Застенчивый ребенок
консультация

Сафронова Алена Александровна

Психологические проблемы сейчас боле актуальны, но проблема застенчивости и порождение ею трудностей наиболее актуальная. В связи  с эти  дети более уязвимы.  Высокий ритм современной жизни, обилие информации  с которым человеку приходится сталкиваться  все это создает психологическую нагрузку не только на взрослого  но и на ребенка.  Чаще застенчивость можно наблюдать в дошкольном возрасте ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivyy_rebenok.docx_alena.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Застенчивый ребенок

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы сейчас наиболее актуальны, то проблема застенчивости и порожденных ею трудностей, наверняка,  займет не последнее место.

        В наше время дети, склонные к застенчивости, испытывают особый дискомфорт, так как активность, уверенность в себе, оригинальность – то, что не проявляется в поведении застенчивых людей, – приоритеты сегодняшней жизни.

       Высокий ритм современной жизни, обилие информации,  калейдоскоп событий и лиц, с которыми человеку приходиться общаться… Все это создает нагрузку на психику не только взрослых, но, прежде всего, детей.

       Дети с высокой адаптивностью достаточно быстро и спокойно усваивают модели, принятые в обществе, а кому- то это дается непросто.      Застенчивость можно рассматривать как свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и характеризуется, прежде всего, отсутствием у ребенка свободы общения и наличием внутренней скованности.

       В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В.И. Даля как:

  • «охотник затеняться, не показываться»;
  • неразвязный, несмелый;
  • робкий и излишне совестливый или стыдливый;
  • неуместно скромный;
  • непривычный к людям, молчаливый».

  Чаще проявления застенчивости можно наблюдать у детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что взрослые люди могут самостоятельно преодолеть свою стеснительность или научиться ее тщательно скрывать. Детям недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутреннее состояние, позволяющее справляться с проблемой.

Предпосылки появления застенчивости:

1) биологические (слабость нервной системы, генетическая предрасположенность, застенчивость самих родителей, наличие физического дефекта – задержка физического развития, отклонение от нормы, хроническая болезнь);

2) социально обусловленные:

- неприятие детей родителями;

- неполная семья;

- неблагополучная семья;

- обособленный уклад жизни старших членов семьи;

- предшествующий негативный опыт в общении с людьми, как при непосредственном контакте, так и при наблюдении за неудачами других;

 - отсутствие  социальных навыков, неумение общаться.

Физиологические проявления застенчивости:                              -

учащенный пульс, сердцебиение; потоотделение;                                       - покраснение кожных покровов.

     Внутренние (психоэмоциональные) проявления застенчивости:

- обостренное восприятие и ожидание оценки со стороны взрослых; 

- неуверенность в своих действиях и положительной оценки взрослого;

- потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства.

       Застенчивые дети всегда волнуются, когда их вынуждают выполнять какие - либо действия в незнакомых обстоятельствах, где имеет место возможность критических высказываний других людей, которые излишне требовательны и влиятельны.

     Можно выделить ряд наиболее характерных для дошкольника ситуаций, вызывающих проявление застенчивости:

  - нахождение в центре внимания большой группы людей (выступление на утреннике).

 - решение проблемных ситуаций (ситуации, которые требуют уверенности в себе, новизна обстоятельств, ситуации, требующие оценки, выбора, самостоятельного решения);

     - обращение за помощью;

     необходимость активной деятельности в кругу людей (сверстников,                незнакомых взрослых и пр.).

     Застенчивый ребенок может быть хорошо подготовлен, но, из-за стеснительности, выученное стихотворение рассказать как скороговорку, тихим голосом или шепотом. Во время коллективных детских публичных выступлений таких проблем у застенчивого ребенка не возникает. Вместе с другими детьми он может и спеть, и станцевать.

Как общаться с застенчивыми детьми?

     1. В отношении застенчивых детей необходимо мягкое, теплое, поддерживающее отношение, т. к. эти дети особенно ранимы, чувствительны.

      2. Давайте застенчивым детям достаточно времени, чтобы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется, какой должен быть результат. Если застенчивых детей начинают торопить, то они, как правило, вообще прекращают работу.

     Ребенок очень часто бывает настолько робок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться даже с простейшим заданием. Но его неудачи объясняются не тем, что он не знает, как действовать, а тем, что его будут ругать. После нескольких таких случаев дети начинают отказываться или уклоняться от выполнения любых заданий, стараясь избегать неудачи и порицания.

     3. Развивайте у ребенка инициативность и самостоятельность. Стимулируйте ребенка к разностороннему общению в быту: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-то (например, деньги - продавцу). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

    4. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях с помощью ролевых игр.

    5. Уважайте особенности характера и личности такого ребенка, не заставляйте его чувствовать себя ущербным только потому, что он не оказался улыбчивым энергичным экстравертом, вызывающим умиление у каждого взрослого и желание подружиться у каждого ровесника. Ребенок имеет право быть собой и проходить социальную адаптацию именно в том режиме, который наилучшим образом соответствует его потребностям.

    6. Организовывайте игры застенчивого ребенка с детьми, младшими по возрасту, это помогает застенчивым детям чувствовать   себя уверенно. 

     7. Спортивные секции, конкуренция – это не для застенчивого ребенка.

      8. Застенчивых детей не стоит принуждать к знакомству с другими детьми. 

  Помогая ребенку преодолевать застенчивость, следует не «перекраивать» его личность, а развивать ее, преобразив недостатки в достоинства. Сильная застенчивость мешает ребенку жить. Застенчивость, преображенная в скромность, – начинает помогать. Конформизм, соглашательство – недостаток, умение идти на компромисс – бесспорное достоинство!

     Прекрасный исполнитель называется виртуозом, а у застенчивых людей есть качества, позволяющие претендовать на это высокое звание. Тем, что у них получается, они могут заниматься подолгу, стремясь довести до совершенства. Поэтому так  важно в детстве их окрылить, помочь поверить в свои силы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Застенчивый ребенок

Наиболее распространенная причина, которая осложняет общение - застенчивость – особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых....

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ

● Быть очень деликатным с ним.● Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность.● Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным ...

Как помочь застенчивому ребенку?

Рекомендации для родителей....

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость».

. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, чт...

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК. КАК ПОБОРОТЬ СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ У РЕБЕНКА

Каждый из вас, наверняка, однажды сталкивался с ситуацией, когда на утреннике в детском саду, один из выступающих перед родителями малышей, выходил на сцену и не мог проронить ни слова. Он просто...