Консультация для родителей детей от 1 до 2 лет.Тема: «Игры- занятия с дидактическим материалом для детей от года до 2 лет»
консультация (младшая группа)

Качесова Людмила Валерьевна

Данная разработка поможет привлечь  внимание родителей к дидактической игре, как к средству всестороннего развития ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный продукт: Сценарий проведения консультации для родителей детей от  года до 2 лет.

Технология консультирования: Консультация

Тема: «Игры- занятия с дидактическим материалом для детей от года до 2 лет»

Целевая группа: Родители

Планируемые результаты: Родители познакомятся с формами организации игр-занятий и их направленностью в развитии детей от года до двух лет. Научатся организовывать

Регламент работы и условия проведения:

 - консультация проводится на базе консультационного центра (в ДОУ)

- время, требуемое для проведения консультации – 35 мин.

Цель: Привлечение внимания родителей к дидактической игре, как к средству всестороннего развития ребенка

Задачи:

- создать доброжелательную атмосферу и доверительные отношения между родителями и педагогом

-повышать компетентность родителей на данную тему

- способствовать самоанализу развивающей предметной среды у себя дома

Оборудование: наглядно - дидактические пособия , столы, стулья, ИКТ

Поэтапный сценарий план:

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

1. Подготовительный этап

-Домашнее задание для родителей. Анкета «Игры и игрушки для ваших детей».

- Приглашение  родителей на консультацию

- Оформление зала

-Подготовка необходимого оборудования и дидактического материала

 Заполнение анкеты родителями

2. Организационный этап

-Приветствие участников консультации.

-Объявление темы консультации : «Игры- занятия с дидактическим материалом для детей от года до 2 лет».

Приветствие педагога.    ( участники собрания рассаживаются за столы)

2-3 мин.

3. Вступительный этап

- Анализ анкетирования.

-Игра с родителями «Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем».

Педагог анализирует анкеты, приглашает родителей поиграть, подводит итог

5-7 мин.

4. Основной этап

Вводная часть

Предлагаются вопросы для обсуждения:

1) Роль предметной деятельности в раннем детстве.

2) Организация игровой предметной среды

3) Особенности работы взрослого с детьми раннего возраста

4) Игры- занятия с дидактическим материалом и их направленность на развитие ребенка от  года до 2 лет.

Основная часть

1)Роль предметной деятельности в раннем детстве.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, т.е. деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Именно в рамках этой деятельности возникают и развиваются основные познавательные процессы и психологические новообразования раннего возраста.

Восприятие, внимание, память и мышление ребёнка  функционируют и развиваются главным образом в процессе предметных действий малыша.

Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно - действенный характер. Речь ребенка первоначально возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. В рамках предметной деятельности развиваются личностные качества ребенка такие как самостоятельность и целенаправленность. Предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом.

2)Организация игровой предметной среды.

Правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития процессуальной игры. Игровое пространство должно быть удобным и давать детям возможность играть как в одиночку, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступны и находиться на постоянном месте, чтобы малыши могли легко находить нужные для игры предметы. Ребенок имеет право играть где ему удобно. Выбирая место для игры дети чувствуют себя свободно, открывается простор для детской фантазии. Для поддержания у детей интереса к игре желательно периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышу игрушки на новые.Игрушки для сюжетных игр традиционно подразделяют на два вида. Одни из них – реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, куклы с ресничками, подвижными частями тела, посуда, машинки, мебель, включающие функциональные элементы.

Другой вид игрушек- прототипические, лишь условно воспроизводящие детали предмета: например куклы с нарисованным лицом и волосами. Куклы должны быть разного размера, как большие, так и пупсы. Помимо кукол должны быть животные, птицы, рыбки и т.п. Размеры и материалы таких игрушек так же должны быть разнообразными. Материалы, из которых изготовлены игрушки должны быть безопасны для детей. Для сюжетной игры с куклой необходимы мебель, игрушки для прогулки ( коляски), предметы для купания.

Заводные игрушки, куклы рукавички, маски разных животных так же являются неотъемлемой частью развивающей среды. Машины, кубики, строительные наборы необходимы разных размеров и цветов. Для разыгрывания различных сюжетов необходимы также предметы- заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении ( кубики, шарики, детали от пирамидки ит.п). Для хранения этих предметов необходима специальная емкость. Все должно храниться в свободном доступе для ребенка.

3) Особенности работы взрослого с детьми раннего возраста

В работе с маленькими детьми необходимо учитывать специфические особенности возраста:

-ребёнку легче понять и принять предложения взрослого, если они высказываются доброжелательным тоном, сопровождаются ласковыми прикосновениями, взглядами в глаза и другими проявлениями положительного отношения.

- словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются бесполезными, и не только потому, что дети ещё плохо понимают их, но и потому, что им трудно регулировать своё поведение посредством слова. Только собственной увлечённости какой-либо деятельностью можно передать маленькому ребёнку интерес к ней.

- не следует выполнять действия за малыша – важно, чтобы ребёнок научился сам выделять нужные свойства предметов, например подбирать и соединять части пирамидки или матрёшки в нужном порядке . Подсказки не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Взрослый не должен требовать от ребёнка точного восприятия произведённого образа действий. Следует опроблематизировать ребёнка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По- моему, оно слишком большое».Малыша надо поощрять, хвалить.

 В области развития предметной деятельности и познавательных способностей перед взрослыми стоят следующие конкретные задачи:

- создать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметами действиями;

- стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование;

- организовывать игры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов;

- создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности.

4)Игры- занятия с дидактическим материалом и их направленность на развитие ребенка от  года до 2 лет.

Игры-занятия, направленные на развитие

 практических и орудийных действий.

Мячи

Основная цель игр с мячами - научить ребёнка охватывать и удерживать в  руках круглые предметы разного объёма, осуществлять броски разной дальности и точности

Каталки и тележки

В этих играх и занятиях ребёнок учится захватывать ручки тележки, коляски или верёвочку, к которой привязана машина.

Сачки, удочки, черпачки

Дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания.

Молоточки, колышки, палочки

Дети учатся забивать, делать отверстия, проталкивать предметы.

Лопатки и совочки

Ребёнок учится с помощью различных инструментов насыпать, высыпать, копать, перемешивать сыпучие материалы

Конструкторы

В процессе конструирования ребёнок получает представления о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнаёт название предметов и пр. Игры с конструкторами способствуют развитию творческих и умственных способностей ребёнка, совершенствованию мелкой и крупной моторики.

Кнопки, застёжки, замочки

Для развития ручных действий полезно манипулировать разнообразными кнопками и выключателями, креплениями, застёжками, шнурками и пр. Занятия с этими предметами способствуют развитию координации движений глаз и рук, точности движений и результативности действий.

Ленты, нитки, верёвочки (шнуровка)

Занятия с этими предметами способствуют овладению такими действиями, как наматывание- разматывание, плетение, нанизывание и др. Подобные действия очень важны для развития согласованности и точности движений рук.

Игры – занятия, направленные

на развитие познавательной активности

Секреты и сюрпризы

В настоящее время достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность ребёнка. В процессе манипулирование (нажимании кнопок, клавиш, повороте рычагов) появляется «сюрприз» - выскакивает зайчик, раздаётся неожиданный звук или мелодия, начинают мелькать картинки или крутиться колёсики. Играя с такими игрушками, ребёнок устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений, познаёт скрытые от наблюдения свойства предметов.

Игры - занятия, направленные

На развитие восприятия и мышления

Игры со вкладышами (вложи мисочки, башни из мисочек и.т.д.)

Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаз.

Игры с пирамидкой

Разбирая и собирая пирамидку, ребёнок не только овладевает определёнными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать её элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины.

Игры с матрёшкой

Матрёшка – замечательная народная игрушка. Ценность этой игрушки сохраняется и в наши дни. Игры с ней способствуют развитию восприятия и мышления ребёнка. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объёму и пр.

Игры-занятия, направленные

на развитие целенаправленности и самодеятельности

в предметной деятельности

Пазлы

Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с пазлами. Собирая картинку ребёнок накладывает на образец.

Мозаика

Детям раннего возраста следует предлагать мозаики, состоящие из крупных элементов. Рассмотрите с ребёнком образец. Помогите подобрать необходимые по цвету и форме элементы.

Участники собрания  слушают выступающего.

Участники собрания  слушают выступающего.

Педагог представляет вниманию родителей дидактический материал ( иргры, игрушки) с помощью ЭКТ.

Участники собрания  слушают выступающего.

Педагог представляет вниманию родителей наглядный дидактический материал

1-2 мин.

20 мин.

5. Заключительный этап

1) Подведение итогов, оценка эффективности мероприятия. Ответы на вопросы.

2) Памятки для родителей

Родители делятся впечатлениями от мероприятия, высказывают пожелания на дальнейшую совместную деятельность с педагогом на данную тему. Задают вопросы по теме.

Педагог раздает памятки.

3-5 мин.

Анкета для родителей: «Игры и игрушки для ваших детей».

1) Какие игры и игрушки есть у вашего ребенка?

2) На что вы ориентируетесь, когда покупаете игрушки?

3) Любит ли ваш ребенок играть и с чем?

4) С кем любит играть ваш ребенок:

- самостоятельно

- со взрослым

- с ровесниками

                                           Памятка для родителей

Игры-занятия, направленные на развитие

 практических и орудийных действий.

Мячи

Основная цель игр с мячами - научить ребёнка охватывать и удерживать в  руках круглые предметы разного объёма, осуществлять броски разной дальности и точности

Каталки и тележки

В этих играх и занятиях ребёнок учится захватывать ручки тележки, коляски или верёвочку, к которой привязана машина.

Сачки, удочки, черпачки

Дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания.

Молоточки, колышки, палочки

Дети учатся забивать, делать отверстия, проталкивать предметы.

Лопатки и совочки

Ребёнок учится с помощью различных инструментов насыпать, высыпать, копать, перемешивать сыпучие материалы

Конструкторы

В процессе конструирования ребёнок получает представления о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнаёт название предметов и пр. Игры с конструкторами способствуют развитию творческих и умственных способностей ребёнка, совершенствованию мелкой и крупной моторики.

Кнопки, застёжки, замочки

Для развития ручных действий полезно манипулировать разнообразными кнопками и выключателями, креплениями, застёжками, шнурками и пр. Занятия с этими предметами способствуют развитию координации движений глаз и рук, точности движений и результативности действий.

Ленты, нитки, верёвочки (шнуровка)

Занятия с этими предметами способствуют овладению такими действиями, как наматывание- разматывание, плетение, нанизывание и др. Подобные действия очень важны для развития согласованности и точности движений рук.

Игры – занятия, направленные

на развитие познавательной активности.

Секреты и сюрпризы

В настоящее время достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность ребёнка. В процессе манипулирование (нажимании кнопок, клавиш, повороте рычагов) появляется «сюрприз» - выскакивает зайчик, раздаётся неожиданный звук или мелодия, начинают мелькать картинки или крутиться колёсики. Играя с такими игрушками, ребёнок устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений, познаёт скрытые от наблюдения свойства предметов.

Игры - занятия, направленные

На развитие восприятия и мышления.

Игры со вкладышами (вложи мисочки, башни из мисочек и.т.д.)

Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаз.

Игры с пирамидкой

Разбирая и собирая пирамидку, ребёнок не только овладевает определёнными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать её элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины.

Игры с матрёшкой

Матрёшка – замечательная народная игрушка. Ценность этой игрушки сохраняется и в наши дни. Игры с ней способствуют развитию восприятия и мышления ребёнка. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объёму и пр.

Игры-занятия, направленные

на развитие целенаправленности и самодеятельности

в предметной деятельности.

Пазлы

Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с пазлами. Собирая картинку ребёнок накладывает на образец.

Мозаика

Детям раннего возраста следует предлагать мозаики, состоящие из крупных элементов. Рассмотрите с ребёнком образец. Помогите подобрать необходимые по цвету и форме элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Игра-занятие с дидактическим материалом» Тема: «Собери грибочки».

Цель: формирование у детей навыков установления тождества и различия цвета однородных предметов....

Консультация для родителей детей младшего возраста на тему:"Игра и общение, как основа развития ребенка"

О необходимости игры, а также о важности бесед с детьми, о расширении их кругозора через игру и общение....

Консультация для родителей детей 5-го года жизни. Тема: "Игры со строительным материалом"

Консультация предназначена для родителей детей посещающих среднюю группу детского сада. В консультации даны краткие описания игр и приемы игры со строительным материалом....

Конспект игры-занятия с дидактическим материалом для детей раннего дошкольного возраста «Башенка из кубиков»

Конспект игры-занятия с дидактическим материалом для детей раннего дошкольного возраста «Башенка из кубиков»...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Тема: "Игра - основная форма взаимодействия с ребенком"

Данная консультация раскрывает значение игры и игровой деятельности для всестороннего развития ребенка с нарушением слуха....

Конспект игры-занятия с дидактическим материалом на тему: «Степашка в гостях у детей»

Конспект игры-занятия с дидактическим материалом на тему: «Степашка в гостях у детей» Цели: 1. Продолжать учить детей соотносить предметы по форме: детей младшей подгруппы – круглые. Совершенствов...