Игра ребенка в семье
статья (младшая группа)

 

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Значительную часть времени дошкольники проводят в играх. За годы дошкольного детства, от двух до семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития. Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_s_rebenkom_.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра с ребенком в семье»

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Значительную часть времени дошкольники проводят в играх. За годы дошкольного детства, от двух до семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития. Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
     Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных качеств ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Играя, дети много 
двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Игра - это и радость, и познание, и творчество. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, игры-драматизации все это оказывает огромное  влияние на развитие малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. 
В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы.
В игре ребёнок  воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. 
В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. 
В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. 
Игра - источник развития моральных качеств личности. В игре ребёнок приобретает новых друзей и испытает очень важное чувство - чувство локтя, чувство коллективизма. 

В 2-3 летнем возрасте основные психические процессы ребенка– внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он запоминает то, что само привлекло его внимание, то само запоминается.

Ребенок 2 - 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-деловой характер. Взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. 

        В комнате может находиться много интересных игрушек, но ребенок не будет обращать на них внимания и будет скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из игрушек и покажет, как можно с ней играть – как можно двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу, все дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной. Это происходит по двум причинам. Во-первых, для ребенка взрослый остается центром предпочтения и те предметы, к которым он прикасается становятся нужными и предпочитаемыми Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. 

Младшие дошкольники 2-4 лет не умеют играть самостоятельно. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками.

      Малыш хочет почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища. К сожалению, часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка со взрослым. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре.

       Игры, игрушки  можно придумать самим, не обязательно на них тратить кучу денег…все, что есть в доме, можно использовать в игре

Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребёнком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой – маленький», «Какого цвета и т.д.

Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по посёлку игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, учите быть наблюдательными.

Если у маленького дошкольника есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Зачастую, когда ребенок просить Вас поиграть с ним, вы принимаете его за несамостоятельного человека, неспособного занять себя. Вся эта ошибочность выводов говорит о непонимании родителями сущности детской игры.

Возрастная психология говорит об игровой деятельности ребенка, как о процессе, который с самого начала задается родителями. Родители учат ребенка играть, передают ему все возможные способы игровых действий (как строить сюжет, как использовать различные предметы). Различные игры с взрослыми дают ребенку умение применять на практике разные способы взаимодействий. В играх ребенок развивает свое творческое начало.

Игра – это часть культуры человека, задача родителей научить детей входить в нее, а потом применять в жизни.

Играя с ребенком – вы его развиваете! Он учится овладевать игровой деятельностью. Любая забота и внимательность к играм ребенка сделает ему приятно, ему важно ваше участие.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем.

- Объясните, как вы понимаете слова Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет» (Рассуждения родителей).

Вопросы родителям: 
1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (Наличие игрового уголка, места и времени игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка).
2. Где и как хранятся игрушки? Как вы приучаете ребёнка беречь их?
3. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?
4. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Какие роли разыгрываете?
5. Есть ли в семье старший брат или сестра? Организуют ли старшие дети игры? Наблюдаете ли вы, во что играют дети?
6. Наблюдаете ли Вы, как дети играют вместе? Помогаете ли налаживать отношения между детьми?
Памятка для родителей:

  •  Начинайте играть в самые простые игры, постепенно  усложняйте игровые задания и, не спеша, переходите к более трудным;
  •  Не разучивайте сразу очень много игр, ведь малыш должен  «наиграться», ребёнок младшего дошкольного возраста любит повторять;
  •  Хвалите ребёнка за успехи в игре. Ориентация на выигрыш появляется только в 4,5 года, поэтому поощрениями оценками, баллами, очками, распределением призовых мест возможно немного позже;
  • Приучайте ребенка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.

Педагог-психолог Логвинова Л.Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка о руководстве игрой ребенка в семье

Руководство игрой ребенка в семье....

Памятка для родителей "Руководство игрой ребенка в семье"

Памятка для родителей о том как всесторонне развивать ребенка через игру используя игрушки в соответствии с возрастом....

Памятка для родителей «Руководство игрой ребенка в семье»

Предлагаю вашему вниманию  памятку для родителей "Руководство игрой ребёнка в семье"...

Памятка о руководстве игрой ребенка в семье.

Нужно ли руководить детскими играми в домашних условиях? Разумеется нужно. Хотя это вмешательство  требует большого такта....

Консультация для родителей «Руководство игрой ребенка в семье»

Консультация для родителей об особенностях игровой деятельности ребенка...

Памятка родитемям по руководству игрой ребенка в семье.

Ребенку дома нужны игрушки, но не стоит покупать всё, что хочет ваше чадо. Надо учить ребенка выбирать, прибирать, ремонтировать. Совмесные игры взрослых с детьми не только обогащают игровой опыт...

Консультация "Создание условий для режиссерской игры ребенка в семье"

Консультация "Создание условий для режиссерской игры ребенка в семье"...