ПЛАН психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет – адаптация детей при переходе в следующую возрастную группу
рабочие листы (младшая группа)

Рачкова Екатерина Александровна

ПЛАН

психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет – адаптация детей при переходе в следующую возрастную группу

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округу города Райчихинска Амурской области

ПЛАН

психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет – адаптация детей при переходе в следующую возрастную группу

Воспитатель: Рачкова Е.А.

Описание возрастных и психологических особенностей

детей 3-4 лет

ПОКАЗАТЕЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка, потребность ребенка в движении

Ведущая функция

Восприятие

Поведение

Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый, действия и поступки ситуативные, последствия их ребенок не представляет

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие

Отношения со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый — источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству, еще нужны поддержка и внимание взрослого

Сношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник ещѐ малоинтересен , но начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»).

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, может стыдиться своих плохих поступков, хотя, эти чувства неустойчивы.

Способ познания

Экспериментирование, конструирование

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 3-4 предмета

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы — заместители, картинки)

Речь

Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми

Новообразования возраста

Самопознание, первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, усвоение первичных нравственных норм

        

Цель психологического сопровождения детей 3-4 лет – адаптация детей при переходе в следующую возрастную группу.

Задачи:

  • Продолжать формирование психолого-педагогической компетенции

родителей и педагогов, с целью преодоления у детей негативных проявлений кризиса 3-х лет;

  • снижение у детей импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; преодоление негативизма;
  • снятие у детей эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие навыков социального поведения и социальной компетенции;
  • развитие коммуникативных умений и навыков в ролевых играх;
  • способствовать формированию сюжетно-ролевой игры и продуктивных
  • видов деятельности;
  • развитие у детей начальных представлений о себе;
  • развитие восприятия, внимания, речи, репродуктивного воображения,

формирование предпосылок для перехода к наглядно-образному мышлению;

  • продолжать формирование представлений о форме, цвете, величине.

Тематическое планирование проведено по книге Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» -

М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК) и дополнено развивающими играми иупражнениями из книги И.С.Ильиной «Адаптация ребѐнка к детскому саду.

Общение, речь, эмоциональное развитие (Детский сад: день за днѐм).– Ярославль: Академия развития, 2008.

Структура и форма занятий

1. Приветствие. Настрой на общение и совместную игру. Сюрпризный моментпоявление яркой игрушки по теме занятия, чтение весѐлой потешки илистихотворения про игрушку.

2. Знакомство и обследование игрушки малышами (под руководством педагога).

3. Игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, «топотушки», «ладушки» и «догонялки», игры-имитации и ролевые игры.

4. Творческое задание (нарисовать ягодки, слепить грибочки, покрошить «крошечки», налить молочка и т.д., сделать игрушке подарок- намотать клубочек, нарисовать шарик, слепить мячик, приклеить бантик и т.д.).

5.Пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация под музыку.

6. Ритуал прощания в кругу.

Занятия длительностью 13 минут проводятся 1 раз в неделю с подгруппой или группой детей. Каждое из занятий повторяется по 2 раза, чтобы детям было легче запомнить слова потешек и песенок, правила игр.

Национально-региональный компонент:

- Посещение с детьми мини-музея в ДОУ «Русская изба», познакомить детей с традиционной русской печью (сказка «Колобок»), вызвать познавательный интерес к изучению народных традиций и культуры

- прививать детям любовь к народной игрушке, развивать игровые действия, «Рассматривание и собирание Матрѐшки», игры с динамическими ручными деревянными игрушками крутить «Деревянный волчок», учить дудеть в деревянную дудочку, ритмические упражнения с деревянными ложками;

-проведение с детьми народных и хороводных игр; организация ролевых игр по сюжетам знакомых русских народных сказок;

-рассматривание иллюстраций и мнемотаблиц к знакомым народным сказкам; проведение дидактических игр по сказкам «Собери картинку», «Найди пару» и др.

-просмотр младшими дошкольниками в ДОУ кукольных спектаклей по мотивам народных сказок;

- воспитывать бережное отношение к результатам труда других людей,

- стимулировать детей на диалог о своей семье «Как мы готовимся дома к Новому году»;

-разучивание логоритмических упражнений на новогоднюю тему, пальчиковой гимнастики;

-наблюдение за сезонными изменениями в природе, учить детей любоваться родной природой, знакомство с зимними забавами, с приметами русской зимы.

Прививать детям привычку к ЗОЖ;

-развивать чуткость, эмоциональную отзывчивость, стремление делать добрые

Поступки (подарки своими руками на праздник для родителей; подкормка птиц).

Календарно-тематический план по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «В гости к нам пришли игрушки!»

Кол-во занятий

Тема занятий

Базовый компонент

Компонент ДОУ

1.

2 занятия

«Божья коровка»

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  • развитие внимания, речи и репродуктивного воображения

- Знакомить детей

друг с другом.

- Создавать

благоприятную

атмосферу на

. -

Формировать

положительное

отношение к

содержанию занятий.

- Развивать

коммуникативные

навыки

2.

2 занятия

«В гости шла сороконожка»

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  • развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
  • развитие речи, творческих способностей.

3.

2 занятия

«В гости к ежику» или прогулка в осенний лес

  • сплочение группы, развитие эмпатии;
  • развитие слухового внимания,
  • произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
  • снижение излишней

двигательной активности;

  • обучение различению цветов,
  • соотнесению предметов по цвету;
  • развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.)
  • местонахождение вещей;
  • развитие общей моторики;
  • развитие памяти, речи и репродуктивного воображения.

-Обсуждение

признаков осени,

-обучение

различению цветов,

соотнесению

предметов по цвету;

4.

2 занятия

«Сорока-белобока»

  • сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со
  • сверстниками;
  • повышение эмоционального тонуса;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  •  развитие ориентации в

пространстве;

  • обучение отражению в речи своего местонахождения,
  • местонахождения других детей, предметов;
  • развитие зрительного и

тактильного восприятия, речи и репродуктивного воображения

- Создавать

благоприятную

атмосферу на

занятиях

- Развивать

произвольность.

- Развивать навыки

культурного

общения.

- Пальчиковые игры

 «Сорока-белобока»

«Мальчик-пальчик» и

др. по музыкальной

программе

Е.Железновой

5.

2 занятия

«Веселый

Петрушка с

погремушкой»

  • развитие умения

согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

  • закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);
  • закрепление пространственных

представлений («верх», «низ»);

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие восприятия, речи и

репродуктивного воображения.

Использование

музыкальных этюдов

из произведений

русских

композиторов

- развитие общей и

мелкой моторики;

6.

2 занятия

«Мишка лежебока»

  • сплочение группы, развитие эмпатии;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  •  развитие умения
  • согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
  • развитие координации

движений, общей и мелкой

моторики;

  • развитие внимания, речи и репродуктивного воображения

7.

2 занятия

«Звери Новый

год встречали,

звери ѐлку

наряжали!»

  • создание положительного

эмоционального настроя в

группе;

  • отработка умения
  • согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  • отработка быстроты реакции;
  • развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие тактильного

восприятия, внимания, речи

- повторение

признаков зимы,

зимних забав.

- Игры на умение

соотносить предметы

по величине: «Мышь

и слон», «Подарок»,

«Наведи порядок».

- развитие сенсорного

восприятия.

8.

2 занятия

«Клубочки для котят, а мячи для щенят»

  • развитие коммуникативных

навыков (учить устанавливать

контакт; друг с другом,

действовать согласованно,

подстраиваться к темпу движений партнера);

  • снятие эмоционального и

мышечного напряжения;

  • развитие умения

согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

  • развитие ориентации в

собственном теле;

  • развитие общей и мелкой

моторики;

  • развитие зрительного

восприятия, речи и репродуктивного воображения

- закрепление

сенсорных эталонов

(большой,

маленький, средний),

- развитие чувства ритма

9.

2 занятия

«Подарили

Зайке барабан»

  • создание положительного

эмоционального настроя в

группе;

  • развитие умения подражать движениям взрослого;
  • развитие координации

движений, общей и мелкой

моторики;

  • развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
  •  снижение излишней

двигательной активности,

импульсивности;

  •  развитие тактильного

восприятия, внимания, речи и репродуктивного воображения

- Продолжать

развитие

коммуникативной и эмоциональной сфер детей.

- Продолжать

развивать навыки

общения детей друг с другом.

- использование

плясовых мелодий

10.

2 занятия

«Мыльные

пузыри,

смотри на что похожи

назови!»

  • снятие эмоционального

напряжения и агрессии;

  •  снижение излишней

двигательной активности, импульсивности;

  • Обучение детей  установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи и репродуктивного воображения

- использование

плавных мелодий,

- развитие умения

двигаться в

соответствии с

темпом мелодии

11.

2 занятия

«Слушай,

слушай –

не зевай,

с погремушкой

так играй!»

  • создание положительной

эмоциональной обстановки;

  • сплочение группы, отработка умения согласовывать свои

движения с движениями

других детей, с ритмом музыки и текста;

  • развитие образности слухового восприятия;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  •  развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи.

- Продолжать

развитие

коммуникативной и эмоциональной сфер детей.

- Продолжать

развивать навыки

общения детей друг с другом.

12.

2 занятия

«Дружные

Матрѐшки разноцветные

одѐжки»

  • оптимизация детскородительских отношений;
  • воспитание доброго

отношения к маме;

  • развитие двигательных

навыков;

  • развитие восприятия,

внимания и речи.

- Участие в весенних

утренниках ДОУ.

Праздник 8 Марта.

- развитие эмпатии

-дидактические игры

с матрѐшками.

13.

2 занятия

«Непослушные

мышата»

  • преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
  • формирование положительной самооценки;
  • развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью,
  • преодолевать двигательный автоматизм;
  • развитие слухового внимания, быстроты реакции;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие чувства юмора, речи.

- Развитие умения

согласовывать свои

действия с действиями других детей, с

ритмом стиха, с

правилами игры.

- игры «Мыши и

часы»

- музыкальная игра

«Мышь полезла в

первый раз…»

14.

2 занятия

« Смелый

Колобок»

  • сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;
  • снятие страхов перед

сказочными героями;

развитие моторики,

координации движений;

  • развитие восприятия

(вкусового, тактильного,

зрительного, обонятельного);

  • развитие пространственных

представлений;

  • развитие внимания, речи и

репродуктивного воображения

- Русская народная

сказка «Колобок»

- развитие сенсорного

восприятия

- повторение

названий диких

животных

15.

2 занятия

«Кто в

теремочке

живѐт?»

  • формирование положительной

самооценки;

  •  развитие стремления

сопереживать, помогать,

поддерживать друг друга;

  • развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
  •  развитие слухового

восприятия, умения

воспроизводить услышанные

звуки;

  • развитие моторики,

координации движений,

ориентации в собственном теле

  • развитие пространственных

представлений.

- Русская народная

сказка «Теремок»-

Прослушивание

музыки «Голоса

животных и птиц»;

- закрепление

сенсорных эталонов

(цвета)

Диагностический блок  психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Методика

Цель

Источник

«Наблюдение за поведением

детей раннего и младшего

дошкольного возраста в

период адаптации»

Оценка воспитателями

состояния детей в период

адаптации, психологический

прогноз уровня

адаптированности.

Роньжина А.С. Занятия

психолога с детьми 2-4-х лет в

период адаптации к

дошкольному учреждению .-

М.: Книголюб, 2003.

«Паровозик»

(модификация цветового теста

Люшера)

Диагностика эмоционального

состояния ребенка

Прохоров А.О, Велиева С.В.

Психология психических

состояний» Казань, 1998,

Вып.1, с.162-187

План работы с родителями (законными представителями) детей   младшего дошкольного возраста

Форма работы

Цель/задачи

Примерные сроки проведения

Выступление на

родительском собрании

Повышение активности

родителей в сотрудничестве с

детским садом по созданию

условий для адаптации и

развитии детей. Познакомить

родителей с

психологическими особенностями детей раннего и

младшего дошкольного

возраста и с мерами

профилактики дезадаптации

детей к ДОУ.

сентябрь-октябрь

Анкетирование родителей

Изучение социальной

ситуации развития каждого

ребенка, установление

обратной связи с родителями.

октябрь-ноябрь

Психологический тренинг

или открытое занятие для

родителей младших групп

по адаптации ребенка к

условиям сада

Формирование у родителей и

детей положительных

установок по отношению к

ДОУ и освоение родителями

игровых и коммуникативных

приемов и техник, которые

помогут детям 3-4 лет

ноябрь

успешно адаптироваться к условиям дошкольного

учреждения.

Ноябрь

Консультации групповые и

индивидуальные по

темам: «Адаптация

ребенка к детскому

саду»; «Роль

любимой игрушки в

адаптации детей к

д/с». «Как снять

напряжение у

ребенка после дня в

детском

саду?»;«Роль

родительских

установок в

эмоционально-личностном развитии

ребенка»; «Психотера

пия материнской

любовью».

Повышение активности

родителей в сотрудничестве с

детским садом по созданию

условий для адаптации и

развитии детей.

Рекомендации родителям как помочь ребенку легче

пережить процесс перехода

из дома в детский сад.

С сентября

и в течение года

Семинар «Наказывая -

подумай: «Зачем?»

Помощь родителям в

формировании их

педагогической позиции,

учить понимать своего

ребенка и принимать его

таким, какой он есть,

общаться с ним; проводить

профилактические

мероприятия по

предотвращению жестокого

обращения с детьми.

февраль-март

Практикум: «Создание

условий для развития

сенсорных способностей

детей»

Создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи,

повышение информационной

культуры родителей.

Март

Оформление папок, ширм

Повышение психолого-педагогической компетенции

родителей.

В течение года

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами и воспитателями по работе младшего дошкольного возраста

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Учитель-логопед

Руководитель ИЗО студии

1.Организация

наблюдения за

детьми в период

адаптации.

2.Помощь в

проведении

анкетирования

родителей.

3.Консультации

для воспитателей:

«Особенности

адаптации детей

раннего и

младшего

дошкольного

возраста к

условиям ДОУ»,

«Создание

успешных

условий адаптации

детей в ДОУ».

4.Совместное

проведение

игровых занятий

по адаптации

1.Рекомендации и

помощь в подборе

музыкальных и

хороводных игр,

музыкальных

композиций по темам

адаптационных

занятий.

2.Совместное

создание

музыкальной

фонотеки для

релаксационных

упражнений

1.Рекомендации и

помощь в подборе

для тематических

игровых занятий

по адаптации

потешек, прибауток, сказок для

малышей.

2.Подбор игр для

речевого развития

детей раннего и

младшего

возраста

1.Обмен опытом

в проведении

пальчиковых игр.

2. Помощь в

подборе

арттепевтических

игр, упражнений

и творческих

заданий для

малышей в

соответствие с

тематическим

планом по

адаптации.

Мониторинг детского развития

И. ребенка

Группа детского сада

Качества личности по целевым ориентирам

Любознательность

Инициативность

Самостоятельность

Уверенность в своих силах

Способность к

фантазии, воображению

творчеству

Потребность в творчестве

Открытость внешнему миру

Положительное отношение себе и другим

Активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми

Имеет начальные знания о

себе, о предметном мире, о

природе, о социальном мире, о

ЗОЖ

Умение подчиняться разным

правилам и социальным нормам

Умеет договариваться, учитывать

интересы и чувств других,

сопереживать другим, старается

конструктивно разрешать

конфликты

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного переходу в следующую возрастную группу «Волшебный ключ»

Сценарий праздника, посвященного переходу в следующую возрастную группу«Волшебный ключ»  Участники мероприятия: 2мл.гр. группа.Место проведения: музыкальный залМузыкальный руководитель...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу.

    При  переходе из яслей в младшую   группу дети испытывают определенные трудности, а именно не сразу адаптируются к новой обстановке, иногда даже временно теряют уже...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу

Советы родителям по адаптации дктей при переходе из яслей в младшую группу...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу

Рекомендации родителям  детей 3-х лет...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу.

В сентябре происходит одно важное событие в жизни многих людей в возрасте около трёх лет, переход из яслей во вторую младшую группу....

Консультация для родителей «Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу»

Когда ребёнок уходит из яслей в младшую группу, начинается новая адаптация к детскому саду. Она, конечно, уже не такая сложная и болезненная, как та, когда ребёнок впервые приходит в детский сад, пото...

Консультация для родителей: "Адаптация детей при переходе из ясельной группы в младшую группу"

Цель: Дать рекомендации родителям для более быстрой и безболезненной адаптации ребенка при переходе в младшую группу детского сада....