«Особенности адаптации детей к условиям ДОУ»
консультация (младшая группа)

Карпова Ольга Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности адаптации детей к условиям ДОУ»

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми - девяти часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.

Термин «адаптация» означает приспособление. Зачастую сложность приспособления организма ребенка к новым условиям равна высокой цене, которую платит организм за достигнутые успехи, она же определяет важность учета факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение ребенка. Родителей беспокоит вопрос, почему еще недавно радостный и здоровый малыш проявляет признаки больного. Но малыш не болен. Ваш малыш в особом «третьем состоянии» между здоровьем и болезнью, и родители понимают, что постоянно находиться в «третьем состоянии» нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени родители забудут о негативных сдвигах адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он может заболеть. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у детей. Это свидетельствует о проявлении у малыша его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих о довольно сильном психоэмоциональном, которое он испытывает.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождается рядом негативных сдвигов в детском организме, часто приводит к стрессу и детей, и родителей.

Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка? В огромной степени - отрыв от матери. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется негативный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, навыки общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах, труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых, и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Зачем ребёнку идти в детский сад?

 - В детском саду ребёнок имеет возможность общаться со сверстниками

 - Ребёнок приобретает навыки общения со взрослыми

 - В детском саду ребёнок знакомиться с определёнными правилами и развивает умение соблюдать их

 - Ребёнок получает возможность интеллектуального и физического развития

Проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

Практически каждая семья при поступлении в ДОУ сталкивается с этой проблемой.

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Цель адаптационного периода - это приспособление малыша к новым условиям его существования.

Задачи адаптации:

1. благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2. благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Этапы адаптации к ДОУ:

1 этап – подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
           Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
           Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

2 этап – основной.

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

3 этап – заключительный.

Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребёнка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально);

            В течение 1-й недели ребёнок посещает детский сад 2 часа, затем время увеличивают на 1,5-2 часа.

           Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Адаптация к условиям ДОУ делится на три степени тяжести:

1.Лёгкая

2. Средняя

3. Тяжёлая

Легкая адаптация:

  • временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
  • аппетита (норма по истечении 10 дней);
  • неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.),
  • изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
  • характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
  • функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
  • Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно:

  • сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40дней,
  • речевая активность (30-40 дней),
  • эмоциональное состояние (30 дней),
  • двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней,
  • взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается,
  • функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка:

  •   снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении),
  •   резким нарушением сна,  
  •   ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,
  •   отмечается проявление агрессии,
  • подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения),
  • обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии,
  • при тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Методы адаптации в условиях ДОУ:

- Наблюдение и сопровождение детей педагогами, психологом и медицинским работником;

- Возможность пребывания в группе совместно с родителями;

- Использование игр и упражнений, способствующих снижению тревожности, эмоциональному включению в совместные действия со сверстниками и взрослыми, способствующих адаптации в детском коллективе;

- Информационная поддержка родителей;

- Нетрадиционные формы работы с детьми и родителями, вовлечение в совместную детско-родительскую деятельность с использованием арт-методов общения (совместное театрально-игровое взаимодействие, рисование).

Признаки хорошей адаптации:

  • глубокий сон,
  • хороший аппетит,
  • бодрое эмоциональное состояние,
  • активное поведение ребенка,
  • соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния.

Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому всем взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется — он становится более капризным. По вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик. 

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Во-вторых, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции и переживания, которые могут возникать в течение дня, так что выплескиваются они только вечером на родителей. 

Как же помочь ребенку на данном этапе? Для эффективного оказания помощи ребенку мы предлагаем Вам некоторые рекомендации, которые в домашних условиях помогут Вам подготовить ребенка к условиям детского сада (приложение 1).

Результаты работы с родителями по адаптации детей к ДОУ:

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитатели установили положительный контакт с семьей.

Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласили их осмотреть групповые помещения, показали шкафчик, кровать, игрушки, рассказали, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомили с режимом дня, дали рекомендации как облегчить период адаптации.

 В свою очередь родители внимательно прислушались к советам воспитателя, приняли к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

                                                                                                  

                                                                                                       Приложение 1

                                      ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Адаптация ребенка к ДОУ

1. Следует создать спокойный психологический климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач. 

2. Стараться не реагировать (особенно негативно) на выходки и не наказывать за капризы. 

3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 1-2 часа, постепенно время увеличивайте до 3–4 часов, до 5–6 часов (оставляйте на дневной сон). 

4. Обменяйтесь с воспитателями телефонами, чтобы в любой момент он мог связаться с вами. Не уходите далеко от дома, чтобы вы могли прийти в сад в случае необходимости пораньше.

5. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где одна из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и попробуйте решить ситуацию вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. 

6. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. 

7. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу. Если есть возможность, то лучше, чтобы ребенка отводил в садик кто-то из близких, с кем он легче расстается. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что вы его любите. 

8. Когда вы уходите — расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать. 

9. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду! 

10. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. 

11. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться. 

 Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом. 

ПОМНИТЕ!

         Каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку — не считайте, что он заменяет семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности адаптации детей к условиям детского сада"

Психологический практикум предназначен для воспитателей ясельных групп, раскрывает особенности адаптационного периода с детьми раннего возраста....

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ.

Адаптация означает - приспособление (от лат. adaptation - приспособляю) организма к условиям существования....

Конспект родительского собрания на тему «Особенности адаптации детей к условиям детского сада»

Данный материал представляет собой конспект родительского собрания на тему «Особенности адаптации детей к условиям детского сада», в котором раскрываются понятие адаптации детей ...

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ

Консультация для воспитателей...

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление ребенка к новым условиям пребывания в детском саду.Период привыкания ребенка к новым  социальным условиям делится на 3 этапа:Острый период или период дезадапта...

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...