ПЛАН психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет – адаптация детей при переходе в следующую возрастную группу
рабочие листы (младшая группа)
ПЛАН
психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет – адаптация детей при переходе в следующую возрастную группу
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округу города Райчихинска Амурской области
ПЛАН
психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет – адаптация детей при переходе в следующую возрастную группу
Воспитатель: Рачкова Е.А.
Описание возрастных и психологических особенностей
детей 3-4 лет
ПОКАЗАТЕЛИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка, потребность ребенка в движении |
Ведущая функция | Восприятие |
Поведение | Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый, действия и поступки ситуативные, последствия их ребенок не представляет |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие |
Отношения со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый — источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству, еще нужны поддержка и внимание взрослого |
Сношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник ещѐ малоинтересен , но начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, может стыдиться своих плохих поступков, хотя, эти чувства неустойчивы. |
Способ познания | Экспериментирование, конструирование |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 3-4 предмета |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5 |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы — заместители, картинки) |
Речь | Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми |
Новообразования возраста | Самопознание, первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, усвоение первичных нравственных норм |
Цель психологического сопровождения детей 3-4 лет – адаптация детей при переходе в следующую возрастную группу.
Задачи:
- Продолжать формирование психолого-педагогической компетенции
родителей и педагогов, с целью преодоления у детей негативных проявлений кризиса 3-х лет;
- снижение у детей импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; преодоление негативизма;
- снятие у детей эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие навыков социального поведения и социальной компетенции;
- развитие коммуникативных умений и навыков в ролевых играх;
- способствовать формированию сюжетно-ролевой игры и продуктивных
- видов деятельности;
- развитие у детей начальных представлений о себе;
- развитие восприятия, внимания, речи, репродуктивного воображения,
формирование предпосылок для перехода к наглядно-образному мышлению;
- продолжать формирование представлений о форме, цвете, величине.
Тематическое планирование проведено по книге Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» -
М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК) и дополнено развивающими играми иупражнениями из книги И.С.Ильиной «Адаптация ребѐнка к детскому саду.
Общение, речь, эмоциональное развитие (Детский сад: день за днѐм).– Ярославль: Академия развития, 2008.
Структура и форма занятий
1. Приветствие. Настрой на общение и совместную игру. Сюрпризный моментпоявление яркой игрушки по теме занятия, чтение весѐлой потешки илистихотворения про игрушку.
2. Знакомство и обследование игрушки малышами (под руководством педагога).
3. Игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, «топотушки», «ладушки» и «догонялки», игры-имитации и ролевые игры.
4. Творческое задание (нарисовать ягодки, слепить грибочки, покрошить «крошечки», налить молочка и т.д., сделать игрушке подарок- намотать клубочек, нарисовать шарик, слепить мячик, приклеить бантик и т.д.).
5.Пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация под музыку.
6. Ритуал прощания в кругу.
Занятия длительностью 13 минут проводятся 1 раз в неделю с подгруппой или группой детей. Каждое из занятий повторяется по 2 раза, чтобы детям было легче запомнить слова потешек и песенок, правила игр.
Национально-региональный компонент:
- Посещение с детьми мини-музея в ДОУ «Русская изба», познакомить детей с традиционной русской печью (сказка «Колобок»), вызвать познавательный интерес к изучению народных традиций и культуры
- прививать детям любовь к народной игрушке, развивать игровые действия, «Рассматривание и собирание Матрѐшки», игры с динамическими ручными деревянными игрушками крутить «Деревянный волчок», учить дудеть в деревянную дудочку, ритмические упражнения с деревянными ложками;
-проведение с детьми народных и хороводных игр; организация ролевых игр по сюжетам знакомых русских народных сказок;
-рассматривание иллюстраций и мнемотаблиц к знакомым народным сказкам; проведение дидактических игр по сказкам «Собери картинку», «Найди пару» и др.
-просмотр младшими дошкольниками в ДОУ кукольных спектаклей по мотивам народных сказок;
- воспитывать бережное отношение к результатам труда других людей,
- стимулировать детей на диалог о своей семье «Как мы готовимся дома к Новому году»;
-разучивание логоритмических упражнений на новогоднюю тему, пальчиковой гимнастики;
-наблюдение за сезонными изменениями в природе, учить детей любоваться родной природой, знакомство с зимними забавами, с приметами русской зимы.
Прививать детям привычку к ЗОЖ;
-развивать чуткость, эмоциональную отзывчивость, стремление делать добрые
Поступки (подарки своими руками на праздник для родителей; подкормка птиц).
Календарно-тематический план по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «В гости к нам пришли игрушки!»
№ | Кол-во занятий | Тема занятий | Базовый компонент | Компонент ДОУ |
1. | 2 занятия | «Божья коровка» |
| - Знакомить детей друг с другом. - Создавать благоприятную атмосферу на . - Формировать положительное отношение к содержанию занятий. - Развивать коммуникативные навыки |
2. | 2 занятия | «В гости шла сороконожка» |
| |
3. | 2 занятия | «В гости к ежику» или прогулка в осенний лес |
двигательной активности;
| -Обсуждение признаков осени, -обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; |
4. | 2 занятия | «Сорока-белобока» |
пространстве;
тактильного восприятия, речи и репродуктивного воображения | - Создавать благоприятную атмосферу на занятиях - Развивать произвольность. - Развивать навыки культурного общения. - Пальчиковые игры «Сорока-белобока» «Мальчик-пальчик» и др. по музыкальной программе Е.Железновой |
5. | 2 занятия | «Веселый Петрушка с погремушкой» |
согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
представлений («верх», «низ»);
репродуктивного воображения. | Использование музыкальных этюдов из произведений русских композиторов - развитие общей и мелкой моторики; |
6. | 2 занятия | «Мишка лежебока» |
движений, общей и мелкой моторики;
| |
7. | 2 занятия | «Звери Новый год встречали, звери ѐлку наряжали!» |
эмоционального настроя в группе;
восприятия, внимания, речи | - повторение признаков зимы, зимних забав. - Игры на умение соотносить предметы по величине: «Мышь и слон», «Подарок», «Наведи порядок». - развитие сенсорного восприятия. |
8. | 2 занятия | «Клубочки для котят, а мячи для щенят» |
навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
мышечного напряжения;
согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
собственном теле;
моторики;
восприятия, речи и репродуктивного воображения | - закрепление сенсорных эталонов (большой, маленький, средний), - развитие чувства ритма |
9. | 2 занятия | «Подарили Зайке барабан» |
эмоционального настроя в группе;
движений, общей и мелкой моторики;
двигательной активности, импульсивности;
восприятия, внимания, речи и репродуктивного воображения | - Продолжать развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей. - Продолжать развивать навыки общения детей друг с другом. - использование плясовых мелодий |
10. | 2 занятия | «Мыльные пузыри, смотри на что похожи назови!» |
напряжения и агрессии;
двигательной активности, импульсивности;
| - использование плавных мелодий, - развитие умения двигаться в соответствии с темпом мелодии |
11. | 2 занятия | «Слушай, слушай – не зевай, с погремушкой так играй!» |
эмоциональной обстановки;
движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
| - Продолжать развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей. - Продолжать развивать навыки общения детей друг с другом. |
12. | 2 занятия | «Дружные Матрѐшки разноцветные одѐжки» |
отношения к маме;
навыков;
внимания и речи. | - Участие в весенних утренниках ДОУ. Праздник 8 Марта. - развитие эмпатии -дидактические игры с матрѐшками. |
13. | 2 занятия | «Непослушные мышата» |
| - Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры. - игры «Мыши и часы» - музыкальная игра «Мышь полезла в первый раз…» |
14. | 2 занятия | « Смелый Колобок» |
сказочными героями; развитие моторики, координации движений;
(вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
представлений;
репродуктивного воображения | - Русская народная сказка «Колобок» - развитие сенсорного восприятия - повторение названий диких животных |
15. | 2 занятия | «Кто в теремочке живѐт?» |
самооценки;
сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
координации движений, ориентации в собственном теле
представлений. | - Русская народная сказка «Теремок»- Прослушивание музыки «Голоса животных и птиц»; - закрепление сенсорных эталонов (цвета) |
Диагностический блок психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Методика | Цель | Источник |
«Наблюдение за поведением детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации» | Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации, психологический прогноз уровня адаптированности. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003. |
«Паровозик» (модификация цветового теста Люшера) | Диагностика эмоционального состояния ребенка | Прохоров А.О, Велиева С.В. Психология психических состояний» Казань, 1998, Вып.1, с.162-187 |
План работы с родителями (законными представителями) детей младшего дошкольного возраста
Форма работы | Цель/задачи | Примерные сроки проведения |
Выступление на родительском собрании | Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей. Познакомить родителей с психологическими особенностями детей раннего и младшего дошкольного возраста и с мерами профилактики дезадаптации детей к ДОУ. | сентябрь-октябрь |
Анкетирование родителей | Изучение социальной ситуации развития каждого ребенка, установление обратной связи с родителями. | октябрь-ноябрь |
Психологический тренинг или открытое занятие для родителей младших групп по адаптации ребенка к условиям сада | Формирование у родителей и детей положительных установок по отношению к ДОУ и освоение родителями игровых и коммуникативных приемов и техник, которые помогут детям 3-4 лет ноябрь успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. | Ноябрь |
Консультации групповые и индивидуальные по темам: «Адаптация ребенка к детскому саду»; «Роль любимой игрушки в адаптации детей к д/с». «Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?»;«Роль родительских установок в эмоционально-личностном развитии ребенка»; «Психотера пия материнской любовью». | Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей. Рекомендации родителям как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад. | С сентября и в течение года |
Семинар «Наказывая - подумай: «Зачем?» | Помощь родителям в формировании их педагогической позиции, учить понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним; проводить профилактические мероприятия по предотвращению жестокого обращения с детьми. | февраль-март |
Практикум: «Создание условий для развития сенсорных способностей детей» | Создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей. | Март |
Оформление папок, ширм | Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. | В течение года |
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами и воспитателями по работе младшего дошкольного возраста
Педагог-психолог | Музыкальный руководитель | Учитель-логопед | Руководитель ИЗО студии |
1.Организация наблюдения за детьми в период адаптации. 2.Помощь в проведении анкетирования родителей. 3.Консультации для воспитателей: «Особенности адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ», «Создание успешных условий адаптации детей в ДОУ». 4.Совместное проведение игровых занятий по адаптации | 1.Рекомендации и помощь в подборе музыкальных и хороводных игр, музыкальных композиций по темам адаптационных занятий. 2.Совместное создание музыкальной фонотеки для релаксационных упражнений | 1.Рекомендации и помощь в подборе для тематических игровых занятий по адаптации потешек, прибауток, сказок для малышей. 2.Подбор игр для речевого развития детей раннего и младшего возраста | 1.Обмен опытом в проведении пальчиковых игр. 2. Помощь в подборе арттепевтических игр, упражнений и творческих заданий для малышей в соответствие с тематическим планом по адаптации. |
Мониторинг детского развития
И. ребенка | Группа детского сада | |||||||||||||||||||
Качества личности по целевым ориентирам | ||||||||||||||||||||
Любознательность | Инициативность | Самостоятельность | Уверенность в своих силах | Способность к фантазии, воображению творчеству Потребность в творчестве | Открытость внешнему миру Положительное отношение себе и другим | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми | Имеет начальные знания о себе, о предметном мире, о природе, о социальном мире, о ЗОЖ | Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам | Умеет договариваться, учитывать интересы и чувств других, сопереживать другим, старается конструктивно разрешать конфликты | |||||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного переходу в следующую возрастную группу «Волшебный ключ»
Сценарий праздника, посвященного переходу в следующую возрастную группу«Волшебный ключ» Участники мероприятия: 2мл.гр. группа.Место проведения: музыкальный залМузыкальный руководитель...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу.
При переходе из яслей в младшую группу дети испытывают определенные трудности, а именно не сразу адаптируются к новой обстановке, иногда даже временно теряют уже...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу
Советы родителям по адаптации дктей при переходе из яслей в младшую группу...

Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу.
В сентябре происходит одно важное событие в жизни многих людей в возрасте около трёх лет, переход из яслей во вторую младшую группу....
Консультация для родителей «Адаптация детей при переходе из яслей в младшую группу»
Когда ребёнок уходит из яслей в младшую группу, начинается новая адаптация к детскому саду. Она, конечно, уже не такая сложная и болезненная, как та, когда ребёнок впервые приходит в детский сад, пото...

Консультация для родителей: "Адаптация детей при переходе из ясельной группы в младшую группу"
Цель: Дать рекомендации родителям для более быстрой и безболезненной адаптации ребенка при переходе в младшую группу детского сада....

