«Готовим детей к школе. Что это значит?».
методическая разработка (подготовительная группа)

Салахова Раушания Фидаиловна

Формирование готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_gotov_li_rebenok_k_shkole.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19 «Светлячок» г.Волжска РМЭ

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Готовим детей к школе. Что это значит?».

Подготовила и провела: воспитатель:

Гилязова Р.Ф.

Форма проведения: круглый стол

Продолжительность: 1-1,5 часа

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи: способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников круглого стола; дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт взаимодействия друг с другом, культуры общения.

Участники: родители детей подготовительной группы, учитель-дефектолог и воспитатели.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы искренне рады видеть Вас. Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье — это поступление ребенка в школу. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка; каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребёнка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Готов ли мой ребёнок к школе? Эти вопросы беспокоят родителей  будущих первоклассников. На них мы будет отвечать сегодня на нашей встрече.

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос «Что значит ребенок готов к школе?» К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Это ошибочное мнение. Сейчас мы вместе разберемся, что включает в себя феномен «готовность к школе». Он складывается из различных видов готовности. Как Вы думаете, что является самым важным фактором? (Предположительные ответы родителей).

-физическая: зрелость опорно – двигательного аппарата, зрелость нервной системы (подвижность, сила, ловкость, развитие мелкой моторики).

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие.

Как Вы думаете, что ещё является самым важным фактором?( ответы  родителей)

 Одним из самых необходимых моментов является

-психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Психологи делят готовность к школе на три вида:

  • личностная готовность,
  •  мотивационная готовность,
  • интеллектуальная готовность.

Рассмотрим каждую из них подробнее.
Личностная готовность включает в себя:

-умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)

-умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого,  взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)

-отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок («Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Вы обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

Назовите следующий фактор: (Ответы родителей).

Интеллектуальная готовность— это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления, воображение, речь) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).

Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи, памяти, внимания, воображения.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»«если, то»поэтому»

Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»

Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой «специализации», а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

К одному из показателей относится развитие произвольной памяти у детей – сознательное запоминание. Для этого используйте приемы:

разучивайте стихи, скороговорки, сочиняйте сказки;

просите повторять наизусть услышанный текст, пересказывать его своими словами;        запоминание различных предметов, их количество, взаиморасположение;

обращайте внимание ребенка на детали окружающей обстановки;

запоминание последовательности цифр (номер телефона).

А сейчас я  предлагаю вам отдохнуть:

Игровое упражнение с родителями «Давайте поиграем»:

Перечисляется  9 слов: например автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать (если ребенок повторил 7 слов – высокая произвольность памяти, 4-6 – средний степень привольности, 3-4 – низкая степень)

В наше время выпускается много книг для развития памяти, используйте их для игр с ребенком дома (показ литературы по теме).

Внимание – оно должно носит произвольный характер. Его развитие во многом позволит облегчить процесс обучения в начальной школе, когда от ребенка потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Для развития внимания можно проводить следующие игры:

в статье газеты вычеркивать, подчеркивать определенные буквы в течении 2-х минут, главное без ошибок;

запомнить предметы в течении 3-4 секунд и перечислить их;

игры-лабиринты (проследить дорожку). (БУКЛЕТ)

Мышление – у детей 6-7 лет носит логический характер. Для развития мышления дома проводите следующие игровые упражнения:

сравнение двух почти одинаковых рисунков (найти различия);

«четвертый лишний» (слова, картинки);

«Чего не хватает?»

(Предложить родителям для использования домашних условиях альбома «Учимся мыслить логически.

Развитие мелкой моторики – умение свободно владеть карандашом или кистью при разных приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. Важно научить ребенка правильно держать пишущий предмет.

Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко! Этому способствует:

Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников.

Изготовление поделок из бумаги.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

Конструирование.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

Нанизывание бус и пуговиц.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д.

Переборка круп.

«Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. (проведение пальчиковой гимнастики «Снежок», «Кулачок, ребро, ладонь»

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

(слайд 5)

Мотивационная готовность.

Психологическая готовность к обучению в школе — это так же мотивация:

желание учиться, получать знания

это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные)

определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес).

«Как вызвать интерес у ребенка к обучению в школе?»

Расскажите ребенку о своих школьных годах.

Организуйте дома рабочее место для будущего школьника.

Поиграйте с ребенком в «школу ».

Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Готовим детей к школе. Что это значит?"

Родительское собрание в подготовительной группе, проведенного в форме "Круглый стол"...

Готовим детей к школе

На протяжении всего дошкольного детства педагоги ДОУ (воспитатели, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители, воспитатели родного языка) прикладывают массу усилий, профмаст...

готовим детей к школе

Задания на развитие внимания, мышления, воображения....

Деловая игра для детей и родителей "Готовим детей к школе. Что это значит?"

Деловая игра для родителей совместно с детьми, проводимая в рамках реализации педагогического проекта для детей подготовтельной к школе группы и их родителей "Готовим будущего школьника"...

«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».

Рекомендации для педагогов ДОУ  и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений....

Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»

Статья будет интересна молодым педагогам, работающим с подготовишками и родителям будущих первоклассников. Данный материал хорошо изучен, но остается достаточно злободневным. Прочтение данной статьи п...

Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»

       Как подготовить дошколенка к новому этапу его жизни? Какими знаниями и умениями должен обладать завтрашний школьник?...