Такая разная и полезная аппликация
консультация (средняя группа)

Павленко Елена Александровна

Распространено мнение о том, что если аппликация требует тонких действий рук и пальцев – вырезать детали аппликации, намазывать детали клеем, приклеивать детали аппликации в нужном месте основы, то эта деятельность недоступна для самых маленьких. Кроме того, многие боятся, что познакомившись с аппликацией, ребенок может начать резать все подряд, или размазывать клей по всей квартире. К тому же для создания красивого изображения необходимо терпение и время, а ребенку бывает трудно сосредоточиться на одном виде деятельности более 5-7 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon takaya_raznaya_i_poleznaya_applikatsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Такая разная и полезная аппликация…

Занятия аппликацией развивают у детей аккуратность, усидчивость, вкус. Работа с клеем, бумагой, ножницами и различными материалами для аппликации совершенствует мелкую моторику рук, способствует координации движений. И это самое важное, ведь именно тонкая моторика дошкольника очень важна для развития будущих школьных навыков.

На занятиях аппликацией ребёнок получает представление о геометрических формах, о свойствах различных предметов и способах их взаимодействия друг с другом, узнает чуть больше об окружающем его мире. В своей работе он из нескольких частей собирает целую картину, и наоборот, учится делить целое на составляющие. Тем самым он получает опыт составления композиции, учится составлять разные цвета, запоминает их названия.  

Занятия аппликацией стимулируют мыслительные процессы, развивают объёмное мышление. Учат видеть конечный результат в самом начале изобразительного процесса.

И конечно, аппликации – это уникальная возможность развить творческие способности и пробудить фантазию малыша, наблюдательность, воображение.

Распространено мнение о том, что если аппликация требует тонких действий рук и пальцев – вырезать детали аппликации, намазывать детали клеем, приклеивать детали аппликации в нужном месте основы, то эта деятельность недоступна для самых маленьких. Кроме того, многие боятся, что познакомившись с аппликацией, ребенок может начать резать все подряд, или размазывать клей по всей квартире. К тому же для создания красивого изображения необходимо терпение и время, а ребенку бывает трудно сосредоточиться на одном виде деятельности более 5-7 минут.

Однако существуют эффективные методики, которые позволяют организовать занятия аппликацией с самыми маленькими. Для этого используются приемы дополнения готового изображения деталями, разные методы аппликации без использования ножниц («мятая бумага», обрывная аппликация). Кроме этого, на занятиях аппликацией с самыми маленькими используются различные материалы, которые облегчают деятельность и делают ее разнообразной – это не только цветная бумага и красивые фигурки из бумаги, но и разноцветные салфетки, вата, ткань. Специальные методики аппликации с детьми раннего возраста позволяют получить яркий результат. Несложные приемы осваиваются ребенком быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать ребенка.

Наиболее эффективная форма подачи материала – сюжетно-игровая: когда используется интересные ребенку сюжеты (тексты и картинки), а выполнение задания становится важным и необходимым для достижения результата в ходе интересной игры, что создает устойчивый мотив деятельности, помогая ребенку в достижении результата. Использование готовой картинки-основы для задания облегчает организацию занятия и сокращает время его проведения, сворачивая этап подготовки к выполнению задания.

Рассмотрим необходимые материалы для аппликации.

Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги, картона, ткани и других материалов. Основа-фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета используемых для аппликации материалов. Чаще всего используется цветной картон или плотная бумага – обычная белая, цветная, или бархатная. Размер и формат фона зависят от масштаба и темы аппликации.

Бумага используется на занятиях аппликацией в качестве основного материала. Бумага содержит в себе разнообразные возможности. В жизнь ребенка этот материал входит очень рано: маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Ребенок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками. Кроме очевидной пользы, «общение» с бумагой незаметно влияет на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики, обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги, появляется интерес к рисованию и аппликации.

На первых занятиях с ребенком удобно использовать двустороннюю цветную бумагу, в этом случае дети не будут путаться, с какой стороны следует наносить клей. Подберите плотную цветную бумагу для наклеивания детьми готовых изображений, так как тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнется, может порваться. Более тонкую цветную бумагу (можно использовать наборы цветной бумаги для оригами) подберите для занятий, на которых используется методы «мятые картинки» и «рваная бумага», или когда дети самостоятельно разрезают бумагу ножницами.

Клей – необходимый материал для аппликации. При обучении приклеиванию деталей мы рекомендуем вначале использовать клейстер, сваренный из муки или крахмала, чтобы ребенок мог намазывать клей пальчиком или губкой. В дальнейшем можно обучать ребенка пользоваться клеем-карандашом и намазывать клей ПВА при помощи кисточки.

Ножницы с безопасными концами можно предложить ребенку ближе к трем годам. Познакомив ребенка с детскими ножницами, мы начинаем кропотливый процесс обучения их использованию – как следует держать ножницы, как резать, как передавать ножницы, как следует соблюдать правила безопасности при использовании ножниц. Ребенок может тренироваться в разрезании – сначала разрезает бумагу как получится, затем можно предложить ему разрезать бумагу на полоски, квадраты и прямоугольники (на глаз или по нарисованным заранее линиям). Получившиеся детали используются для создания аппликаций.

Дополнительные материалы – наклейки, канцелярские стикеры, готовые картинки, вата, ткань и другие – также используются для занятий аппликацией даже с самыми маленькими. Использование дополнительных материалов позволяет облегчить процесс аппликации и сделать его более разнообразным и интересным.

Рассмотрим ниже правила аппликации.

Перед началом занятий расскажите ребенку о следующих правилах аппликации (эти правила пригодятся ребенку и в дошкольном возрасте):

• Аккуратно, равномерным слоем намазывать на бумагу клей пальчиком (или губкой, кисточкой, клеевым карандашом) от середины изображения к уголкам и сторонам.

• Намазывать клей с обратной стороны изображения (если цветная бумага односторонняя).

• Переворачивать бумажную деталь, держа ее с обеих сторон пальцами (большим и указательным или большим и средним).

• Прикладывать деталь проклеенной стороной к бумаге и прижимать изображение к бумаге всей ладонью.

• Разглаживать приклеенную деталь мягкой тряпочкой или салфеткой.

• Вырезать фигуры не из целого листа бумаги, а из небольших кусочков – квадратов, прямоугольников.

• При создании изображения сначала надо расположить все детали на основе, а затем приклеивать детали по очереди.

• Работать с ножницами аккуратно, соблюдать осторожность: не размахивать ножницами, брать только за ручки-кольца, передавать ручками вперёд.

Ближе к трем годам можно начинать обучать ребенка пользоваться ножницами. Для этого надо подобрать специальные детские ножницы с закругленными краями (также полезно на первом этапе использовать специально сконструированные ножницы, лезвия которых раздвигаются автоматически, так как именно это движение представляет для ребенка наибольшую трудность).

Бумагу для разрезания лучше использовать двустороннюю тонкую, которую дети могут разрезать без усилия. Перед началом занятия объясните ребенку правила использования ножниц: ножницы надо правильно держать, не поднимать и не размахивать ножницы, передавать ручками вперед, беречь пальцы от лезвий (правильно держать бумагу). Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить работу за него. Взяв руку ребенка в свою, еще раз покажите ему, как нужно вырезать тот или иной предмет, а также подсказывайте правильные действия. Обратите внимание ребенка, как лучше подготовить рабочее место во время использования ножниц: бумажные обрезки складывать в крышку от картонной коробке– в этом случае мелкие кусочки бумаги не будут разлетаться по комнате.

После знакомства с ножницами мы учим ребенка разрезать бумагу по прямым линиям (лучше нарисовать их заранее), а также используем метод неточного вырезания (ребенок вырезает деталь примерно, не обязательно ровно по краю). Скорее всего, что у ребенка получится пользоваться ножницами не сразу – помните, что технические приемы работы с ножницами дети осваивают постепенно, это длительный, требующий многократных упражнений процесс. Со временем действия ребенка станут более уверенными, а вырезанные детали аппликации аккуратными

Метод разрезания по прямым линиям.

Для тренировки навыка разрезания, сначала лучше предложить ребенку разрезать бумагу по прямым линиям, которые заранее нарисованы на листе при помощи линейки и карандаша. Полученные в ходе разрезания разноцветные полоски и квадраты используются для сюжетной аппликации. Чтобы работа не стала механической, напоминайте ребенку, для какого изображения будут использоваться полученные детали. Будьте готовы к тому, что поначалу вырезанные детали будут не очень ровными, но со временем ребенок научится действовать более аккуратно.

Важное место в развитии творчества ребенка занимают продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, результатом которых является некий продукт творчества, который можно рассмотреть, подержать в руках, подарить близким или друзьям.

Видеть результат своих усилий особенно важно для ребенка – это дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения. Кроме всего вышеперечисленного, занятия продуктивными видами деятельности приносят много пользы: дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и речь, знакомят с явлениями окружающего мира.

Поэтому можно утверждать, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием необходимы и важны детям 2-3 лет и не стоит откладывать занятия до дошкольного возраста (после 4-х лет), нужно только правильно подобрать методики.

Итак, в процессе занятия ребёнок усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии, совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений. Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называют величинные понятия. Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Большая роль в аппликации уделяю её цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на детей, увлекая их красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передавать явления природы, составить композиции типа букета, украшения ковров. Дети учатся видеть красоту и передавать её в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

В результате таких занятий у дошкольника формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность, развивается координация движения рук. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости при достижении положительного результата.

Уровень овладения навыками и умениями, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребёнка к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"

Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 лет. Аппликация «Флажки такие разные»

Цель: составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и форме.Задачи: учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету и форме; развивать чувство цвета, ф...

Аппликация в подготовительной группе «Такие разные дети на нашей планете»

Задачи: формировать представления о планете Земля и жизни людей на планете; учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; учить подбирать слова-определения; ...

«Такая разная и полезная капуста»

Описание проектной деятельности с детьми старшей группы «Такая разная и полезная капуста»....

«Такая разная и полезная капуста»

Презентация с описанием проектной деятельности с детьми старшей группы....