КАК ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ МОЖНО РАЗВИВАТЬ РЕБЁНКА
статья

Юлия Владиславовна Ковалёва

Не все взрослые  учились в музыкальной школе , не все  поют и умеют  играть на музыкальных инструментах…. Но все взрослые хотят, чтобы дети были гармонично и музыкально развиты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     КАК ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ МОЖНО РАЗВИВАТЬ РЕБЁНКА

  Ах !!!   Музыкальная школа!!!   …….      Ой!!!    Музыкальная школа ???......

Не все взрослые  учились в музыкальной школе , не все  поют и умеют  играть на музыкальных инструментах…. Но все взрослые хотят, чтобы дети были гармонично и музыкально развиты.

Не случайно музыкальные способности связаны с эстетическим развитием человека, с его способностью к творчеству и  с культурой вообще. Однако, не каждый ребенок проявляет музыкальные способности, не всем детям нравится петь или слушать, например, сонаты Моцарта или Шопена. А связано это с «музыкальным образованием» ребёнка в первые дни и месяцы и годы жизни.

                                                 

http://bat-sc9.ru/images/foto/clipart/Leto/sm-3.jpg

Удивительный факт - вьетнамцы обладают совершенным музыкальным слухом. На вьетнамском языке одно и то же слово, произнесенное в разных тональностях, имеет различный смысл.

Маленький ребёнок с рождения учится распознавать особенности звучания слова, «музыку языка», слушая пение и речь своих родителей.

Музыкальные способности начинают формироваться тогда, когда ребенок способен слышать музыку, то есть еще в утробе матери. Музыка  прежде всего должна  вызывать  положительные  эмоции  у  самой  мамы , ведь  ее психоэмоциональное состояние в огромной степени влияет на развивающееся в ее утробе дитя. Хорошо , если это  будет классическая музыка -  игривая и спокойная, красивая и  мелодичная, которая  вызывает  умиротворенное состояние . Давно доказано, что  внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мама, оказывает влияние не только на самочувствие ребенка, но и способна  сформировать его вкусы и предпочтения в будующем.

Восприятие музыки в определенной мере оказывает влияние на психику человека, вызывает разные эмоции и психические состояния: есть музыка депрессивная, вызывающая необъяснимую тревогу, страх; есть музыка успокаивающая.
Если внимательно отнестись к своим ощущениям, вы сами сможете понять, какая музыка ребенку нравится больше, какая действует на него успокаивающе, какая возбуждающе, а какая вызывает беспокойство. После рождения малыш будет так же реагировать на ту же музыку; засыпать под музыку, которая приводила  его к успокоению , радоваться и улыбаться при звучании музыки, которая ему нравилась.

 Если мама в период беременности много пела своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. Пение будущей мамы способствует улучшению ее психического состояния и эмоциональной стабильности.

Как утверждал П.Тюленев ( педагог-новатор) «... способность воспринимать и даже сочинять музыку так же присуща любому человеку, как и способность к прямохождению . Но эти способности никогда не проявятся, если их не развивать: ребенок вырастет без музыкального слуха, если он не будет слышать музыку и не увидит поющих людей».
Развивать музыкальный слух можно  у всех детей без исключения, начиная с колыбели.

Обучение музыке  - это воспитание души ребенка.

Музыкальные способности складываются из способности слышать и воспринимать музыку, способности ее воспроизводить.

Третья составляющая — способность творить музыку. Понятно, что возможность воспроизводить и сочинять музыку основана на способности ее воспринимать.

Именно поэтому необходимо окружить ребенка миром мелодий. Не позже, чем в год, малыш должен увидеть поющего и играющего на музыкальном инструменте близкого, значимого для него человека.

Человеческий голос — самый совершенный «музыкальный инструмент». Именно поэтому так необходимо петь малышу песни с самого рождения и петь как можно больше, использовать при укладывании ребенка спать - колыбельные  Ребенок обязательно должен слышать, как поет мама и здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств.

Петь можно о чем угодно (по принципу: что вижу, о том и пою), не обязательно определенные песни, можно петь даже без слов, ведь слова — лишь дополнение к музыке. Малышу всегда приятно слышать мамин или папин голос. Если ребенок будет видеть, что мама или папа поет, что это доставляет им радость, то он тоже начнет петь. Очень хорошо, если в семье поют все от мала до велика : мама, папа, бабушка, дедушка. Ребенок обязательно  запоет сам.

Если в семье не поют и поет только радио, то ребенку будет очень трудно понять, что и самому можно петь.

Именно поэтому надо ребенку петь самим, водить его на  праздники, где поют, танцуют, на улице, в концертном зале, но ненадолго, если есть такая возможность. Например, на праздник «день города», когда много музыки, танцев, различных выступлений. Можно сначала в одном месте послушать, потом в другом.

Хорошо давать слушать сначала и петь самим простые мелодичные песни. Для этой цели можно использовать народные песни, с простыми, приятными для слуха мелодиями, повтором припевов, легко воспринимающиеся и запоминающиеся. Можно использовать и детские песенки, которые тоже имеют простые мелодии и небольшой словарный запас.

Важно учитывать следующее:

  • музыка обязательно должна быть светлой и вызывать восторг.
  • мелодии должны быть хорошо подобраны.
  • исполнение должно быть максимально высокого уровня.

Стоит  оберегать ребёнка от так называемой « тяжёлой» музыки , по результатам исследований - такая музыка приводит к увеличению тревожности ребёнка , беспричинных отрицательных эмоций , плохому сну….

 Масару Ибука, глава крупного японского концерна «Сони», в своей книги о развитии младенцев рекомендует в течение первого года жизни включать малышу музыку Баха.

Можно также использовать произведения Моцарта, Вивальди, Генделя.

Для прослушивания лучше предлагать ребёнку записи «живого» звука, не в электронной обработке. Это могут быть концертные записи, где слышны и смех, и восторженные крики в зале, и аплодисменты, которые формируют определенный эмоциональный фон восприятия музыки.
Ребёнку необходимо слушать музыку различных стилей и жанров, музыку различных исторических эпох или географических мест. Ребенку в первый год его жизни сложно долго концентрироваться на чем-то одном, он склонен к быстрому переключению внимания. Для полноценного восприятия музыкального произведения требуется именно длительная концентрация внимания, концерт — это не картина, которую можно окинуть одним взглядом, поэтому для малыша больше подойдут записи коротких отрывков музыкальных произведений разных композиторов или разных стран или стилей. Музыку подбирать надо так, чтобы друг за другом следовали отрывки, не похожие ни по стилю, ни по жанру, ни по характеру, ни по темпу. Это делается для того, чтобы сохранить интерес ребенка: у малыша будет возможность переключаться. Длительность отрывков не должна превышать 5-10 минут, иначе он потеряет к музыке интерес.

Нужно ли детей знакомить с авторами и говорить названия направлений?
В первые годы жизни малыша не стоит углубляться в детальное изучение направлений и биографий композиторов. Можно, конечно, сказать, что это классическая музыка, а это фольклор и так далее. Можно назвать композитора и, если есть его портрет, показать. Но именно тогда, когда музыка звучит или перед прослушиванием, или после него, но показывать портреты композиторов отвлеченно от музыки не имеет смысла. Если есть любимая музыка, можно портрет любимого композитора повесить на стену.

      Ребенок для развития слуха должен слышать разные звуки естественного и неестественного происхождения: шелест листвы, пение соловья, журчание воды, стрекот кузнечика, шум дождя, звуки работы двигателя отъезжающей машины.

Дети любят слушать звуки, издаваемые животными и птицами, для них это очень интересно. С ребенком можно играть в игры - с закрытыми глазами определять, кому или чему принадлежит данный звук. Но для этого ребенок должен знать, какой звук издает то или иное животное, птица, насекомое и  как звучат неодушевленные предметы. Точно так же, как мы называем ребенку различные предметы, мы называем ему различные звуки. Хорошо играть в лесу, во дворе, пытаться определять, кому или чему принадлежит тот или иной звук. Если мы не будем называть звуки, то ребёнок так и не научится их распознавать на слух. Ведь это — «музыка природы или улицы» и ее тоже надо уметь услышать.
Научиться понимать, чувствовать «музыку языка» и «язык музыки» может каждый, стоит только захотеть приоткрыть таинственную дверь в удивительный мир музыкальной сказки.
Музыка может стать для вас и вашего ребёнка объединяющим звеном, мудрым и добрым другом, который будет с ним всегда.

Взрослые  хотят видеть своих детей - счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… всех их прекрасно объединяет музыка, которая будит в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе.

Музыкальное воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей…..Всё это возможно с помощью Музыки, Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка.

Без этого никакие, даже самые уникальные методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она как бы не существует. Очень важно развивать внимание, наблюдательность ребенка, вовремя произнося призывные слова,  «Послушай» , «Посмотри!» – одна из важнейших задач.

 Если ребенок не хочет учиться, плохо усваивает урок — это не значит, что он лентяй. Медики доказали: так неосознанно он защищает свой мозг от перегрузок и стресса. В этом корень и другой проблемы — всё меньше школьников остается здоровыми.

В 2000 году российские ученые объяснили психофизиологические особенности обучения детей, и стало понятно, почему педагогика во всем мире зашла в тупик. Причина в том, что дети мыслят правым полушарием мозга, отвечающим за творческую деятельность, а взрослые — левым, который отвечает за логику и речь.

Вот взрослые и пишут учебные программы, ориентируя на логическое мышление. Суть проблемы еще и в том, что если активизируется к работе одно полушарие мозга, — угнетается другое. От этого усталость и стрессы. А это, как известно, снижает иммунитет и приводит к хроническим заболеваниям. Получается, что нежелание учиться — нормальная психофизиологическая защита ребенка от перегрузки мозга.

На каком-то этапе ребенок устает и чувствует, что чего-то не может. А заботливые взрослые всегда хотят, чтобы ребенок хорошо учился и нанимают репетитора, водят заниматься в несколько секций и кружков, чем только усугубляют  состояние ребёнка , перегружая его и впечатлениями и знаниями…

Как часто физический недуг, неправильное воспитание, ошибки родителей приводят к критической ситуации. И все же ее можно победить, преодолеть, с ней можно справиться, если начать обучение музыке в раннем возрасте.

Многолетний опыт убеждает меня в том, что развитие ребенка во многом зависит от того, как рано начинается его погружение в мир музыки. Занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние, потому что музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. 

P.S. Музыкально — ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как можно развивать музыкальный слух ребёнка в домашних условиях

В консультации родители смогут узнать о нескольких способах развития слуха ребёнка в домашних условиях...

Консультация для родителей: «Как можно развивать музыкальный слух ребёнка в домашних условиях»

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов. Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основ...

Как можно развивать музыкальный слух ребёнка в домашних условиях

Консультация для родителей дошкольного учереждения " Как можно развивать музыкальный слух ребёнка в домашних условиях"...

консультация для родителей "КАК можно развивать музыкальный слух у ребёнка дома"

В материале  консультации подробно рассказывается,какими способами,приёмами можно развиватьмузыкальныйслух  у ребёнка,находясь в  домашних условиях....