"Особенности развития детей пятого года жизни"
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей255.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель

Рещикова Е.В.

Консультация для родителей

Особенности развития детей пятого года жизни

В дошкольном детстве выделяют периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 4-5 лет называют средним дошкольным.

Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. Расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учёта этой двойственности развития.

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Ребёнку исполнилось четыре года. Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выявить «ранимые места» в его организме на этом возрастном этапе и учитывать это.

Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладываются походка, привычные позы при сидении, стоянии и т.д. Но сила мышц, поддерживающих скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последние, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем. Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка, особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки поддержания здоровья

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Ребёнок уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему ещё трудно и он ещё учится:

  • Чистить зубы;
  • Расчёсывать волосы;
  • Полоскать горло.

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

Изменения в сознании детей

Идёт бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать истории о том, что они участвовали в каких-то невероятных событиях, хотя ничего подобного не было. И нельзя называть это ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки – спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.

На пятом году жизни у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомиться с предметами, выходящими за пределы их опыта и восприятия. Очень важно понимать, что когда ребёнок накапливает  такие представления, он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: например, симпатии к дельфинам и недоверчивое отношение к акулам и т.д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства: дети очень чутки к искренности Вашего отношения к тому или иному предмету, явлению. Если в глубине души Вы не любите животных, Вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у Вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети пяти лет активно воспринимают всё, что их окружает. Эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

Ещё одно обстоятельство: при знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких невидимых сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребёнок задаёт вопрос, ответить на него необходимо, но как можно проще и понятнее для ребёнка.

Дети пробуют сроить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Мышление ребёнка после четырёх лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.

Совершенствуется способность классифицировать.

Ребёнок активно осваивает операции счёта  в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.

В этом возрасте у ребёнка проявляется принципиально новая способность сочувствовать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К четырём годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по два – пять человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

Что необходимо знать о своём ребёнке

  • Состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.
  • Формирование двигательных навыков.
  • Умеет ли ребёнок правильно ориентироваться и наблюдать.
  • Развито ли у ребёнка воображение.
  • Умеет ли ребёнок концентрировать своё внимание.
  • Хорошая ли память у ребёнка.
  • Умеет ли ребёнок выражать свои мысли.
  • Как развивается мышление ребёнка.
  • Чем интересуется ребёнок.
  • Как проходит эмоциональное развитие ребёнка.
  • Как складываются отношения ребёнка с окружающими его людьми.
  • Отношение ребёнка к материальным ценностям.
  • Любит ли ребёнок животных.
  • Отношение ребёнка к самому себе.
  • Активен ли ребёнок.
  • Каковы духовные потребности ребёнка.
  • Формирование личности.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

C:\Users\1\Desktop\Работа!!!\Картинки д.с\1 гр.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности и задачи физического развития детей пятого года жизни"

Консультацию можно использовать на родительском собрании в средней группе. Родители знакомятся с особенностями физического развития детей 4-5 лет. Их вниманию предлагаются задачи физического развития ...

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ» консультация для родителей

Малыш, благополучно переживший кризис трехлетнего возраста, переходит в новый этап своей жизни, отличающейся затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, и...

Протокол№1 родительского собрания группы № 1. «В детский сад с радостью!» Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания.

Повестка родительского собрания: Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания.Пожарная безопасность детей.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизм...

Родительское собрание «Впереди учебный год». Особенности развития детей пятого года жизни.»

Конспект проведения первого родительского собрания в  средней группе детского сада. Главной темой его является ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей данного...

Протокол родительского собрания в старшей группе "Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи образования"

Протокол родительского собрания в старшей группе "Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи образования"...