Базовые потребности ребенка и их реализация
консультация
Краткое описание базовых потребностей ребенка дошкольного возраста и как и для чего их необходимо содействовать их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_dekabr.docx | 362.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Базовые потребности ребенка и их реализация
Каждый этап развития ребенка сопровождают потребности, удовлетворение которых является главным условием здорового и гармоничного развития его психики.
К первичным потребностям ребенка дошкольного возраста относятся: потребность чувствовать себя в безопасности, а также потребность в любви, эмоциональном и телесном контакте, во внимании к своим интересам и переживаниям, в принятии своих особенностей.
К специфическим потребностям, относящимся непосредственно к возрасту, относятся:
Потребность в самостоятельности, в определении и укреплении своих границ, а также в активном познании окружающего мира.
Базовые потребности ребенка раннего возраста |
Первичные | Возрастно-специфичные |
Потребность в безопасности | Потребность в любви и принятии | Потребность в самостоятельности | Потребность в активном познании окружающего мира |
Как же можно удовлетворить эти потребности? И почему это так важно?
Время от времени каждый ребенок сталкивается с болью физической или эмоциональной. Боль существует для того, чтобы ребенок смог осознать границы своих возможностей и избежал потенциальных опасностей. Мудрый родитель, не впадающий в панику при каждом падении или травме ребенка, но дающий ему теплую заботу и поддержку в такие моменты, помогает ему осознать, что падение или проигрыш – это не поражение, что разбитая коленка или сломанная игрушка не обозначают, что мир небезопасен. Что боль или обида пройдет, а прожить ее поможет участие и поддержка родителей.
Если же вместо поддержки ребенок получает упреки и нотации, он может связать получение травм с осознанием того, что он слабый, никчемный, что он не способен справиться с трудностями, встречающимися у него на пути. Если мама слишком эмоционально переживает его неудачи и падения, то ему передается этот страх: «Уж если даже большая и сильная мама так напугана, значит со мной происходит действительно что-то страшное. Следовательно, мир полон опасностей и самое безопасное – ничего не делать самому».
Потребность в любви и признании обусловлена тем, что ребенок, получающий достаточно любви, внимания, одобрения (похвалы) и признания его успехов имеет достаточный ресурс для самореализации, веру в свои силы, в успешную реализацию своих планов. Акцентируя свое внимание на успехах ребенка, пусть даже и маленьких, взрослый помогает ему научиться сосредотачиваться на возможностях, которые ему открываются. Следовательно, фокус его внимания будет направлен на возможные варианты и способы решения поставленных им задач для достижения цели.
Если же взрослые наоборот будут направлять свой взор на ошибки и неудачи своего малыша, если у них есть привычка сравнивать своих детей с другими не в их пользу, то это может существенно ослабить у ребенка желание действовать, развиваться. Или же его мотивация будет носить соревновательный характер, где ради победы и ради того, чтобы добиться любви и признания у своих родителей «все средства хороши».
Потребность в самостоятельности у ребенка появляется к трем годам, ибо в этот возрастной период ребенок открывает себя как отдельную личность. Ребенок начинает осознавать, что способен влиять на окружающий мир, стремится проявлять свою волю и мнение, восставать против ограничений. Таким образом ребенок впервые начинает осознавать свои и чужие границы. Подавляя его волю, игнорируя его мнение или наоборот – во всем ему потакая, взрослые лишают его возможности сформировать адекватную самооценку и здоровое представление о своих и чужих границах.
Потребность в познании окружающего мира стимулирует саморазвитие, раскрытие талантов и возможностей вашего малыша, которые лучше всего раскрываются при реализации остальных (вышеописанных) потребностей.
Чтобы потребность в развитии и самореализации ребенка была реализована, необходимо прислушиваться к тому, что его интересует, поддерживать его интересы к любым занятиям: даже если они на первый взгляд кажутся бесполезными. Родительская поддержка в том, что является для ребенка значимым, увлекательным, интересным – это одновременно и реализация потребности в безопасности, и в любви и принятии, и в самостоятельности, и в самореализации.
Удовлетворение всех этих потребностей помогает ребенку почувствовать в полной мере безусловную родительскую любовь, научиться принимать свои чувства и желания, принимать свои ограничения и видеть свои перспективы. А что еще нужно для успешного будущего вашего малыша?
14.12.2020
Смаковская Ангелина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА НА НАСЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА...
"Выявление базовых потребностей (использование методики "Пластилиновые фигурки" в работе педагога-психолога с родителями)"
В выявлении дефицита базовых потребностей, мне очень помогает проективная авторская методика Натальи Фоминых «Пластилиновые фигурки». Эта методика не только выявляет дефицит базовых потреб...
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...
БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ!
Базовые потребностей детей!...
БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ!
Базовые потребностей детей!...