памятка для родителей "Звуковой анализ слова"
консультация

Вотчицева Татьяна Ивановна

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

 

Для того чтобы грамотно сделать звуковой анализ слова, необходимо, прежде всего, знать, чем звуки отличаются от букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_-_zvukovoy_analiz.docx377.1 КБ

Предварительный просмотр:

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Для того чтобы грамотно сделать звуковой анализ слова, необходимо, прежде всего, знать, чем звуки отличаются от букв.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме

обозначается буквой!

Звуки бывают

гласные и согласные.

Гласные звуки – это звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука:

(«я» - [йа],      «ю» - [йу],      «е» - [йэ],

«ё» - [йо]) в следующих случаях:

- в начале слова (яма, юла); 

- после гласного звука (маяк, заюшка); 

- после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). 

     В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

«я» - [а],      «ю» - [у],      «е» - [э],

  «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду: губы, зубы или язык.

У согласного в пути

    Много кочек впереди:

Губы, зубы и язык –

Он к препятствиям привык!

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит).

Это звуки:

[к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит).

Это звуки:

[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Если в голове звенит,

Значит, звонкий звук звучит.

     Если тихий звук такой,

Значит, звук звучит глухой.

Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

Русский язык 2 кла согласные звуки - Шаблоны

Пример звукового анализа слова

ДОМ

                       Д      О      М

j0232133

ЛИСА

             Л       И       С      А

Желаю успехов!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Веселинка»

города Димитровграда Ульяновской области»

ПАМЯТКА

                        для

РОДИТЕЛЕЙ

Тема:

 «Звуковой анализ  

       слова»

Учитель-логопед

Вотчицева Т.И.

Димитровград, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ слов и предложений. Памятка для родителей.

Материал для родителей детей-логопатов...

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

ПАМЯТКА для родителей.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - это то, что мы слышим и произносим.Буква...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Памятка для родителей "Как проводить звуковой анализ слов"

Материал предназначен для помощи родителям в обучении детей звуковому анализу слов...

Памятка для родителей по звуко-буквенному анализу слов

Данная памятка поможет родителем разобраться в таком сложном для них звуко-буквеном анализе слов. В ней приведены примеры фонетического разбора слов, классификация звуков в виде схемы....

Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....

памятка для родителей по звуковому анализу слова

Данный материал поможет родителям освежить в памяти звуковой анализ слов...