ПРОЕКТ по сотрудничеству с семьями воспитанников «Путешествие в мир профессий с мамой и папой»
проект (старшая группа)

Ранняя профориентация дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_mir_professiy_s_mamoy_i_papoy.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 79 «Соловушка»

 ПРОЕКТ

по сотрудничеству с семьями воспитанников

«Путешествие в мир профессий

с мамой и папой»

    Воспитатель 1 категории

Максимова Татьяна Николаевна

                                                

        

г. Смоленск, 2019 г.

1.Паспорт проекта

Наименование проекта

«Путешествие в мир профессий с мамой и папой»

Основные разработчики проекта

Воспитатель 1 категории Максимова Т.Н.

Цели и задачи проекта

Цель: Создание условий для вовлечение родителей в работу по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений детей о различных профессиях родителей и их особенностях.

2. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.

2. Пробуждать любознательность и интерес у детей к профессиональной деятельности родителей.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

4. Расширять у детей представлений о профессиях родителей, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

5. Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора.

6. Содействовать развитию активного словаря детей.

7. Способствовать формированию нравственных ценностей.

8. Побуждать детей общаться со взрослыми и сверстниками.

9. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс в группе.

Сроки реализации проекта

1 месяц, 17.02 – 6.03. 2019 года

Тип проекта

Среднесрочный, информационно-социальный

Перечень основных мероприятий реализации проекта

1. Встречи с родителями.

2. Образовательная деятельность в режимных моментах, игры, беседы, виртуальные экскурсии.

3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, пополнение дидактической базы.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Воспитанники 5-6 лет.

Родители  воспитанников.

Воспитатель.

Проблема

Все знания и умения человека формируются с детства, в том числе и профессиональная направленность. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, разнообразием профессиональной деятельности, чтобы облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем. В ходе бесед с детьми выяснилось, что они мало осведомлены о профессиональной деятельности своих родителей. Изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости в глазах детей, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, специфику их деятельности, требования, которые предъявляются к людям данной профессии. Необходимо интересоваться у ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить его интересы и склонности. Чем больше и разнообразней будет информация, тем легче в будущем будет выбор.

Новизна проекта

Инновация проекта заключается в совершенствовании системы воспитательной работы по ранней профориентации детей 5-6 лет. 

Новизна проекта заключается в том, что ознакомление дошкольников с миром профессий осуществляется через совместную деятельность родителей и детей. В совместной деятельности не только дети учатся у родителей, но и родители приобщаются к интересам своих детей.

Оригинальность проекта обусловлена обновлением воспитательного процесса посредством активного вовлечения родителей в реализацию проектной деятельности, направленной на раннюю профориентацию детей 5-6 лет, что отличает проект «Путешествие в мир профессий с мамой и папой» от традиционно принятых.

Ожидаемые результаты

Повышается психолого-педагогическая компетенция родителей. У детей появляются определенные знания и представления о профессиях родителей, их назначении, особенностях. Активизируется процесс социализации детей. У детей сформируется чувство признательности и уважения к труду, пополнится лексика. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.

1. Актуальность

        Вхождение ребенка в социальный мир не возможно без первоначальных представлений социального характера, в том числе и без ознакомления с профессиями взрослых. Все знания и умения человека формируются с детства, в том числе и профессиональная направленность. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, разнообразием профессиональной деятельности, чтобы облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем. В ходе бесед с детьми выяснилось, что они мало осведомлены о профессиональной деятельности своих родителей. Изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости в глазах детей, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, специфику их деятельности, требования, которые предъявляются к людям данной профессии. Необходимо интересоваться у ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить его интересы и склонности. Чем больше и разнообразней будет информация, тем легче в будущем будет выбор.

2. Основные принципы реализации проекта

        Ранняя профориентация детей дошкольного возраста имеет свои отличительные особенности и характеристики:

1. Определяющее влияние мира взрослых на формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста и формирование интереса к профессиям.

2. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста, создающие предпосылки для принятия ребёнком образа взрослого как проводника профессиональных ценностей.

3. Возрастная адекватность и преемственность содержания образования по ознакомлению детей с миром профессий.

4. Наличие предметно-пространственной среды, погружающей ребёнка дошкольного возраста в мир профессий.

5. Оценивание реальных достижений ребёнка в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности.

Работа по проекту строится с учётом следующих принципов (по В.А. Климову):

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости. Ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не взрослый, принять решение о продолжении, завершении работы.

4. Принцип диалогичности. Возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.

5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность. Экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры.

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

 7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом региона.

3. Приоритетные направления работы по проекту

Сотрудничество с родителями.

Совместная деятельность педагога и воспитанников.

Самостоятельная деятельность ребенка.

Виды деятельности:

1. Беседы.

2. Рассказы детей о профессиях родителей.

3. Мастер-классы.

4. Продуктивная художественная деятельность

5. Заучивание стихов.

6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

4. Методы и приемы реализации проекта

Работу по ранней профориентации детей дошкольного возраста целесообразно организовывать в виде взаимодействия родителей, детей и воспитателей. Главная роль в реализации данного проекта отводится родителям. Именно родители вводят ребенка в мир своей профессии в процессе неформального общения, проведения исследовательской деятельности, совместного составления рассказов о своей работе, знакомства ребенка со своим рабочим местом.

Методические приемы: 
- рассказы, беседы, мастер-классы;

- виртуальные экскурсии;
- заучивание стихотворений;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, сюжетных, предметных картинок,плакатов;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- продуктивная деятельность и т.д. 

5. Ожидаемый результат реализации проекта

В результате реализации проекта повышается психолого-педагогическая компетенция родителей. У детей появляются определенные знания и представления о профессиях родителей, их назначении, особенностях. Активизируется процесс социализации детей. У детей сформируется чувство признательности и уважения к труду, пополнится лексика. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.

6. Этапы работы над проектом

Первый этап (подготовительный) – создание проблемной ситуации «Что мы знаем о профессиях наших родителей?»

Второй этап (основной) – изучение профессий родителей; изготовление итогового продукта – фотоальбом «Профессии наших родителей».

Третий этап (заключительный) – презентация проекта.

Этапы реализации проекта

Сроки

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

1 неделя

«Подготовка полным ходом!»

- формирование проблемы;

- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий

- изучение специальной литературы, сбор информационного материала;

- создание условий для организации работы (подготовка материалов и оборудования, оформление уголков сюжетно-ролевых игр);

- подготовка консультаций, папок-передвижек для родителей по ранней профориентации детей.

2 неделя

«Что я знаю о профессиях своих родителей?»

- виртуальное путешествие по выставке «Где работают мои родители?»;

- обыгрывание ситуации: «Кем бы я стал, когда вырос?»;

- рисование «Профессии моих родителей»;

- рассматривание иллюстраций и фотографий о труде родителей;

- беседы " Труд взрослых в родном городе", «Что я знаю о профессиях моих родителей».

- рассказы детей о профессиях своих родителей;

- заучивание стихов Насти Доброты "Мамины профессии", "Папины профессии».

3 неделя

«Секреты мастерства»

- встречи с мамами и папами «Я расскажу вам о своей профессии»;

- мастер-классы от родителей по ознакомлению с их профессиями;

- оформление атрибутов, пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр;

- папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны»;

- рисование «Моя будущая профессия».

4 неделя

«Все профессии важны, выбирай на вкус»

- составление фотоальбома «Профессии моих родителей»;

- выставка семейного творчества лепбуков «Знакомимся с профессиями»;

- беседа «Какая профессия мне запомнилась, почему?»;

- сюжетно-ролевые игры по ранней профориентации детей.

Презентация проекта

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Форма отчета по проекту:

Презентация проекта по сотрудничеству с семьями воспитанников «Путешествие в мир профессий с мамой и папой».

Заключение

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.

Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться в социуме.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде родителей. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют большое количество профессий, могут составить описательный рассказ о профессии.

Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют атрибуты и наряды.

Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Обогатился словарный запас детей.

Литература:

1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.

2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

3. Кузнецова Г.Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;

4. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова-М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.

Интернет-ресурсы:

http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28683     

https://teremok-32.nubex.ru/homepage/8922/6976/9333/10267/ 

https://docplayer.ru/62888660-Professii-moih-roditeley.html 

https://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-yurevna-potehina/-aktualnost-i-neobhodimost-ranei-proforientaci-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников

Новое время требует  и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших детей.Поэтому перед педагогическими коллективами, которыми я руководила, в качестве приоритетных напра...

Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников

Материал, представленный в этом разделе моего портфолио, как и многие другие на тему: "Сотрудничество с семьями воспитанников" был составлен по результатам э кспериментальной работы, проводимой педаго...

РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...

Проект по сотрудничеству с семьями воспитанников "Вместе мы одна семья"

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.  Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерп...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников в процессе совместной деятельности педагога и ребенка «Вместе с мамой»

взаимодействие с семьями воспитанников в процессе совместной деятельности педагога и ребенка...