Консультация для родителей "Готовим руку к письму"
консультация (подготовительная группа)

Поствайкина Наталья Олеговна

Приведенные приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация122.2 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим руку к письму.

Многие родители и не подозревают, что готовить руку к письму необходимо. Чем лучше развита мелкая мускулатура ведущей руки ребёнка, тем проще ему будет в школе овладеть навыком письма. Иначе последствия будут печальны: первоклашка в школе станет сильно уставать, не успевать выполнять задания учителя, а видя успехи одноклассников и свои неудачи – расстраиваться. Поэтому подготовка нужна непременно.

Но при этом важно учесть одно обстоятельство: готовить руку к письму и учить писать – не одно и то же. Второе ребёнок освоит в школе, а вот наша, родительская, задача – заняться с ним первым. Не заставляйте своего дошкольника корпеть над прописями, а тренируйте мышцы руки. . А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Перед тем, как переходить к письму, необходимо уделить внимание некоторым важным аспектам:

Положение тела ребёнка.

Развивая мелкую моторику, обратите внимание на то, как малыш сидит. Объясните ребёнку, как правильно нужно сидеть, и почему необходимо обращать на это внимание. По мере возможности проявите заботу о том, чтобы высота и размер мебели для занятий (стол и стул) подходили вашему ребёнку по росту.

Инструменты для письма.

Очень важно правильно подобрать письменные принадлежности для ребёнка по размеру. Ручки, которые используют взрослые члены семьи, не всегда подойдут. Подберите для своего ребёнка ручку и карандаш, длина которых не более 15 сантиметров. Вашему ребёнку будет легче прописывать такой ручкой, потому что её будет легко и удобно держать. Также можно приобрести специальную силиконовую насадку на ручку, при помощи которой пальчики ребёнка сразу будут правильно держать ручку. Таким образом, вы поможете своему малышу добиться первых успехов в формировании каллиграфического почерка.

Не нужно думать, что подготовить руку к письму очень трудно. Как мы уже говорили выше, простейшие и всем известные виды детской деятельности направлены, в том числе, и на это. Но и пускать всё на самотёк тоже не стоит. Чем же заниматься с детьми, чтобы это приносило пользу и готовило руки к письму и при этом доставляло дошкольникам и нам с вами удовольствие, а не становилось скучной рутиной?

Выбор огромный!

Делать пальчиковую гимнастику, массаж. От крупных, широких жестов и движений постепенно переходите к более мелким, точным, требующим участия всех пальчиков. 

https://promany.ru/wp-content/uploads/2020/01/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88-2.jpg

массаж пальчиков руками

Рисовать и раскрашивать. Обращайте внимание на аккуратность, особенно при раскрашивании. Ребёнок должен стараться не выходить за контуры и не оставлять белых, непрокрашенных мест. Следите за тем, чтобы раскраски соответствовали возрасту. Чем старше ребёнок, тем мельче должны быть детали.

 Занятия с прозрачными страницами, обводилки и лабиринты.

Перенесение изображения через прозрачную страничку развивают навыки для формирования красивого почерка, а так же помогут научиться рисовать, писать и выучить буквы. Обводилки помогают развитию графомоторных навыков и гармоничному развитию ребенка. А лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.

 Упражнения для формирования четкости линий.

Данные задания помогают ребенку научиться копировать, проводить прямые и волнистые линии, научат рисовать, штриховать. Благодаря таким упражнениям, ребенок научится соблюдать размер и наклон, а так же расположение на строке.

Упражнения для укрепления руки.

Графические упражнения по типу: соедини точки, обведи изображение, заштрихуй фигуру и т.п. Эти письменные упражнения разрабатывают мышцы рук, а так же формируют двигательные навыки, и помогают правильному расположению пальцев при написании букв, и готовят руку для безотрывного письма. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.

https://promany.ru/wp-content/uploads/2020/01/%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.jpghttps://promany.ru/wp-content/uploads/2020/01/%D1%83%D0%BF%D1%80-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8.jpg

Графические диктанты. Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся. Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.
Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 - 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.

Вырезать из бумаги. Уже в два-три года малыш вполне может специальными ножницами с закруглёнными концами под вашим контролем делать простейшие разрезы. Давайте детям старые журналы с яркими фотографиями или иллюстрациями. Пусть крохи вырезают людей, животных, машины, деревья. Это не только надолго увлечёт их, но и принесёт большую пользу. Со временем усложняйте задания, просите вырезать мелкие предметы с большим количеством деталей. Вырезанные картинки потом можно наклеивать на листы бумаги, составляя коллажи, комиксы о событиях в жизни ребёнка. Точные и аккуратные движения, которые необходимо делать при работе с клеем, тоже тренируют руки.
Лепить из пластилина, теста, глины. Старайтесь, чтобы выполняемые элементы были всё мельче и разнообразнее, а фигурки вылеплены подробно и детально (с носами, ушами, волосами, шерстью, если это люди или животные, листиками и цветочками, если это растения, и т.д.).

Собирать мозаики, паззлы с множеством мелких деталей.

Пришивать пуговицы. Это задание подойдёт для детей постарше. Для начала подойдут крупные пуговицы, толстые нитки и большие иглы. Так же отлично готовят руку к письму вышивание и другие виды рукоделия.

Выполнять любую другую работу, требующую точных и мелких движений руки: перебирать крупы, сортировать винтики, болтики, гайки, шайбы, пуговицы, бусины и т.д. Все эти несложные упражнения постепенно, изо дня в день незаметно для ребёнка развивают мелкую мускулатуру руки, а именно её достаточное развитие и необходимо для того, чтобы ребёнок в школе проще, быстрее и успешнее освоил письмо.

Правильно держать ручку и карандаш. Важно научить ребёнка правильно держать ручку и карандаш. Проще сделать это, когда малыш только начинает проявлять интерес к рисованию. Чем раньше он привыкнет, тем проще будет ему потом, когда дело дойдёт до письма.

Существует множество способов научить ребёнка правильно держать ручку. Например, такие:

1 способ:Дать малышу кусочек бумаги и попросить его прижать этот кусочек к ладони двумя пальцами (безымянным и мизинцем), оставшимися пальцами он должен будет держать ручку или карандаш.

2 способ:

Покажите ребёнку, как нужно держать ручку: не щепотью, а положив её на средний палец и придерживая большим и указательным. При этом указательный палец может свободно двигаться, ручка от этого не упадёт. Ей хватает опоры на два оставшихся пальца. Можно даже поиграть в игру «Птичка». Объясните малышу, что указательный пальчик – это птичка, которая клюёт зёрнышки, и постучите пальцем по ручке: тук-тук-тук. Если впоследствии малыш будет забывать о том, как правильно держать ручку или карандаш, просто спросите его: «А где птичка?». И ребёнок тут же вспомнит и игру, и то, как правильно держать письменные принадлежности.

К концу подготовительной группы года дети должны:

  • знать и соблюдать гигиенические правила письма (это посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
  • ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
  • выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
  • уверенно пользоваться ножницами;
  • изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

Домашнее задание.

Графическое упражнение «Нарисуй фигуры»

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую одну маленькую. Дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Игра «Дождик»

В верхней части листа нарисованы тучки, внизу небольшие круги – место приземления капелек. Задачи: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» капельки в круги. Эта игра развивает руку, глазомер, внимание, учит ориентироваться на листе бумаги.

Игра «Зубочистка»

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры со шнурками:готовим руку к письму"

Презентация. Содержит 3 слайда, для оформления стенда в уголке логопеда....

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействую­щий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными ве­ществами, на выведение продуктов распа­да, на сократительные спо...

Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"

Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного  и практического опыта, развития навыков ...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....