Сенсорное развитие детей раннего возраста
консультация

Трапезникова ирина

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка.

Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-является основой для интеллектуально развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-готовит к реальной жизни;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-является основой для развития воображения;

-развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой. Актуальным становится знакомство детей с традициями, героями, музыкальным репертуаром этого праздника.

И это самое время, чтобы познакомить детей с елочкой: понюхать, как она пахнет, потрогать ее иголочки, рассказать о том, что даже зимой, когда на деревьях нет листочков, елочка все равно остается зеленой красавицей. Обратить внимание детей на елочные украшения, их цвет и форму, полюбоваться на украшенный зал и группу.

Хочу представить вашему вниманию игру, которая не оставит вашего малыша равнодушным:

«Новый год в контейнере»

Возможен ли снег в коробке? А ледовый каток? Да, да, да! В игре может быть все! Игра радует, зажигает, развивает и вдохновляет. Снег, мороз и предпраздничное настроение привели меня к сенсорной развивающей игре в контейнере. Игра поддерживает и усиливает праздничное настроение, ребенок еще больше окунается в атмосферу праздника.

Чтобы сделать такую тематическую сенсорную развивающую игру потребуется:

- контейнер

- фольга

- манка

- новогодние игрушки и атрибутика, те, которые не бьются

- сюжет развивающих игр для ребенка

Создаем атмосферу Нового Года в контейнере

Оборачиваем контейнер фольгой. Фольга ассоциируется со льдом. Насыпаем манку — она имитирует снег. Расставляем новогодние игрушки и другую новогоднюю атрибутику, всё это необходимо для создания новогодней атмосферы в сенсорной игре.

Какие игрушки выбрать для сенсорной развивающей игры в контейнере. Берите игрушки и предметы:

- разные на ощупь: шершавые, гладкие, мягкие, неровные;

-разные по материалу: металлические, пластмассовые, деревянные, текстильные

Таким образом, тактильные ощущения у ребенка богаче, ярче. Например, предметы будут различаться не только по форме и цвету, но и по температурным признакам: так металлические предметы будут прохладнее деревянных или текстильных.

Создаем Новый Год прямо в контейнере, играем в сказку, преподносим ребенку историю.

В каждой сказке или истории есть главный герой, он может быть один или их может быть несколько. В нашей новогодней истории появилось несколько таких главных героев: Дед Мороз и Снеговик.

Как и в любой сказке все персонажи умеют говорить. И в нашей сказке герои умели разговаривать.

Создаем свой сюжет сказки. Наши герои способны на различные поступки, подвиги, действия. Наряду с развитием игровой деятельности и сенсорного развития, в таких играх замечательно развивается абстрактное мышление.

Что же могут наши герои? Какое такое действие можно показать и проиграть в контейнере?

Герои катаются на катке. Стоит нам слегка разгрести «снег», в нашем контейнере снегом является манка, как появлялся лед. Пусть герои решат сделать каток для того, чтобы покататься. На катке могут случаться различные истории — придумайте их и обыграйте с ребенком.

Герои могут попасть в метель, буран и справляться с невероятными погодными условиями, чтобы только добраться до места. Вспомните книги, возможно вы читали сказку, в которой действие разворачивается в метель, тогда разыграйте его в контейнере.

Герои могут радоваться и веселиться идущему снегу. Чтобы выполнить это действие, достаточно взять сито, положить в него манку и начать трясти.

Какими дополнительными материалами можно дополнить сенсорную развивающую игру в контейнере?

Можно взять:

Ложки, маленькие совочки, грабельки. Ребенку в конце сюжетно-ролевой игры будет очень интересно самостоятельно поиграть, а такие предметы увлекают детей не на одну минуту. Грабли отлично рисуют на манке, ими оставляли полосы то зигзагом, то прерывистыми линиями.

Ведерки маленькие, формочки от пирамидки, баночки пластиковые. Когда в контейнере появляется совочек или ложка, ребенок автоматически ищет, что он может заполнить с их помощью.

.К концу нашей игры можно наблюдать оборванную фольгу, выложенные из контейнера предметы, так как по мнению ребенка не интересны. НО самое первое впечатление от такого сенсорного развивающего контейнера — это ВОСТОРГ, УДИВЛЕНИЕ! Дети всегда стремятся все потрогать, всем поиграть.

Играйте вместе со своими детьми чаще.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка.

Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-является основой для интеллектуально развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-готовит к реальной жизни;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-является основой для развития воображения;

-развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой. Актуальным становится знакомство детей с традициями, героями, музыкальным репертуаром этого праздника.

И это самое время, чтобы познакомить детей с елочкой: понюхать, как она пахнет, потрогать ее иголочки, рассказать о том, что даже зимой, когда на деревьях нет листочков, елочка все равно остается зеленой красавицей. Обратить внимание детей на елочные украшения, их цвет и форму, полюбоваться на украшенный зал и группу.

Хочу представить вашему вниманию игру, которая не оставит вашего малыша равнодушным:

«Новый год в контейнере»

Возможен ли снег в коробке? А ледовый каток? Да, да, да! В игре может быть все! Игра радует, зажигает, развивает и вдохновляет. Снег, мороз и предпраздничное настроение привели меня к сенсорной развивающей игре в контейнере. Игра поддерживает и усиливает праздничное настроение, ребенок еще больше окунается в атмосферу праздника.

Чтобы сделать такую тематическую сенсорную развивающую игру потребуется:

- контейнер

- фольга

- манка

- новогодние игрушки и атрибутика, те, которые не бьются

- сюжет развивающих игр для ребенка

Создаем атмосферу Нового Года в контейнере

Оборачиваем контейнер фольгой. Фольга ассоциируется со льдом. Насыпаем манку — она имитирует снег. Расставляем новогодние игрушки и другую новогоднюю атрибутику, всё это необходимо для создания новогодней атмосферы в сенсорной игре.

Какие игрушки выбрать для сенсорной развивающей игры в контейнере. Берите игрушки и предметы:

- разные на ощупь: шершавые, гладкие, мягкие, неровные;

-разные по материалу: металлические, пластмассовые, деревянные, текстильные

Таким образом, тактильные ощущения у ребенка богаче, ярче. Например, предметы будут различаться не только по форме и цвету, но и по температурным признакам: так металлические предметы будут прохладнее деревянных или текстильных.

Создаем Новый Год прямо в контейнере, играем в сказку, преподносим ребенку историю.

В каждой сказке или истории есть главный герой, он может быть один или их может быть несколько. В нашей новогодней истории появилось несколько таких главных героев: Дед Мороз и Снеговик.

Как и в любой сказке все персонажи умеют говорить. И в нашей сказке герои умели разговаривать.

Создаем свой сюжет сказки. Наши герои способны на различные поступки, подвиги, действия. Наряду с развитием игровой деятельности и сенсорного развития, в таких играх замечательно развивается абстрактное мышление.

Что же могут наши герои? Какое такое действие можно показать и проиграть в контейнере?

Герои катаются на катке. Стоит нам слегка разгрести «снег», в нашем контейнере снегом является манка, как появлялся лед. Пусть герои решат сделать каток для того, чтобы покататься. На катке могут случаться различные истории — придумайте их и обыграйте с ребенком.

Герои могут попасть в метель, буран и справляться с невероятными погодными условиями, чтобы только добраться до места. Вспомните книги, возможно вы читали сказку, в которой действие разворачивается в метель, тогда разыграйте его в контейнере.

Герои могут радоваться и веселиться идущему снегу. Чтобы выполнить это действие, достаточно взять сито, положить в него манку и начать трясти.

Какими дополнительными материалами можно дополнить сенсорную развивающую игру в контейнере?

Возьмите:

Ложки, маленькие совочки, грабельки. Ребенку в конце сюжетно-ролевой игры будет очень интересно самостоятельно поиграть, а такие предметы увлекают детей не на одну минуту. Грабли отлично рисуют на манке, ими оставляли полосы то зигзагом, то прерывистыми линиями.

Ведерки маленькие, формочки от пирамидки, баночки пластиковые. Когда в контейнере появляется совочек или ложка, ребенок автоматически ищет, что он может заполнить с их помощью.

В конце сюжетно-ролевой игры обязательно должна быть игра самостоятельно, НО это происходит в том случае, если ребенок не устал, когда у него сохранился интерес и он с удовольствием перебирает все предметы контейнера.

К концу нашей игры можно наблюдать оборванную фольгу, выложенные из контейнера предметы, так как по мнению ребенка не интересны. НО самое первое впечатление от такого сенсорного развивающего контейнера — это ВОСТОРГ, УДИВЛЕНИЕ! Дети всегда стремятся все потрогать, всем поиграть.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...