Консультация "Художественная литература источник нравственного воспитания и эмоционального развития ребёнка"
консультация

Гулиева Зарифа Автандиловна

Чтение должно стать для ребенка очень тонким

инструментом овладения знаниями и вместе

с тем источником богатой духовной жизни.

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gulievaz.a.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Художественная литература источник

нравственного воспитания и эмоционального

развития ребёнка.

        Воспитатель: Гулиева З.А.

        Художественная литература источник

нравственного воспитания и эмоционального

                         развития ребёнка.

Каждый из нас слышал, любить читать это хорошо, что книга это источник знаний. Но, к сожалению, на сегодняшний день, в век развития компьютерных и других технологий, дети предпочитают чаще получать информацию из разнообразных источников: телепередач, компьютера и редко говорят о книге и чтении.

Мы знаем, что чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством познавательного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка.

«Чтение это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»-В. А. Сухомлинский

Художественная литература развивает и формирует:

• социальный опыт дошкольника;

• правильное отношение к природе;

• умение бережно обращаться с живыми существами;

• положительное отношение к труду;

• знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами.

Поэтому особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Принципами нашей работы являются :

• тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

• интеграция различных направлений воспитательной работы с разнообразными видами деятельности детей (развитие речи, коммуникативные способности, различные игры) ;

• активное включение детей в повседневную деятельность;

максимальное использование развивающего потенциала художественной литературы в создании речевой среды.

Мы используем методы ознакомления с художественной литературой:

чтение книги или передача текста наизусть;

рассказывание - относительно свободная передача текста (дает большие возможности для привлечения внимания детей) ;

инсценирование (метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением) ;

заучивание наизусть (выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей).

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.) В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм.

Знакомство в детском саду ребенка с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читаем авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Детям необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки можно не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира) .

Для старших детей необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Народ — непревзойденный учитель речи детей. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагоги выполняют и задачи воспитания.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Художественная литература играет немало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Имея большой опыт работы в детском саду можно заметить, что круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

                Чтение должно стать для ребенка очень тонким

инструментом овладения знаниями и вместе

с тем источником богатой духовной жизни.

В.А.Сухомлинский

Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру, воспитывает нравственную культуру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений - все это одна из важнейших целей нравственного воспитания.

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.

Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провести беседу о прочитанном, обсуждение описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка.

В ходе беседы с детьми, оцениваем поступок героя. Даже если герой поступил, например, плохо, нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя, разыграть этюд.

В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы.

Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования:

Таким образом, использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у воспитанников не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство осталось ярким началом жизненного пути.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте.  Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.  Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.    Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло ["Зимовье"]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро козлят"]; что зло наказуемо ["Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"].

Сказка не дает прямых наставлений детям [типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"], но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ["Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"], мудрость восхваляется ["Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"], забота о близком поощряется ["Бобовое зернышко"] 

Работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая нетрадиционные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание,  формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.    

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Имея большой опыт работы в детском саду можно заметить, что круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т. е. не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности.

Дошкольный возраст считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. В нем происходит бурное развитие самосознание ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые формы общения.

Подчеркивая значимость эмоционального развития ребенка в ранние периоды жизни, А. В. Запорожец говорил, что истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства. В солидарность с ним, Д. Б. Эльконин писал, что если эмоциональное общение своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Нарушение нормального взаимодействия с окружающими на ранних стадиях развития ребенка негативно отражается на формировании всех сторон психики, замедляя его темп, влияя на целостность развития.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

Можно выделить два основных направления развития эмоциональной сферы дошкольника, каждое из которых представляет собой сложную систему работы. Это:

-обогащение понимания эмоций и чувств;

-воспитание эмоций и чувств.

Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоции и чувства у себя и других людей.

Через какое содержание работы это возможно? Например, с помощью художественной литературы.  

Детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться.

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающая во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля.

Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно это информация, которую дети получают из книг.

Произведения искусства не только расширяют его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.  

Дети очень любят, когда им читают различные книги.  Но самые любимые книжки для всех детей — это сказки. Очень важно понимать, что такой жанр литературы не является простым развлечением или легким чтением перед сном, хотя, у него есть и такая функция. Сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем, эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Свою работу я проводила с детьми младшего дошкольного возраста.

В этом возрасте дети еще не умеют читать и являются слушателями, поэтому многое зависит от взрослых, которые не могут и не должны читать текст слишком быстро, скороговоркой или безразличным холодным тоном, без эмоциональных акцентов.

Такие приемы как, творческий кукольный спектакль, игра – беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

В процессе работы необходимо соблюдать постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе с детьми или приему «нравственной лесенке», далее – к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков), к играм – драматизациям.

По мере необходимости допускать  возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций (могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-беседы с персонажами.)

Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми ( прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональном отношениям к героям).

 Усилить сопереживание соответствующим героям сказки и проникновение ребенка в нравственное содержание произведения помогает прием игр-драматизаций. Вся эта система принципов и методических приемом в целом помогает формировать у детей образно – эмоциональное обобщение воспринятого художественного материала.

Далее необходимо научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:

- научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игры-драматизации с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же – другую роль и т. д.; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);

-создать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; учить жалеть, защищать, помогать и т. д.

-обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно – через других персонажей или других детей – одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора детьми для ого ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным.  

Для того , чтобы подготовить детей к любой деятельности , к ее многообразным и многозначным ситуациям, необходимо дать правильные представления о формах взаимоотношений сверстников, вариантах эмоциональных проявлений, способах разрешения сложных ситуаций, средствах выражения нравственных побуждений.

В этом может помочь продуктивная деятельность, которая занимает большое место в жизни детей дошкольного возраста. Это – конструирование и различные виды ручного труда, лепка, аппликация, ручной художественный труд; это – выполнение элементарных трудовых обязанностей и поручений.

Начиная деятельность, дети достаточно активны в развертывании действий, операций для достижения цели. Но ведь, чтобы понять состояние рядом действующего сверстника, нужно не менее активное внимание обратить на его работу. Поэтому необходимо научить ребенка наблюдать за особенностями деятельности сверстника и на этой основе делать вывод о его настроении. Например, мы с детьми учились непосредственно наблюдать за мимикой (выражением глаз, положением губ), особенностями позы, движений, походки и др.

Для этого можно использовать фотографии с ярко выраженными эмоциональными состояниями сверстников (ребенок плачет, смеется и т. д.) После просмотра необходимо с детьми провести беседу:

- Почему девочка плачет? Что сделать, чтобы она улыбнулась? И т. д.

Так как в моей группе находятся младшие дети, я предлагала им  фотографии,  на которых выражены самые основные эмоции: радость, горе, страх, гнев.

 Большую помощь в распознавании эмоций других детей оказали сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей и взрослых. Опираясь на собственный эмоциональный опыт во взаимоотношениях с окружающими, дети на основе конкретных действий и переживаний персонажей раскрывают социально-нравственный смысл ситуации. После всех просмотров необходимо провести анализ того, что изображено на картинке. Дети не только отвечали на вопросы, а и показывали с помощью выразительных средств какое-либо эмоциональное состояние.

Во время чтения художественной литературы, необходимо привлекать внимание детей к особо выразительным иллюстрациям, хорошо передающим эмоциональные состояния, обращать внимание на особенности движений, мимики, характер  взгляда, улыбки, позы и т. д. Для этого можно  сделать подборку книг с яркими иллюстрациями, которую разместить в книжном уголке в доступном для детей месте.

Так же большое значение для развития эмоциональной сферы ребенка играют дидактические, словесные и подвижные игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

1. Изард К. Э.  Психология эмоций. С-Пб. «Питер.» 1999

2. Кошелева А. Д.  Эмоциональное развитие дошкольника. Москва. 1985.

3. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»

4. Ушакова О. С., Гаврош Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой»

5. Шипицына Л. В. «Азбука общения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка - как источник нравственного воспитания детей

Добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок....

Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмо...

Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей.

Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоцианальность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка, приводят к искусственном...

«Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелл...