«Адаптация детей при переходе из семьи в ДОУ в возрасте 3-4 лет»
материал (младшая группа)

Уважаемые  родители!

 Прошло уже несколько месяцев, как Ваши дети переступили порог нашего дошкольного учреждения.  Кто – то  уже бежит утром в группу с  удовольствием. А кто – то продолжает плакать. Почему так?  Ответы на эти и  многие другие вопросы Вы узнаете, ознакомившись с консультацией «Адаптация детей при переходе из семьи в ДОУ в возрасте 3-4 лет»

         Давайте, совместно (родители, педагоги ДОУ)  проявим всю любовь, силу воли, терпение и опыт, чтобы облегчить  нашим детям привыкание к нашей группе, к новым условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_pri_perehode_iz_semi_v_dou.docx183.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Валентина\Desktop\Печать. 13.11. 2020. Новая папка\adaptaciya5.jpg «Адаптация детей при переходе из семьи в ДОУ в возрасте 3-4 лет»

                 Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Наши малыши – это дети, возраст которых 3,5 -4 года.

Именно в этот период, адаптация к детскому саду проходит тяжелее всего, поскольку совпадает с кризисом развития личности.

Ребенок начинает осознавать собственное «Я». Он стремится к самостоятельности, самоутверждению. В это время у него активно развивается воля и самолюбие, что проявляется в стремлении ставить перед собой цели и добиваться их любой ценой, а также гордиться своими достижениями. Все эти новые черты являются положительным следствием кризиса для ребенка.

Однако есть и неприятная сторона – обострение детско-родительских отношений.

У малыша ни с того ни с сего, появляются некоторые особенности, которые очень тревожат мам и пап. Это деспотизм, своеволие, упрямство, строптивость и негативизм. Обнаруживаются они в том, что ребенок стремится добиться от родителей именно того, чего он хочет, даже если это принесет ему вред. Мнение взрослых малыш ни во что не ставит, отказывается подчиняться, требованиям и просьбам, пытаясь сделать все наоборот.

И вот в этот «прекрасный» период ребёнок попадает в дошкольное учреждение!

Причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

  • Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал).
  • В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
  • Личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
  • Дети испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
  • Избыток впечатлений.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.

  • Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. 
    Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. 
  • Средняя степень адаптации - в эту группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет. 
    Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений.  При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений. 
  • Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие),  недержание мочи, короткие вспышки температуры.

Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Ребенок может впадать в оцепенение, как манекен, выходя из него только при открывании входной двери. Или, наоборот бурно и агрессивно реагировать на любую попытку контакта. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается. Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?», или раскачиваться на стуле, впадая в состояние.

Hо, постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. 

Поверьте,  нам, требуется вся сила воли, терпение и опыт, чтобы облегчить детям привыкание к новой группе, к новым условиям жизни.


Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.  
                                  Рекомендации родителям:

  •  Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему.
  •   Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
  •   Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  •   Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Посоветуйтесь с воспитателями, они подскажут, как лучше одевать ребенка.
  •  Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  •  Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  •  При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
    Дорогие родители!

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек. ( большую пользу нам оказывают портфолио  ваших детей)

Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. 
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму. 
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
  Старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он  учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны.

Удачи Вам!

C:\Users\Валентина\Desktop\Печать. 13.11. 2020. Новая папка\adaptaciya8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу.

    При  переходе из яслей в младшую   группу дети испытывают определенные трудности, а именно не сразу адаптируются к новой обстановке, иногда даже временно теряют уже...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу

Советы родителям по адаптации дктей при переходе из яслей в младшую группу...

Консультация для педагогов дошкольного учреждения на тему: «Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию»

Для ребенка младенческого и раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужими» людьми и непривычными отнош...

Занятие по адаптации детей к детскому саду во 2 группе раннего возраста "Кукла Катя пришла в детский сад".

Снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей, развитие навыков взаимодействия друг с другом, внимания, восприятия речи взрослого, интереса к происходящему. Формирование положительного отношени...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу

Рекомендации родителям  детей 3-х лет...