Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

Шульгина Лилия Алексеевна

Консультация для родителей раскрывает основы экологического воспитания малышей в дошкольном учреждении и содержит рекомендации, как воспитать у ребёнка экологическую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста

     Экологическое воспитание дошкольников всегда было и есть  приоритетное направление воспитательной работы с детьми. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления у детей представлений об окружающем мире. Не вызывает сомнений утверждение, что начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. А задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.  

     Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

     Педагоги  формируют у детей понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит о помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре, а она наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель, взрослый. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужны вода и свет, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям и голубям зимой - крошки хлеба.

     В возрасте двух – трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют. Они должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объекта, кроме того, получить первоначальное представление о возможной деятельности с ними.

     Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование, понимание детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета, неживого объекта; формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ребенок не видит разницы между живыми неживыми объектами (муравей бежит, паровозик тоже движется). Поэтому активно и разнообразно действуя, ребенок применяет к ним одинаковые способы и методы «исследования».

     Вводить  объекты живой природы в жизнь детей нужно очень осторожно.  Лучше всего это делать во время наблюдений в окно, на прогулках, держа животных как бы на расстоянии от детей. Ознакомление с объектами природы их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

    Обычно – под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но не редки приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время прогулок детям предлагают собирать цветы, ловить бабочек и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой.

     Но очевидно, что подобные воспитательные действия учат детей не любить, а уничтожать живое. Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологического воспитания. Экологическое воспитание проявляется в этом возрасте лишь в доброжелательном и активном участии детей совместно с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей земной зоны, условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель или родитель.

     Вот, для примера,  несколько интересных и наиболее доступных игр с песком и водой:

 Игра «Достань камешек». Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Содержание.
На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый  может немного помочь малышу.

Игра «Теплый – холодный». Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Взрослый наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

Игра «Что как плавает». Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Взрослый  предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Найди шарик». Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Содержание.
Взрослый  закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, взрослый  закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

      В приобщении малышей к экологической культуре  успешно используются персонажи  известных русских народных сказок, которые знакомы им, и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают сказочно – игрушечные представления о природе, домашних и диких животных: как раз наоборот задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель или родитель сам должен четко различать, где сказка, а где правда и правильно отражать в речи не злоупотреблять уменьшительно -ласкательными формами, когда речь идет о природе.

Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...