kladraz.ru/blogs/blog21074/blog-natalja-aleksandrovna-pjatunina.html
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-v-grupe-ranego-vozrasta-na-temu-posidim-rjadkom-pogovorim-ladkom.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколен...

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:-познакомить родителей с особенностями речево­го развития детей младшего дошкольного возраста;-проанализировать...

Родительское собрание, «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Знакомство родителей с особенностями регового развития детей младшего дошкольного возвраста....