Консультация для родителей «Игры для ознакомления детей с пространственным значением предлогов»
консультация

Консультация для родителей «Игры для ознакомления детей с пространственным значением предлогов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»

Консультация для родителей

«Игры для ознакомления детей

с пространственным значением предлогов»

Выполнила:

Светлана Александровна Кузнецова  

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

                                                             Бердск,2020

В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося».

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого- педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их

несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Игры,        которые        я        использую        в        своей работе:

Дидактическая игра «Солнечный зайчик»

(Закрепить умение детей использовать в речи предлог «на», учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы).

Логопед достаёт маленькое зеркальце и говорит, что в гости к ребятам пришёл солнечный зайчик, и сейчас он будет прыгать на разные предметы, а малыши должны сказать на какие предметы прыгнул «солнечный зайчик».

Игра с мячом

(Учить детей составлять словосочетания с предлогом «на»).

Дети встают полукругом. Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит название предмета, а ребёнок придумывает с этим словом такое словосочетание, чтобы в нём встречался предлог «на» (чайник на плите, тарелка на столе, кошка на кровати, воробей на ветке, гриб на полянке, яблоко на дереве и т. д.).

Дидактическая игра «Кто, где живёт»

(Закрепить умение детей использовать в речи предлоги «в», «из» давать полные ответы на поставленный вопрос).

Логопед просит детей закончить предложение. Дети вспоминают, какое животное живёт в каком домике. Логопед начинает предложение, а дети его заканчивают.

В дупле живёт…        В дуплах живут…

В медвежьей берлоге спит…                В берлогах живут… В лисьей норе спряталась…        В норах спрятались… В собачьей конуре сидит…        В конурах сидят…

В скворечнике живёт…        В скворечниках живут… Детям предлагается разместить животных и птиц в их жилищах.

Игра «Где был щенок Бимка?».

(Закрепить пространственное соотношение предлога «из-за».)

Логопед рассказывает историю о щенке Бимке, который жил в доме девочке Маши и везде лазил, постоянно шалил. Детям предлагается угадать и назвать, где был щенок, если он вылез из-за кресла, из-за шкафа, из-за двери, из- за стиральной машины и т.п.

(дети отвечают на предложение полными предложениями, выделяя предлог из-за).

Если дети отвечают без ошибок, можно изменить задание и спросить: Откуда вылез щенок Бимка, если он был за деревом? (за кустом, за сараем, за сараем, за конурой?).

Сказка об одиноком волке.

(Закрепить пространственное соотношение предлога «из-за».)

Логопед рассказывает детям сказку, выставляя и передвигая на доске соответствующие картинки (понятие плут, плутище, одиночество уточняется до начала рассказа).

Жил-был в одном лесу Волчище Серый Плутище. И не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волчище на полянку — звери тут же прячутся: зайка — за куст, белка — за ветку, мышка — за холмик, бабочка и та улетела за дерево. Один раз Волчище решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за ёлку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула

из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка прилетела из-за дерева. Все стали радоваться, играть. Поныл тогда Волчище, кто виноват в его одиночестве.

После выяснения морали сказки логопед спрашивает: Куда спрятался каждый герой сказки? Откуда он вышел? Кто ещё в лесу мог спрятаться от волка? За, что он мог спрятаться? Откуда он мог потом выйти?

Составление рассказа о котёнке Тишке.

(Учить детей составлять рассказ с использованием предлога «под», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных).

Логопед показывает детям изображение забавного котёнка Тишки и рассказывает, что котёнок этот – большой шалун. Всё лето Тишка жил на даче и залезал всюду в доме, на участке. Перед детьми выставляется картинкас изображением участка. Затем логопед предлагает детям подумать и сказать: под чем может спрятаться котёнок Тишка.

Дети предлагают свои варианты ответа. Ответы должны быть полными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация"Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой""

Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"....

Дидактическая игра для ознакомления детей с пространственным значением предлогов «В гостях у Смешариков»

Дети дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи очень редко используют предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов.Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что лучше...

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx...

Консультация для родителей на тему : «Ознакомление детей с традициями народов Севера».

Познакомить с жителями и традициями народов Крайнего Севера,воспитывать чувство патриотизма....

Рекомендация для родителей "Игры по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"

 Работа по изучению правил безопасного поведения детей на улице должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безо...

Рекомендации для родителей «Игры по ознакомлению детей с правилами дорожного движения».

Рекомендации для родителей « Игры по  ознакомлению детей с правилами дорожного движения»....