Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности.
консультация

Рудь Екатерина Николаевна

В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о традициях своей малой Родины, любви к родному краю, уважения и бережного отношения к его природным богатствам, достопримечательностям.

Ключевые слова: проектная деятельность, дошкольники, региональный компонент, нравственно-патриотическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому  воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности.

В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о традициях своей малой Родины, любви к родному краю, уважения и бережного отношения к его природным богатствам, достопримечательностям.

Ключевые слова: проектная деятельность, дошкольники, региональный компонент, нравственно-патриотическое воспитание.

Важным направлением в деятельности воспитателя  детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  является тесное взаимодействие с родителями воспитанников.  ФГОС ДО нацеливает нас на «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Учитывая эти требования, мы проводим работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в тесном взаимодействии с родителями,  которое невозможно без формирования знаний о традициях своей малой Родины, любви к родному краю, уважения и бережного отношения к его природным богатствам, достопримечательностям.

В нашем детском саду  организованы различные формы взаимодействия с родителями как традиционные, так и не традиционные. Одной из нетрадиционных форм взаимодействия является проектная деятельность. Цель использования: 1. Способствовать вовлечению родителей в образовательную деятельность. 2. Активизация деятельности воспитатель-ребенок-родитель. 3. Сплочение семьи посредством совместной деятельности родителей и детей  4. Получение  новых знаний ребенком и обогащение РППС в результате проектной деятельности.

В своей работе мы используем как краткосрочные, так и долгосрочные проекты по нравственно-патриотическому воспитанию, с использованием регионального компонента.

Проектный метод является одной  из инновационных форм работы воспитателя.  Рассматривается  как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.  Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.  Родители  являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но  также могут  стать непосредственными участниками образовательного процесса, научиться работать в «команде», развивать партнерские отношения, обогащать свой педагогический опыт.

 В рамках реализации долгосрочного проекта, рассчитанного на два года (старшая и подготовительная группы)  «Мой город  - Архангельск» проводились разные мероприятия, одним из которых было проведение акции «Подари книгу детям». Благодаря этому в группе есть целая библиотека, созданная с помощью  родителей. Это и сборники стихов Дмитрия Шатилова «Забытый столицами город»,  фотокнига «Соловецкий государственный историко – архитектурный и природный музей - заповедник»; книга А.Д.Григорьева «Архангельские былины  и исторические песни»,  в ней представлены различные былины и рассказы об Архангельске; книга Светланы Ефремовой «Сказка об Архангельской книжке ее издателях и читателях», где дети могут познакомиться с Маргаритинской ярмаркой, с музеями города, известными людьми;  «Архангельск. Фотоальбом»; книга Елены Максимовой «Архангельск. Город у Белого моря»;  книга для детей и их родителей «Природа Архангельской области», где профессор Лопаткин и его друг Помор Поморыч рассказывают в интересной и доступной для дошкольников форме, с помощью кроссвордов и заданий о природе нашего северного  края и много других интересных книг о достопримечательностях города Архангельска, известных и памятных местах.

         Создание мини-музея «Северные росписи». Родители пополнили мини-музей различными экспонатами в виде предметов декоративно – прикладного искусства: шкатулки, ложки, доски,  игрушки, дудочки. Был разработан план знакомства с мини-музеем: воспитанники подготовительной группы по очереди пробовали себя в роли экскурсовода, представляя экспонаты.  И дети,  и родители  с удовольствием знакомились с  Пермогорской росписью,  с ее удивительной райской птицей Сирин;  Ракульской росписью – русский народный промысел Красноборского  района  Архангельской области;  Борецкой  росписью – из древнего села на берегу Северной Двины; Пермагорской  росписью, с незабываемыми сюжетами из деревенской жизни; Мезенской росписью с красными конями в сочетании с геометрическим орнаментом. Дети имели возможность не только познакомиться, но и научиться прорисовывать элементы северных росписей. В группе созданы альбомы детского творчества с росписью домашней утвари.

  Семейные экскурсии:  «Достопримечательности нашего города»,   «Любимые уголки нашего города»,  «Моя улица». В результате интересных  поездок и экскурсий дети и родители стали активными  участниками  фоторепортажей о достопримечательностях нашего города, подготовили  фоторассказы  про улицы, на которых живут, расположенных в территориальном округе Майская горка.  Улица имени Федора Абрамова – известного писателя и поэта,  улица имени Прокопия Галушина – героя Советского Союза, улица имени Николая Некрасова – великого русского поэта и многие другие, о которых дети подготовили интересные рассказы. Семейные экскурсии позволяют расширить детские представления об известных архангелогородцах, которые прославились в разные исторические периоды своими подвигами и достижениями. Дети с удовольствием откликнулись на участие в городском конкурсе детских творческих работ по теме «Моя любимая улица», «Мой любимы уголок в городе Архангельске». Лучшие работы детей заняли призовые места. Данные  проекты позволили детям больше узнать о родном крае, о своей Малой родине.

Интерактивное оборудование детского сада, а также знания детей, полученные в проекта способствовали созданию интерактивных экскурсий по ознакомлению с Малой Родиной  для использования в дальнейшем в работе с детьми и родителями. 

Выставки совместного творчества. Родители проявляют интерес к творчеству, увлекаются созданием совместных с детьми поделок, рисунков, макетов:  участие в конкурсе поделок из бросового материала «Высотка – символ нашего города»; участие в конкурсе «Памятники нашего города»

         Взаимодействие с социальными партнерами:  библиотека №9 округа Майская горка, музей Малые Корелы, краеведческий музей, Северный морской музей. Библиотекой разработан цикл тематических занятий по ознакомлению с северными  писателями:  С.Г. Писахов, Б.В.Шергин; беседы о подвигах жителей Архангельска  во время войны.

 С помощью родителей была  организована экскурсия по интересным местам города: площадь В.И. Ленина, набережная имени В.И. Ленина с ее памятниками (памятник тюленю, памятник воинам ВОВ, павшим в боях за Родину, Вечный огонь).

  Итогом данной работы стало: большая заинтересованность родителей в образовательной деятельности детского сада; установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду; существенно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда:  в  группе имеется традиционно оформленный уголок юного патриота, который включает в себя геральдика РФ, атрибуты малой Родины, которые не просто занимают почетное место! Мы уверены, что  наши воспитанники  могут   самостоятельно   рассказывать  о  достопримечательностях  города,  знают  названия улиц,  площадей,  применяют  свои  знания в беседе, участвуют в конкурсах поделок и рисунков, конкурсах-фестивалях со стихами о родном крае.  

Использование различных форм взаимодействия с родителями позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность  в вопросах детско-родительских отношений. И  самое главное то,  что у родителей появилось понимание необходимости в патриотическом воспитании детей: создание  единого  воспитательно - образовательного пространства  ДОУ  и семьи по патриотическому  воспитанию   дошкольников. Данный опыт работы, по использованию проектной деятельности в работе с родителями, неоднократно представлялся для педагогов города.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" 5.10.19

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности

В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....