Математическая подготовка дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Антонова Светлана Сергеевна

Родителей конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_podgotovka_doshkolnikov.docx597.15 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая подготовка дошкольников.

Родителей конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.

«МАТЕМАТИКА" ...Какие ассоциации возникают у большинства людей, когда они встречают это слово? Числа, формулы, корни, синусы, тангенсы, шпаргалка...

Тех, кто пережил в школе радость математических «открытий», видит красоту математики, изучает ее с интересом и увлечением, — единицы. А ведь интерес к обучению важен не только для личностного развития ребенка, но и для сохранения и поддержки его здоровья!  

Какие же задачи решает дошкольная подготовка детей по математике? Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека, — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, ребенка обычно учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения детей в школе. Исходя из этой логики, подготовка детей по математике часто сводится к простому переносу содержания курса 1-го класса на дошкольную ступень. Главным достижением детей в этом случае является их умение считать до 20 или даже до 100, выполнять действия с числами вплоть до сложения и вычитания. Однако такая подготовка в целом не решает проблему успешного обучения детей в школе и может принести больше вреда, чем пользы. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память — достаточно вспомнить, как легко они осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения. Не составляет для них труда запомнить и порядковый счет.

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно? Особенно остро этот вопрос стоит у родителей, чьи дети не посещают дошкольное учебное заведение. В возрасте 5-7 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру. Поэтому все занятия с ребенком необходимо проводить в игре. В этом главный залог успеха. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе.

Поэтому для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и, таким образом, затормозит развитие детей. Главное — сформировать психологическую готовность ребенка к школе, то есть познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, инициативности, коммуникативности, творческих способностей, навыков самоконтроля.

Дошкольники должны уметь  называть:

-предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

-числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;

-фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, овал, прямая линия);

-состав чисел первого десятка с опорой на счетный материал;

Различать:

-число и цифру;

-знаки арифметических действий (+, –,)

-многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник;

Сравнивать:

-предметы с целью выявления в них сходства и различия;

-предметы по форме, по размерам (больше, меньше);

-два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше”, “меньше”

Развиваем  логическое мышление ребенка:

-Помогаем находить «лишний» предмет в ряду;

- называть группу предметов одним словом;

-Составляем простейшие закономерности;

-Решаем головоломки и ребусы.

Формируем представления о числе и количестве:

– Совершенствуем навыки счета в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

–  называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

– раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших

большее число (используя числа от 6 до 10). 

Развиваем представления о величине и форме:

- Развиваем умения раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.

– Объясняем порядок расположения предметов и соотношение между ними.

– формируем умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

– Развиваем умения на глаз определять величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему.

Готовим ребенка к моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий:

- составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части;

Помогаем конструировать из счетных палочек (геометрические фигуры,

 буквы, цифры, рисунки на плоскости).

Развиваем умения ориентироваться в пространстве:

– Закрепляем и расширяем пространственные представления: слева, права, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.

– развиваем умения ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

–развиваем умения ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).

Но самое главное - воспитываем у дошкольника интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений. 

Не занимаемся с ребенком, а играем с ним!

 И только тогда успех будет обеспечен!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи

Советы родителям, как развить интерес ребенка к математике...

Математическая подготовка ребенка к школе

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальн...

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

Рабочая программа по подготовке дошкольников 5-6-го возраста к школе " Развитиее речи, логического мышления и позновательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать позновательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речево...

Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников.

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...

Лексико-грамматическое развитие речи в процессе математической подготовки дошкольников

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...

Лексико-грамматическое развитие речи в процессе математической подготовки дошкольников

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...