В помощь родителям и детям
учебно-методическое пособие

Терехова Евгения Евгеньевна

Материал, представленный вашему вниманию, превращает однообразную работу по закреплению произношения поставленных звуков в интересную игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя тетрадь Учим звуки Ч, Щ2.86 МБ
Microsoft Office document icon Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя тетрадь Учим звуки З, Зь, Ц2.98 МБ
Microsoft Office document icon Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя тетрадь Учим звуки Л, Ль2.98 МБ
Microsoft Office document icon Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя тетрадь Учим звуки Л, Ль, Р, Рь2.9 МБ
Microsoft Office document icon Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя логопедическая тетрадь Учим звуки Р, Рь2.87 МБ
Microsoft Office document icon Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя тетрадь Учим звуки С, Сь2.92 МБ
Microsoft Office document icon Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя тетрадь Учим звуки С - Ш, Ш - Ж2.9 МБ
Microsoft Office document icon Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя тетрадь Учим звуки Ш, Ж2.81 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звука Ж2.19 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звука Л2.33 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звука С1.92 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звука Ш2.04 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звуков Ч, Щ1.8 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звука Ль2.85 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звука Р2.97 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звука Рь2.95 МБ
Microsoft Office document icon Л. А. Комарова Автоматизация звука Ц2.9 МБ
PDF icon Новикова - Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Книга 12.79 МБ
PDF icon Новикова - Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Книга 22.58 МБ
PDF icon Новикова - Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Книга 32.72 МБ
PDF icon Л. А. Комарова Автоматизация звука З2.78 МБ
Файл Речевое развитие дошкольника169.2 КБ
Microsoft Office document icon Развитие слухового внимания и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.95.5 КБ
Файл Травкина Ж. А. слоговая структура 12.4 МБ
Файл Травкина Ж. А. слоговая структура 22.76 МБ
Файл Травкина Ж. А. слоговая структура 32.99 МБ
PDF icon Жанна Травкина. Один - много 12.84 МБ
PDF icon Жанна Травкина. Один - много 22.47 МБ
PDF icon Жанна Травкина. Один - много 32.25 МБ
PDF icon Жанна Травкина. Один - много 42.48 МБ
PDF icon Жанна Травкина. Один - много 52.16 МБ
PDF icon Жанна Травкина. сложи слово 12.72 МБ
PDF icon Жанна Травкина. сложи слово 22.91 МБ
PDF icon Жанна Травкина. сложи слово 32.82 МБ
PDF icon Жанна Травкина. сложи слово 42.91 МБ
PDF icon Жанна Травкина. сложи слово 52.36 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка

1,5 – 2 лет

Словарный запас

Ребенок понимает несложный сюжет картинки. В словаре имеется 50 – 300 слов, во фразе 3 – 4 слова. Возникает описательная речь. В активной речи появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький».

Грамматический строй речи

«Физиологический аграмматизм». Ребенок, выстраивая фразу, еще не может правильно грамматически её оформить. У ребенка с нормальным развитием этот период длится недолго и преодолевается самостоятельно, без логопедического воздействия.

Слоговая структура слова

В трехсложных словах опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу).

Фразовая речь

У ребенка появляется возможность объединения слов в простое предложение. Чаще всего это комбинация существительного и глагола, но могут быть и другие варианты: «Мам, да» - мама, дай; «Да пи» - дай пить.

Звукопроизношение

Четко произносят такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяются звуком [и]. Большинство согласных не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных [г], [д], [с], [з] заменяются мягкими. Отсутствуют шипящие [ш], [ж], [ч] [щ], сонорные звуки [р], [р’], [л], [л’].

https://russianyellowpages.us/images/com_adsmanager/ads/image_173_1.jpg

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 2 – 3 лет.

Словарный запас

В словаре ребенка более 1000 слов. Ребенок понимает речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте. Понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями. Задает вопросы: «Что это?», «Как это называется?», «Где?», «Куда?», «Почему?». Называет некоторые существительные по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и др. Употребляет глаголы: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д. В речи появились прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус и другие качества предметов.

Грамматический строй речи

В собственной речи ребенка появляются существительные в единственном и множественном числе («дядя – дяди»), отдельные существительные с уменьшительно – ласкательным значением («ниська» - книжка).

Ребенок «постигает» звуковую вариативность слова. Отсюда огромное количество неправильно образованных слов. Это выглядит как «игра» со словом, когда ребенок стремится «нащупать» границы самого слова и его компонентов. Слово «кисточка» может звучать как «киситька», «китыська», «китицка» и т. п.

Служебные части речи

Правильно употребляет простые предлоги (в, на, под, за) и многие союзы: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слова

В самостоятельной речи употребляются одно – двух – трехсложные слова («себ» - хлеб, «мятик» - мячик, «лёка» - ложка, «моёко» - молоко, «кавака» - кроватка).

Фонематические процессы

Ребенок адекватно оценивает правильность звучания речи окружающих. Например, на вопрос «как тебя зовут?» трехлетний ребенок отвечает: «Ёма». Когда же взрослый переспрашивает: «Ёма?», ребенок сердится и настаивает: «Не Ёма, а Ёма, я ё не говорю!»

Связная речь

Ребенок пользуется простыми распространенными и сложными предложениями. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки, концовки песенок.

Звукопроизношение

Ребенок правильно произносит звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э], [м – м’], [н – н’], [п – п’], [б – б’], [к – к’], [г – г’], [т – т’], [д – д’], [в – в’], [ф – ф’], [х – х’], [с’], [з’], [л’]

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков: «дём» - дом.

Произношение более сложных звуков [р – р’], [л], [ш], [щ], [ж] ещё не сформировано, это возрастное физиологическое несовершенство артикуляционного аппарата.

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 3 – 4 лет

Словарный запас

Активный словарь 2000 слов.

  • Понимает и называет части лица и туловища;
  • понимает и называет предметы одежды, обуви, посуды, животных, птиц, игрушки  и др. – в соответствии с Программой детского сада;
  • обобщает, выше названные, предметы одним словом;
  • может подбирать признаки (цвет, вкус, величину) и качества к предмету (девочка добрая, грустная, веселая, нарядная, красивая, сердитая, большая и т.п.);
  • может подбирать действия, характерные для предъявленного предмета (с куклой можно играть, кормить, качать, одевать, укладывать спать,  и т.п.)

Грамматический строй речи

Словоизменение

  • употребляет имена существительные в винительном падеже единственного числа без предлога (вижу лопату, вижу майку);
  • употребляет имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога (хвост кошки, сумка мамы);
  • может согласовывать прилагательные с существительными (шапка синяя, носки желтые).

Словообразование

  • может образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (дом – домик, шар – шарик);
  • может образовывать существительные в именительном падеже множественного числа (стол – столы, дом – дома);
  • может образовывать названия детенышей животных (кошка – котенок – котята).

Логико – грамматические конструкции

  • может употреблять предложно – падежные конструкции с предлогами: на, в, под, за, (кубик лежит ПОД машиной).

Слоговая структура

Ребенок может воспроизводить слова разной слоговой структуры.

Фонематические процессы

  • Может воспроизводить звукоподражания (поезд гудит: у – у – у);
  • способен воспринимать и воспроизводить близкие по звучанию звукоподражания: (Покажи, кто кричит «мее», а кто кричит «мяу»?), (Скажи, как кричит корова; как кричит коза);
  • может дифференцировать слова, близкие по звучанию: (Покажи, где белка – булка).

 

Связная речь

  • Ведет диалог, пользуется развернутой фразой, строит сложные предложения;
  • ребенок может пересказать несложную сказку с опорой на картинку (например, «Репка»).

Звукопроизношение

  • Правильно произносит в речи гласные звуки, осваивает йотированные звуки (например, в словах «яма», «юбка»);
  • в речи имеются согласные: [м – м’], [н – н’], [п – п’],      [б – б’], [к – к’], [г – г’], [т – т’], [д – д’], [в – в’], [ф – ф’], [х – х’], [с’], [з’], [л’];
  • к четырем годам появляются звуки [с], [з];
  • отмечается нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].

http://900igr.net/up/datai/91981/0016-016-.png

Учитель – логопед

 Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 4 – 5 лет

Словарный запас

Активный словарь 3000 слов.

  • называет части лица и туловища;
  • называет предметы одежды, обуви, посуды, животных, птиц, игрушки  и др. – в соответствии с Программой детского сада;
  • обобщает, выше названные предметы одним словом;
  • может подбирать признаки и качества к предмету (девочка добрая, веселая, нарядная, красивая, аккуратная и т.п.);
  • знает основные цвета;
  • может подбирать действия, характерные для предъявленного предмета (мяч можно бросать, ловить, пинать, отбивать и т.п.);
  • подбирает слова с противоположным значением (длинный – короткий).

Грамматический строй речи

Словоизменение

  • умеет употреблять имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа (мяч – мячи, цветок – цветы);
  • может согласовывать прилагательные с существительными (красная кофта, синий шарф);
  • умеет склонять имена существительные в косвенных падежах без предлога (у меня нет куклы, я пою песню кукле и т.д.)

Словообразование

  • может образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (заяц – зайчик, самолет – самолетик);
  • может образовывать названия детенышей животных (кошка – котенок – котята).

Логико – грамматические конструкции

  • может употреблять предложно – падежные конструкции с предлогами: в, на, под, над, за, из (заяц сидит НА машине).

Слоговая структура

Ребенок может воспроизводить слова разной слоговой структуры.

Фонематические процессы

  • может воспроизводить слоговые ряды с оппозиционными по акустическим и артикуляторным признакам звуками (па – ба, ма – мя);
  • может выделять заданный звук из слова;
  • может дифференцировать слова, близкие по звучанию (покажи, где белка, а где булка).

Связная речь

  • ведет диалог, в ответах появляются сложноподчиненные предложения;
  • ребенок может пересказать текст.

Звукопроизношение

  • правильно произносит в речи и различает между собой уже все свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’] и [ц];
  • в этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f9db7a7e6ea70b63931e45529472e596&n=13

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 5 – 6 лет

Словарный запас

  • Называет предметы по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт» и др. – в соответствии с Программой детского сада;
  •   обобщает одним словом предметы по выше обозначенным темам;
  • может называть части предметов одежды, мебели (у стула есть спинка, сиденье, ножки), автомобиля, посуды, части тела;
  • может подбирать действия, характерные для предъявленного предмета (лошадь скачет, петух  кукарекает, самолет летает);
  • знают основные цвета и их оттенки, формы предметов;
  • может подбирать признаки и качества к предмету (яблоко – круглое, гладкое, сочное, сладкое и т.п.);
  • может подбирать слова с противоположным значением (смелый – трусливый).

Грамматический

строй речи

Словоизменение

  • может склонять существительные:
  • множественного числа в родительном падеже (нет домов, нет карандашей, нет стульев);
  • единственного и множественного числа в дательном падеже (дам зайцу, дам зайцам);
  • единственного и множественного числа в винительном падеже (я вижу кошку, я вижу кошек);
  • единственного числа в творительном падеже (баран питается травой);
  • единственного числа в предложном падеже (Даша заботится о кошке);
  • единственного числа с использованием предлогов (на машине, под машиной)
  • может согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе (изменять прилагательные по родам): яблоко желтое, банан желтый, груша желтая;
  • может согласовывать существительные с числительными (одно окно, два окна, пять окон);
  • употребляет предложно – падежные конструкции с предлогами: в, на, под, над, за, перед, около.

Словообразование

  • может образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (дерево – деревце, окно – окошечко);
  • может образовывать названия детенышей животных (у зайца – зайчонок – зайчата).

Слоговая

структура

слова

Ребенок может воспроизводить слова разной слоговой структуры.

Фонематические процессы

  • Может воспроизводить слоговые ряды с оппозиционными по акустическим и артикуляторным признакам звуками (па – ба - па);
  • может дифференцировать слова, близкие по звучанию (покажи, где белка, а где булка);
  • может выделять ударный гласный звук в начале слова (Аня, уши);
  • может определить позицию заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Связная речь

  • Ребенок имеет развернутую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами;
  • без дополнительных вопросов составляет пересказ сказки из 40 – 50 предложений;
  • может составлять рассказ по сюжетной картине.

Звукопроизношение

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f6ed5dca72963f97a0ecf6e4cd2072c5&n=13

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.

Речевое развитие ребенка 6 – 7 лет

Словарный запас

  • Называет и обобщает одним словом предметы по темам: «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Домашние и дикие животные», «Семья», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии» и др. – в соответствии с Программой детского сада;
  • знает части тела (локоть, колено и др.) и предметов одежды, автомобиля (фары, мотор и др.), растения (корень, стебель и др.), мебели;
  • может подбирать действия, характерные для предъявленного предмета (врач лечит и т.д.);
  • может подбирать признаки и качества к предмету (лимон – желтый, овальный, кислый и т.п.);
  • может подбирать слова с противоположным значением (толстый – тонкий и т.д.)

Грамматический

строй речи

Словоизменение

  • может изменять существительные по числам (дерево – деревья);
  • может склонять существительные по падежам:
  • склонение существительных множественного числа в родительном падеже (нет деревьев, нет глаз и т.д.);
  • склонение существительных единственного и множественного числа в дательном падеже (написала письмо зайцу, зайцам);
  • склонение существительных единственного и множественного числа в винительном падеже (вижу барана);
  • склонение существительных единственного числа в творительном падеже (медведь питается рыбой);
  • склонение существительных единственного числа в предложном падеже (в зоопарке заботятся о волке);
  • может изменять прилагательные по родам (желтый банан, желтое яблоко, желтая сумка);
  • может согласовывать существительные с числительными (одно ухо, два уха, пять ушей);
  • употребляет предложно – падежные конструкции с предлогами: в, на, под, над, за, из, перед, около, из-за, из-под и др.

Словообразование

  • может образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (ухо – ушко, ведро - ведерко);
  • может образовывать названия детенышей животных (у кошки – котенок - котята);
  • может образовывать притяжательные прилагательные (хвост кошки – кошачий хвост);
  • может образовывать относительные прилагательные (дом из дерева – деревянный дом);
  • может образовывать приставочные глаголы (пришел – ушел – зашел – обошел).

Слоговая

структура

слова

Ребенок может воспроизводить слова разной слоговой структуры.

Фонематические процессы

  • Может воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности (ша – са – ша);
  • может дифференцировать слова, близкие по звучанию, и правильно их произносить (жук – лук, усы - уши);
  • может выделять ударный гласный звук в начале слова (Аня, утка);
  • может определять первый согласный звук в словах (мак, стол, кошка);
  • может определить последний звук в словах (дом, муха);
  • может определить последовательность звуков в словах;
  • может определить количество звуков в словах;
  • может составить слова из последовательно предъявляемых звуков.

Связная речь

Составляет рассказ по сюжетной картине, по серии картин, используя сложные синтаксические конструкции. Последовательно и в полном объеме воспроизводит предъявленный текст.

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи полностью сформирована.

Учитель – логопед

Терехова Е. Е.



Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

I Развитие слухового внимания.

Игра «Отгадай, что шумит»

     Цель: развитие умения различать звуки без зрительной опоры на предмет.

     Оборудование: 4 – 5 игрушек, издающих различные шумы (например, звучащие самолетик, молоток, трещотка – ладошки), ширма.

      Задание: определить, какая игрушка шумит за ширмой.

     Процесс игры:

  • Взрослый говорит: «Посмотри: это самолет. Он шумит так».
  • Взрослый демонстрирует звучание каждой игрушки.
  • Взрослый: «Игрушки спрячутся за ширму и будут шуметь. Отгадай, какая игрушка звучит».
  • Ребенок без зрительной опоры отгадывает звучание. Если ребенок еще не говорит, взрослый просит показать, какая игрушка звучала.

Игра «Колокольный звон»

     Цель: развитие умения определять источник звука, прислушиваться.

     Оборудование: колокольчик, повязка на глаза.

     Задание: показать, где звенит.

      Процесс игры:

  • Взрослый надевает повязку ребенку на глаза.
  • Взрослый становится на расстоянии нескольких метров от ребенка, медленно звенит колокольчиком.
  • Ребенок, не открывая глаз, отгадывает направление звука (показывает рукой).
  • Взрослый меняет положение несколько раз.

Игра «Найди баночку, которая шумит так же»

     Цель: развитие умения различать звуки, искать одинаковые шумы.

     Оборудование: 4 жестяные или пластиковые баночки с наполнителем: в двух – пшено, в двух – сушеный горох.

Количество наполнителя в баночках одинаковое.

     Задание: найти пары одинаково шумящих баночек.

     Процесс игры:

  • Взрослый говорит ребенку: «Выбери любую баночку! Не открывая послушай, как она шумит»
  • Взрослый: «Из оставшихся баночек выбери ту, которая шумит так же».
  • Ребенок определяет, одинаково или по-разному они звучат.
  • Если по-разному, ставит неподходящую баночку в сторону, выбирает следующую. И так до тех пор, пока не найдет пару.

Виды наполнителей: крупные камни, мелкие камни, скрепки, монеты, гречка, зерна кофе, манка.

Игра «От самой тихой – к самой громкой»

     Цель: развитие умения различать неречевые звуки по громкости, выстраивать последовательности.

     Оборудование: 3-4 жестяные (пластиковые) баночки с одинаковым наполнителем. Количество наполнителя в каждой баночке разное.

     Задание: расставить баночки в ряд слева направо от самой тихой - к самой громкой.

     Процесс игры:

  • Ребенок с помощью взрослого слушает, как шумит каждая баночка.
  • Определяет, одинаково или по-разному они звучат.
  • После этого выбирает баночку, которая шумит тише всех. Ставит ее перед собой.
  • Из оставшихся баночек вновь выбирает самую тихую. Ставит справа от первой в ряду. И т. д. до самой громкой.
  • Взрослый еще раз вместе с ребенком шумит подряд всеми баночками, проговаривая: «Тихая, погромче, еще громче, самая громкая».

Игра «Что сначала? Что потом?»

     Цель: развитие умения различать звучание различных музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

     Оборудование: 2 набора музыкальных инструментов, ширма.

     Задание: повторить за взрослым.

     Процесс игры:

  • Взрослый предлагает ребенку прослушать звучание музыкальных инструментов.
  • Ребенок повторяет звучание на своем наборе, видя образец.
  • После этого взрослый прячется за ширмой и играет на двух любых инструментах подряд, проговаривая: «Сначала играю на …, потом на …»
  • Взрослый просит ребенка показать, какой музыкальный инструмент был сначала, какой – потом.
  • Ребенок повторяет звучание на своем наборе без визуального подкрепления.

Игра «Ленточка»

     Цель: развитие умения различать скорость звучания шумов.

     Оборудование: разноцветные ленточки, запись музыкальных произведений.

     Задание: помахать ленточкой под музыку.

     Процесс игры:

  • Взрослый включает запись музыкальных произведений с различными темпами.
  • Ребенок машет ленточкой под музыку: «Если звучит быстрая музыка – движения быстрые, при медленной – медленные».

Игра «Послушай и сделай, как я»

Цель: развитие умения внимательно слушать и запоминать ритм.

     Оборудование: 2 карандаша, кастрюля, стеклянная банка, пластиковая коробка.

     Задание: послушать внимательно ритм и повторить за взрослым.

     Процесс игры:

  • Взрослый отстукивает несложный ритм карандашом по столу, по кастрюле, по коробке или банке.
  • Ребенок повторяет ритм своим карандашом
  • Взрослый и ребенок меняются ролями.
  • Ребенок простукивает ритм, а взрослый повторяет.
  • Для трехлетнего возраста в ритме достаточно трех – четырех ударов.

Материал для отстукивании:

  • - сильный удар
  • - слабый удар

Варианты ритмов:

♦♦, ♦♦♦,  ♦♦♦♦♦, ♦♦♦, ♦♦, ♦♦♦♦♦, , ♦.

Игра «Герои фильма»

     Цель: развитие умения внимательно слушать и различать тембр голоса человека.

     Оборудование: нет.

Задание: отгадать, чей голос.

     Процесс игры:

  • Взрослый: «Послушай, как сейчас будут говорить герои фильма. Все они будут произносить звук [А]. Но произносить они его будут по-разному». Запомни, кто как говорит.
  • Взрослый разным тембром произносит звук за разных героев, комментируя, чей это голос.
  • После этого взрослый предлагает ребенку отгадать, чей голос звучит (произносит за одного из героев звук [А]).
  • И так далее с другими голосами героев.

     Лексический материал:

[А] – звонко и громко поет певец.

[А] – тихо и жалобно стонет больной у врача.

[А] – удивилась девочка.

[А] – капризничает мальчик.

[А] – хнычет малышка.

[А] – качает младенца мама.

[А] – испуганно воскликнула девушка.

Варианты игры: игра проводится с другими звуками.

     Лексический материал:

[О] – удивилась мама.

[О] – восхищенно сказал папа.

[О] – испуганно воскликнул мальчик.

[О] – жалобно стонет дедушка.

[О] – громко и звонко поет певица.

[О] – протяжно зевает мальчик.

[О] – долго кричит мальчик в горах.

[У] – грустно воет вьюга.

[У] – громко и звонко гудит пароход.

[У] – тихо и глухо гудит самолет.

[У] – протяжно воет волк.

[У] – отрывисто кричит сова.

Игра «Отгадай, большой или маленький»

     Цель: развитие умения различать звуки по громкости и длительности.

Оборудование: пары игрушек (большие и маленькие медведи, пароходы, куклы, тигры, зайцы, слоны). Игрушки можно заменять.

     Задание: отгадать, большой или маленький предмет звучит.

     Процесс игры:

  • Взрослый расставляет перед ребенком игрушки.
  • Указывая на большой пароход, говорит: «Большой пароход гудит громко. Вот так: “У-У-У!” А маленький – тихо “у-у-у”. Отгадай, какой пароход гудит: большой или маленький.
  • Взрослый произносит звук [У] то тихо, то громко.
  • Ребенок отгадывает и показывает игрушку.

    Лексический материал:

звук [А-А-А] громкий – большая кукла;

звук [а-а-а] тихий – маленькая кукла;

звук [И-И-И] громкий – большой заяц;

звук [и-и-и] тихий – маленький заяц;

звук [О-О-О] громкий – большой слон;

звук [о-о-о] тихий – маленький слон;

звук [Ы-Ы-Ы] громкий – большой медведь;

звук [ы-ы-ы] тихий – маленький медведь;

звук [Р-Р-Р] громкий – большой тигр;

звук [р-р-р] тихий – маленький тигренок.

Игра «Длиннoе или короткое?»

     Цель: развитие слухового внимания, умения оценивать длительность звучания.

         Обoрудование: длинный и короткий карандаши.

     Задание: определить, длинное слово или короткое.

     Процeсс игры:

  • Взрoслый называет слова, состоящие из одного или трех слогов.
  • Ребенoк, услышaв длинное слово, поднимает длинный карандаш.
  • Услышaв короткое слово – короткий карандаш.

     Лeксический матeриал: кот, дом, корова, нос, панама, лимонад, ток, шкаф, хвост, карета, бегемот, рот, качели, бак, стол, винегрет, подушка и т. д.

Игра «Торопыжка»

     Цель: развитие умения определять темп звучания речи.

     Оборудование: нет.

     Задание: сказать «торопыжка», если взрослый будет говорить быстро.

     Процесс игры:

  • Взрослый читает стих с разным темпом произнесения.
  • Как только ребенок услышит, что темп быстрый, он должен сказать «торопыжка».

Игра «Ударения»

     Цель: развитие чувства ритма, сосредоточенности, устойчивости внимания.

     Оборудование: нет.

     Процесс игры:

  • Взрослый ритмично проговаривает слоги с различным ударением.
  • Ребенок точно повторяет.
  • Гласные и согласные звуки можно менять.

Лексический материал:

БА – ба – ба

ба – БА – ба

ба – ба – БА

СО – со - со

со – со - СО

со – СО - со

Игра «Это слово не подходит»

    Цель: развитие умения различать слова, близкие по звучанию.

     Оборудование: мяч.

    Задание: определить и назвать слово, которое отличается от других.

    Процесс игры:

  • Взрослый бросает ребенку мяч и называет цепочку слов.
  • Ребенок определяет, какое слово не такое, как все. Называет его и бросает мяч обратно.

Лексический материал:

Галька – галька – галька – калька

Сом – ком – сом – сом

Удочка – удочка – уточка – удочка

Киска – киска – киска – миска

Люк – лук – люк – люк

Тачка – дачка – тачка – тачка

Дочка – дочка – кочка – дочка

Мышка – мишка – мышка – мышка и т. д.

Игра «Что не так?»

Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.

     Оборудование: нет.

Задание: послушать стихотворение и исправить, если есть, ошибку.

     Процесс игры:

  • Взрослый читает стихотворные строки. Ребенок внимательно слушает.
  • Если в стихах есть ошибка, ребенок исправляет взрослого.
  • Взрослый в каждом стихотворении последнее слово меняет в рифму так, чтобы потерялся смысл стихотворения.

Лексический материал:

Любят девчонки, любят мальчишки

Читать интересные детские ШИШКИ (книжки).

Все девчонки и мальчишки

Любят читать интересные КРЫШКИ (книжки).

Со здоровьем все в порядке,

Если делаешь ТЕТРАДКУ (зарядку).

Зеленый тонкий стебелек,

Цветочек синий УГОЛЕК (василек).

На полянке возле кочки

Подрастают пять ПЛАТОЧКОВ (грибочков).

Кушай суп-окрошку

Большой столовой КОШКОЙ (ложкой) и т. д.

Игра «Хитрые задачки»

     Цель: развитие умения воспринимать сложные задания на слух.

     Оборудование: нет.

Задание: ответить на вопрос задачи.

Процесс игры:

  • Взрослый читает ребенку задачу один раз. Ребенок ищет ответ.

Лексический материал:

  • Петух кукарекает утром или вечером?
  • Каким мясом нельзя кормить корову?
  • Сколько свечей понадобится электрической люстре с пятью плафонами?
  • Как помочь тонущей рыбе?
  • Как быстро сорвать дыню с дерева?
  • На сосне созрело три яблока. Подул сильный ветер – и одно яблоко упало на землю. Нарисуй столько яблок, сколько осталось висеть на сосне.

Игра «Колечки»

     Цель: развитие умения воспринимать сложные задания на слух.

     Оборудование: бумага, цветные карандаши.

     Задание: на безымянном пальце левой руки нарисовать колечко с зеленым камешком, а на среднем пальце правой руки – с красным.

Процесс игры:

  • Взрослый обводит ладони ребенка на бумаге.
  • Читает ребенку задание один раз. Ребенок выполняет задание так, как запомнил.
  • После выполнения взрослый вместе с ребенком проводит проверку правильности выполнения задания.

II Развитие фонематического восприятия.

Игра «Посади гостей»

    Цель: развитие умения различать звуки [А], [У], [И] на слух.

     Оборудование: ширма, кукла, игрушечный слон, заяц.

     Задание: рассадить «гостей» в том порядке, который укажет взрослый.

     Процесс игры:

  • Взрослый демонстрирует, как говорят «гости», которые спрятались за ширму: «а-а-а» за куклу, «у-у-у» - за слона, «и-и-и» - за зайца.
  • Взрослый просит отгадать, один там гость, два или много. Просит позвать любого из гостей таким же звуком.
  • После того, как все «гости» в сборе, взрослый произносит сочетание нескольких звуков подряд. Например, «у-и-а».
  • Взрослый просит посадить гостей в том порядке, как прозвучали звуки: слон – заяц – кукла.
  • Взрослый меняет порядок звуков несколько раз.
  • Ребенок рассаживает «гостей».

Игра «Поймай звук»

     Цель: рaзвитие умeния различать звуки [А], [У], [И], [О] на слух.

     Оборудование: нет

     Задание: хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [И].

     Процесс игры:

  • Взрослый произносит различные гласные звуки в случайном порядке.
  • Ребенок, услышав звук [И], хлопает в ладоши.  

     Лексический материал:

[О], [У], [И], [А], [А], [У], [И], [О], [И], [И], [У].

     Варианты заданий:

  • Подпрыгнуть, присесть, услышав звук [И].
  • Аналогичные занятия по узнаванию звуков можно проводить и с любыми другими звуками. Например, выделить заданный согласный звук из потока согласных звуков.

Варианты игры:

  • Взрослый произносит звуки, закрыв губы экраном.
  • Взрослый и ребенок сидят друг к другу спиной.

Игра «Узнай звук»

Цель: рaзвитие умeния определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

     Оборудование: нет.

     Задание: определить, есть звук [Р] в слове или нет. Повторить слово, выделив звук [Р].

      Процесс игры:

  • Взрослый произносит слова в случайном порядке.
  • Ребенок слушает и повторяет те слова, в которых есть звук [Р], утрированно произнося выделяемый звук.

     Лексический материал: роза, собака, кепка, помидор, карта, Айболит, лимон и т. п.

     Вариант задания:

  • Аналогично проверяется наличие в словах любого другого звука.

Игра «В начале? В середине? В конце?»

Цель: рaзвитие умeния определять примерное место звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце.

     Оборудование: нет.

     Задание: определи место звука в слове.

     Процесс игры:

  • Взрослый до начала выполнения упражнения убеждается в том, что ребенок хорошо понимает значение слов «начало», « середина», «конец».
  • Взрослый произносит различные слова, несколько утрированно выделяя звук [с]. Ребенок определяет место звука в слове.
  • При затруднении в выполнении упражнения с такими словами, как «хоккеиСт, оСтановка», взрослый спрашивает: «Звук [С] первый в этом слове? Последний? Если не первый, не последний, значит, он… посередине!»

Лексический материал: сад, самолет, нос, коса, осы, автобус, сыпать, масло, ананас, фикус, бусы, сапог, сынок, мост, глобус, маска и т. п.

Подобные упражнения можно выполнять с другими согласными звуками.

Игра «Узнай слово по звукам»

      Цель: рaзвитие умeния синтезировать звуки в слова.

     Оборудование: нет.

     Задание: Какое слово получится из таких звуков.

     Процесс игры:

  • Взрослый предлагает ребенку узнать слово по отдельно предъявленным звукам (синтезировать слово):

[С] - [Т] - [У] - [Л]

[Ш] - [А] - [П] - [К] - [А]

[К] - [А] - [Р] - [Т] - [А]

[С] - [Т] - [Р] - [А] - [У] - [С]

  • Можно брать любые другие слова.

Игра «АУ! УА!»

      Цель: рaзвитие умeния анализировать составляющие слово звуки и выделять некоторые из них.

     Оборудование: нет.

     Задание: определить, какой звук первый, какой - второй.

     Процесс игры:

  • Взрослый произносит сочетание из двух гласных звуков, имитирующих крик в лесу «АУ!». Каждый из звуков произносится длительно.
  • Ребенок определяет, какой из звуков он слышал первым, какой – вторым.
  • Далее имитируется плач ребенка «УА!». Определяется последовательность звуков.
  • Можно предложить ребенку посмотреть на положение губ (подключаем зрительный анализатор), но в дальнейшем ребенок должен опираться только на слуховое восприятие.

     Вариант задания:

Аналогично можно использовать и другие слоги типа:

  • Гласный  + согласный: АХ, УМ и т. п.
  • Согласный + гласный: ПА, ВО и т. п.

Игра «Первый и последний звуки в словах»

    Цель: рaзвитие умeния анализировать звуковой состав слов.

    Оборудование: нет.

Задание: назвать первый и последний звуки в слове.

   Процесс игры:

  • Взрослый произносит слова, длительно произнося искомый звук.
  • Ребенок называет только первый и последний звуки в словах.
  • Взрослый обращает внимание на то, что нужно называть не буквы (не ВЭ), а звуки [В].

     Лексический материал: диван, утка, витамин, Ира, лист, альбом, окна, сын, стол, веник, гуси, будка, банан, аист и т.п.

Игра «Паровозик»

     Цель: рaзвитие умeния звукового анализа слов.

     Оборудование: нет

     Задание: определить последний звук в данном слове. Придумать новое слово на тот звук, который будет последним в предыдущем слове.

     Процесс игры:

  • Взрослый произносит слово.
  • Ребенок определяет последний звук в слове.
  • Взрослый просит придумать слово на данный звук.

Нос – собака – ананас – сын – носок и т. д.

Игра «Я знаю пять слов…»

Цель: рaзвитие умeния анализировать звуковой состав слов, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

     Оборудование: мяч.

     Задание: отбивая мяч, придумать пять слов на определенный звук.

     Процесс игры:

  • Ребенок и взрослый стоят друг напротив друга на расстоянии 3 метров.
  • Взрослый, отбивая мяч о пол, передает его ребенку и в тот же момент говорит «я».
  • Ребенок отбивает мяч обратно, говоря «знаю»
  • Взрослый – «пять», ребенок – «слов», взрослый – «на звук [У]» (либо любой другой).
  • Ребенок называет пять слов, начинающихся на заданный звук, отбивая мяч, а взрослый считает количество слов.

Список используемой литературы

Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 320 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя библиотека в помощь родителям для детей с нарушением речи

Много интересного материала собранного мной для родителей ,дети которых имеют нарушение речи...

В помощь родителям гиперактивных детей

Правила поведения, которые могут помочь родителям воспитывающим геперактивного ребёнка...

Опыт работы по оказанию помощи родителям воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, представлена в исследованиях Н. М. Анисимовой, Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, С. Д. Забрамной, Е. М. Маст...

Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ОВЗ

Консультирование родителей воспитывающих детей с ОВЗ с использыванием  личностно ориентированной патогенетической психотерапии, а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-пов...