Логоритмика
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Логоритмические распевки для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_raspevki_st.i_podg._gr.docx11.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 "Снежинка"

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста

на тему:

«Использование логопедических распевок в развитии речи ребенка»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Пономарева К.А.

Логопедические распевки, широко используются педагогами в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений. Основной принцип - тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Логопедические распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д. Такие песенки можно подобрать на разные темы.

Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Рекомендую использовать логопедические распевки известных логопедов: Т. С. Овчинниковой, Н. В. Нищевой, Е. С. Железновой. Эти песенки нужно прослушивать и учить в том порядке,в котором происходит освоение звуков языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными» согласными («с»«з»«л» «р» и др.,например: «Са-са-са – это хитрая лиса. Су-су-су – и живёт она в лесу. Сы-сы-сы – много дела у лисы. Со-со-со – она крутит колесо». Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. При затруднениях учитель может беззвучно демонстрировать правильную артикуляцию на своём примере. Также пропевание песенок можно сопровождать определенными упражнениями. Разучивание песенки начинаем с проговаривания текста вместе с учителем,сопровождая его различными ритмичными движениями: щелчками, хлопками и т. п. Во время пропевания обязательно должны присутствовать движения. Гласные звуки полезно показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Например, при работе со звуком «А» нужно показать ладонь с широко расставленными напряжёнными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. А со звуком «О» - все пальцы собраны в кольцо.

Тексты логопедических песенок вызывают интерес у детей, создают им радостное настроение, ребенок с удовольствием пропевает их, занятия становятся веселыми и ненавязчивыми.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Приложение

ОСЕНЬ

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Кап – кап – кап.

Пожелтел зеленый сад

Листья кружатся, шуршат

Шу – шу – шу.

ГРИБ - БОРОВИК

А я Гриб – Боровик,

Веселиться привык,

Всех я в лес приглашу,

Чудеса покажу.

МУХОМОРЧИКИ

Мы грибочки не простые

Мухоморчики лесные.

Наши ножки топ – топ,

Наши ручки хлоп – хлоп.

УРОЖАЙ

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы моркови накопаем,

И картошки накопаем

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный

Очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

КОМПОТ

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

ГРУША

Любит Груша виноград,

Любит груши Груша.

Фрукты Груше купит брат,

Груша будет кушать.

ЗОЛОТЫЕ КОЛОСКИ

Золотые коски

Дружно собираем

Чтобы праздник встретить нам

Пышным караваем.

К солнышку тянется

Тонкий – тонкий стебелек.

Радует – радует

Спелый колосок.

ПТИЦЫ НА ЮГ УЛЕТАЮТ

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

ЗВЕРИ

Зайка скачет по кусточка,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Груб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Скачут на обеих ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, сложив руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полуприседе,

сделав круглые спинки.

ЖУК

Дети обращаются к «жуку» со словами:

- Жук, жук, пожужжи,

- Что ты видел – расскажи.

Жу – жу – жу! Жи – жи – жи!

Пожужжи и расскажи!                (2 раза)

Жук:

1.     - Я вам песню прожужжу,

В ней о лете расскажу,

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

В ней о лете расскажу!                (2 раза)

 

На повторный ответ «жука» дети подпевают вторую строчку ответа и вновь обращаются  к «жуку» с той же просьбой.

Жук:

2.     - Я вам песню прожужжу,

В ней о речке расскажу,

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

В ней о речке расскажу!                (2 раза)

Жук:

3.     - Я вам песню прожужжу,

В ней о травке расскажу,

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

В ней о травке расскажу!                (2 раза)

Жук:

4.     - Я вам песню прожужжу,

В ней о солнце расскажу,

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

В ней о солнце расскажу!                (2 раза)

Песенка спета. «Жук» становится перед сидящими детьми и говорит:

Над цветочками летал…

Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!»

Возле реченьки бывал…

Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!»

Я под солнышком летал…

Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!»

Деток маленьких видал…

Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!»

КОМАР

Ко-мар ле-тит

И пи-щит, пи-щит.

Ой, лови!

Ой, лови!

Не то

Спрячется!

Хлоп!

КУЗНЕЦЫ

Во ку- во куз-ни-це,

Во ку- во куз-ни-це,

Во куз-ни-це молодые

Кузнецы.

Во куз-нице молодые

Кузнецы.

КОШКА

Кошка – кошечка,

Кошка – кошечка,

Спой нам песенку скорее,

Спой немножечко!                (2 раза)

Мяу – мяу!

Мяв!

Мяу- мяу – у!

Мяв!

ШТАНИШКИ

Для маленького Пашки

Наташа шьет штанишки.

В штанишках два кармашка,

А на кармашках – мышки.

ЕРШ

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша

Вряд ли будет хороша.

МЫШКА

Шишку мышка тянет в норку,

Чтобы делать там уборку.

Шишкой мышка скоблит пол,

Будет гладким пол, как стол.

КОШКА И МЫШКА

Кошка мышку не поймала,

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит,

Кошка мышку сторожит.

ГОЛОЛЕД

Я песком посыплю густо

Всю дорожку у ворот,

А еще ступеньки, спуски,

Потому что – гололед.

ЭТО Я

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп – хлоп.

Это ножки. Топ – топ.

Ой, устали, вытрем лоб.

Показывают пальцем сначала на левый глаз, потом – правый.

Берутся сначала за мочку левого уха, потом – правого.

Левой рукой показывают рот, правой – нос.

Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.

Показывают обе руки, потом два раза хлопают в ладоши.

Кладут ладони на бедра, потом два раза топают.

Правой ладонью проводят по лбу.

БАРБОС

На дворе рычит Барбос,

Р – р – р!

Он гоняет рыжих ос!

Р – р – р!

От чего рычит Барбос?

Р – р – р!

Осы жалят его в нос!

Р – р – р!

КОЗЛЯТА

На полянке два козленка

Ждут козу и блеют звонко.

Тебя ждут два сынка,

Дай им мама молока.

ПЛАТОЧЕК

Вот как (Маша) пляшет

И платочком машет.

Весело, весело!

Очень даже весело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....