Главные вкладки

    РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА НА НАСЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА
    статья (подготовительная группа) на тему

    МАМАЕВА РУМИЯ ГАНИЕВНА

    РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА НА НАСЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА.

                                                                                 Мамаева  Румия  Ганиевна.

      Детское сознание проходит путь, объяснить который сложно даже на современном уровне развития  техники. Ребенок стремиться занять свое место в окружающем предметном и социальном мире.
                   В возрасте 5-6 лет ребенка начинают интересовать не только ближайшие род-ственники, но и более дальние люди, связанные узами родства.
                   Ребенок впервые слышит название различных национальностей и пытается  по-нять, что они могут означать по отношению к конкретным людям и к нему самому.
                   Дети с отклонениями в развитии выпадают из социального и культурного пласта общечеловеческого развития.
                  У детей с ЗПР познавательная активность низкая, для них характерен ограничен-ный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения.
                  Задача педагога - максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта. Работа в этом направлении позволяет формировать у дошкольников с отклонениями в развитии основы духовности и культуры, гуманного отношения к чело-веку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов.
    С уверенностью можно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о народной культуре. Как жили русские лю-ди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюда-ли обычаи? Чем украшали свой быт?
    Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
    Так, я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных тра-дициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую оче-редь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просе-янный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
    Мною были отобраны следующие приоритеты:
    1. Создание атмосферы национального быта.
    Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влия-ние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспи-тывают чувство прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характер-ные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
    2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).
    В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкаль-ный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.п. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
    3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
    Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами обще-ственной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за харак-терными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.


    4. Знакомство с русскими народными играми.
           Народные обрядовые праздники всегда связаны и игрой. Игры развивают лов-кость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
    Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического раз-вития ребенка побудил наших педагогов ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
    5. Знакомство с русскими народными инструментами и элементарное музицирова-ние на шумовых инструментах.
           Ни один праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музы-кальных инструментах. Знакомить с ними детей я начинаю еще в младшей группе: пока-зываю свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играю на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомлю с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка. Для фольклорного ансамбля использую простейшие шумовые инстру-менты: трещотки, рубель, полешки, ложки с бубенцами, свистульки. Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствуют музы-кальному развитию детей.
          6.  Знакомство с народным искусством.
    Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту.
    Рассматривая изделия народного творчества – росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке и пр.,  как основу национальной культуры, я считаю очень важным знакомить с ним своих воспитанников.
    7. Обыгрывание русских народных прибауток, потешек, сказок.    
     В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которое сопро-вождается соответствующими жестами и мимикой. Следует обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Я собирала все необходимое для дра-матизации русских народных сказок. Большая часть реквизита и декораций была со-здана руками сотрудников детского сада. Какую радость доставляет ребятам изобра-жать персонажей сказок, «варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой». В постановках принимают участие и сотрудники детского сада.

    Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творче-ством и некоторыми видами народного искусства, я понимаю, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

    Педагоги ДОУ стараются соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Мною были подобраны потешки, песенки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Приучая их ухо к инонациональному строю родной речи, знакомлю детей и с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Кота-воркота, про «гулей», любят водить хороводы. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Начиная с самого раннего возраста, дети получают представление о музыкальных инструментах, играют на них.
    Восприятие частушки доступно детям средней группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок – это для детей старшего возраста. Про-должается знакомство с шумовыми инструментами, дети начинают осваивать навыки простейшей игры на них. В этом возрасте дети любят играть в народные игры, используя считалки.
    Начиная со старшего дошкольного возраста, проводится целенаправленная, систе-матическая работа по данной теме.
    Работа строится по следующим направлениям:

    1. Систематически на музыкальных занятиях проводится работа по приобще-нию детей к народной культуре (знакомство с потешками, разучивание колы-бельных, обучение хороводам, рассматривание народных инструментов, кукол в народных костюмах и прочее)

           2. Организация и проведение специальных тематических и комплексных занятий с детьми по приобщению их к истокам народного творчества (1 – 2 раза в месяц).
    Например: «Веселые музыканты». На этом занятии дети закрепляют представление о народных шумовых инструментах, развивают чувство ритма, играют на народных ин-струментах.

    3.  Проведение работы с детьми вне занятий:
    - Праздники: Масленица, Капустник и т.д.
    - Досуги и вечера развлечений: Мы частушки запоём, Солнышко-ведрышко, Лето красное и т.д.

    4. Взаимодействие в работе педагогов: воспитатели,  музыкальный руководитель, учителя дефектологи, логопеды, педагог психолог( игры, хороводы, беседы в группах, прослушивание музыкальных произведений, развитие и коррекция эмоциональной сферы и т.п.).
          Учитель дефектолог проводит с детьми игровые занятия по ознакомлению с пред-метным и социальным миром настоящего и прошлого («Путешествие в прошлое одежды», «Народный календарь» и т.п.).
          Воспитатели на занятиях по изодеятельности и в совместной деятельности с детьми так же проводят работу по развитию и закреплению у детей представлений об истории и культуре  (рассматривание орнаментов, декоративной росписи на по-суде, одежде, декоративное рисование, рассматривание народных игрушек, свистулек, матрешки и т.п.). Проводят с детьми хороводные, народные игры. В группах организовано прослушивание аудиозаписей русских народных сказок с музыкальным оформлением и т.д. При организации театрализованной деятельности в группе педагоги совместно с детьми обыгрывают потешки, прибаутки с использованием кукольного театра (начиная с младшей группы) и организуют игры-драматизации в более старшем возрасте.
         Таким образом организованная работа с детьми, помогает мне в реализации по-ставленных задач.    
    5. Работа с родителями. Широко привлекаю к работе родителей детей, которые с удовольствием идут на контакт. Родители помогают изготавливать костюмы, деко-рации, принимают участие в праздниках, что в свою очередь очень важно для кор-рекции отношений между матерью и ребенком, имеющим дефекты в развитии. В результате такого сотрудничества происходит формирование увлечения матерью процессом развития ребенка, необходимость показа матери возможности суще-ствования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Перед матерью раскрываются возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка. Происходит коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            В результате работы с детьми с задержкой психомоторного развития по данному направлению,  были достигнуты следующие положительные результаты.    
    1. При проведении образовательной работы:
    • воспитание музыкальной отзывчивости на музыкальное произведение
    • воспитание слухового внимания и сосредоточения
    • формирование первоначального музыкального представления
    • побуждение создавать простейшие музыкальные образы на основе музы-кального звучания
    • развитие музыкально- ритмических  движений и жестов
    • поддержание активности детей, стимулирование увлеченности, заинтересо-ванности на занятиях и музыкальных досугах
    2. При проведении воспитательной работы:
    • обогащение представлений о предметном, природном и социальном мире прошлого и настоящего
    • воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине
    3. При организации и проведении коррекционно-развивающей работы:
    • развитие ориентировки в пространстве
    • развитие координации движений
    • развитие всех видов внимания и памяти, в том числе музыкального
    • развитие мышечного тонуса
    • активизация внимания
    • развитие мелкой моторики
    • развитие переключаемости движений
    • развитие речи, в том числе коммуникативной функции речи
    • развитие абстрактно- логического мышления
    • развитие творческого воображения
            Знания, которые ребенок приобретает развивают музыкальную память, внимание, творческое воображение, чувство ритма, вокальные навыки.
       Это приводит к положительной динамике в развитии ребенка.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

    Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

    статья "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с особыми образовательными потребностями"

    Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Ребенок совместно со взрослым достигает у...

    «О роли социальной среды в реализации интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

                Наиболее адекватными условиями для про­ведения целенаправленной работы в условиях интегрированной модели обучения детей с от­клонениями в развитии на с...

    «Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

    Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

    Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

    Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

    Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...