"Игры по развитию речи"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения для развития речи детей старшего возраста»
Дошкольный возраст можно назвать первым университетом ребёнка, он учится всему сразу, в том числе и умению излагать свои мысли через правильную речь.
Необходимо помочь ребёнку этому научиться, а чтобы было интересно, необходимо использовать различные упражнения и игры.
Все стороны речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй и связная речь воспитываются и формируются одновременно, с учётом возраста детей.
Для того, чтобы ребёнок умел правильно произносить звуки родного языка, необходимо развивать фонематическое восприятие (умение слышать и различать произносимые звуки, чёткую артикуляцию (правильные движения языка, дыхание, обращать внимание на темп, ритм и интонацию.
Игры «Флюгер», «Ветряная мельница» помогут детям в развитии дыхания. Ребёнок делает вдох носом и дует на игрушку так, чтобы предметы начали вертеться.
Игра «Эхо» поможет развивать силу голоса и фонематическое восприятие. Взрослый называет звук (который ребёнок произносит правильно) тихо, ребёнок повторяет громко.
Игры на звукоподражания также способствуют развитию фонематического восприятия, артикуляции, темпа и ритма речи.
Например: поезд едет: чух, чух. Мышка пищит: пи, пи. Ветер шумит: ш - ш - ш. Дождик капает: кап, кап.
Параллельно с развитием звукопроизношения накапливается, уточняется словарный запас. Ребёнок растёт и знакомится с большим количеством предметов, называет признаки и действия предметов.
Игра «Назови ласково» знакомит детей с существительными с уменьшительно - ласкательными суффиксами (носик, мамочка, шкафчик).
Игра «Скажи наоборот» знакомит со словами - антонимами (молодой
- старый; широкий - узкий).
Игра «Большие и маленькие» знакомят с детёнышами животных.
Игра «Что забыл нарисовать художник» учит выделять и называть части предмета. Например: стол без ножки, корова без рогов.
Как только ребёнок начинает употреблять в своей речи короткие фразы
- простые предложения, начинается формирование грамматического строя речи и развивается связная речь. Ребёнок учится словообразованию, учится правильно строить предложения, овладевает умением излагать свои мысли.
Игру «Что забыл нарисовать художник» можно преобразовать в игру «Чего нет?» и учить ребёнка правильно употреблять форму родительного падежа единственного числа.
Игра «Кто где живёт?» учит детей составлять предложения с предлогом, расширяет словарный запас. Например: лиса живёт в норе.
Все игры проводятся с использованием ярких, красочных картинок, в непринуждённой обстановке, когда ребёнок эмоционально не перевозбуждён.
Рассматривая картинки в книгах для детского чтения, взрослые вместе с детьми называют нарисованных персонажей, их действия, последовательность действий, при этом получается небольшой рассказ. Этот рассказ необходимо повторить от начала до конца и попросить ребёнка рассказать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-42225-1480866270.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112302-1549298041.jpg)
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-991141-1540407911.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/18/picture-425413-1589823471.jpg)
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/18/picture-1050124-1534586554.jpg)
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-1238580-1586615113.jpg)
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-832857-1476790617.jpg)
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....