Базовые потребности ребенка и их реализация
консультация

Смаковская Ангелина Николаевна

Краткое описание базовых потребностей ребенка дошкольного возраста и как и для чего их необходимо содействовать их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_dekabr.docx362.44 КБ

Предварительный просмотр:

Базовые потребности ребенка и их реализация

Каждый этап развития ребенка сопровождают потребности, удовлетворение которых является главным условием здорового и гармоничного развития его психики.

К первичным потребностям ребенка дошкольного возраста относятся: потребность чувствовать себя в безопасности, а также потребность в любви, эмоциональном и телесном контакте, во внимании к своим интересам и переживаниям, в принятии своих особенностей.

К специфическим потребностям, относящимся непосредственно к возрасту, относятся:

Потребность в самостоятельности, в определении и укреплении своих границ, а также в активном познании окружающего мира.

Базовые потребности ребенка раннего возраста

                                         Курсор                                                                                             Курсор         

Первичные

Возрастно-специфичные

             Курсор           Курсор                                                                     Курсор                            Курсор

Потребность в

безопасности

Потребность в

любви и принятии

Потребность в самостоятельности

Потребность в активном познании окружающего мира

Как же можно удовлетворить эти потребности? И почему это так важно?

Время от времени каждый ребенок сталкивается с болью физической или эмоциональной. Боль существует для того, чтобы ребенок смог осознать границы своих возможностей и избежал потенциальных опасностей. Мудрый родитель, не впадающий в панику при каждом падении или травме ребенка, но дающий ему теплую заботу и поддержку в такие моменты, помогает ему осознать, что падение или проигрыш – это не поражение, что разбитая коленка или сломанная игрушка не обозначают, что мир небезопасен. Что боль или обида пройдет, а прожить ее поможет участие и поддержка родителей.

 Если же вместо поддержки ребенок получает упреки и нотации, он может связать получение травм с осознанием того, что он слабый, никчемный, что он не способен справиться с трудностями, встречающимися у него на пути. Если мама слишком эмоционально переживает его неудачи и падения, то ему передается этот страх: «Уж если даже большая и сильная мама так напугана, значит со мной происходит действительно что-то страшное.  Следовательно, мир полон опасностей и самое безопасное – ничего не делать самому».

Потребность в любви и признании обусловлена тем, что ребенок, получающий достаточно любви, внимания, одобрения (похвалы) и признания его успехов имеет достаточный ресурс для самореализации, веру в свои силы, в успешную реализацию своих планов. Акцентируя свое внимание на успехах ребенка, пусть даже и маленьких, взрослый помогает ему научиться сосредотачиваться на возможностях, которые ему открываются. Следовательно, фокус его внимания будет направлен на возможные варианты и способы решения поставленных им задач для достижения цели.

Если же взрослые наоборот будут направлять свой взор на ошибки и неудачи своего малыша, если у них есть привычка сравнивать своих детей с другими не в их пользу, то это может существенно ослабить у ребенка желание действовать, развиваться. Или же его мотивация будет носить соревновательный характер, где ради победы и ради того, чтобы добиться любви и признания у своих родителей «все средства хороши».

Потребность в самостоятельности у ребенка появляется к трем годам, ибо в этот возрастной период ребенок открывает себя как отдельную личность. Ребенок начинает осознавать, что способен влиять на окружающий мир, стремится проявлять свою волю и мнение, восставать против ограничений. Таким образом ребенок впервые начинает осознавать свои и чужие границы. Подавляя его волю, игнорируя его мнение или наоборот – во всем ему потакая, взрослые лишают его возможности сформировать адекватную самооценку и здоровое представление о своих и чужих границах.

Потребность в познании окружающего мира стимулирует саморазвитие, раскрытие талантов и возможностей вашего малыша, которые лучше всего раскрываются при реализации остальных (вышеописанных) потребностей.

Чтобы потребность в развитии и самореализации ребенка была реализована, необходимо прислушиваться к тому, что его интересует, поддерживать его интересы к любым занятиям: даже если они на первый взгляд кажутся бесполезными. Родительская поддержка в том, что является для ребенка значимым, увлекательным, интересным – это одновременно и реализация потребности в безопасности, и в любви и принятии, и в самостоятельности, и в самореализации.

Удовлетворение всех этих потребностей помогает ребенку почувствовать в полной мере безусловную родительскую любовь, научиться принимать свои чувства и желания, принимать свои ограничения и видеть свои перспективы. А что еще нужно для успешного будущего вашего малыша?

14.12.2020

Смаковская Ангелина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление базовых потребностей (использование методики "Пластилиновые фигурки" в работе педагога-психолога с родителями)"

В выявлении дефицита базовых потребностей, мне очень помогает проективная авторская методика Натальи Фоминых «Пластилиновые фигурки». Эта методика не только выявляет дефицит базовых потреб...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ!

Базовые потребностей детей!...

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ!

Базовые потребностей детей!...