Консультация "Знакомим детей с геометрическими фигурами"
консультация (средняя группа)

Самаевская Анастасия Ивановна

Форма предметов - одно из самых главных свойств, которое дает ребёнку представление об окружающем мире. Знание фигур просто необходимо для развития логики, пространственного мышления и математических способностей, поэтому для родителей очень важно как можно раньше начать знакомить ребёнка с геометрическими фигурами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Знакомим детей с геометрическими фигурами»

Форма предметов - одно из самых главных свойств, которое дает ребёнку представление об окружающем мире. Знание фигур просто необходимо для развития логики, пространственного мышления и математических способностей, поэтому для родителей очень важно как можно раньше начать знакомить ребёнка с геометрическими фигурами. В 2 -3 года ребенок абсолютно готов к изучению таких простых форм, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб и овал. Поэтому простые детские игры станут незаменимыми помощниками в процессе обучения детей.

Весёлые игровые задания познакомят ребёнка с названиями геометрических форм, помогут запомнить, как выглядит каждая фигура, а также научат отличать их друг от друга. Чтобы новые знания легко усваивались, и у ребёнка не возникала путаница, рекомендуем начать обучение с какой-то одной формы, и только после того, как ребенок хорошо её запомнит, приступать к изучению следующей.

На занятиях, связанных с математическим развитием, мы учим детей различать и правильно называть геометрические фигуры. Каждая фигура познается в сравнении с другой. На первом этапе первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай кукле круг, а зайке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один овал, а на нижнюю много ромбов»). Мы с детьми очень любим играть в игру «Геометрические фигуры вокруг нас». Для закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры рекомендуем использовать следующие упражнения:

- на выбор по образцу: «Принеси, покажи, положи такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера.

- на выбор по словам: «Принеси, покажи, положи, собери круги» и т. п.; в вариантах упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера

- в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик».

Игровая форма поможет привлечь внимание детей к обучению, создать у них положительный эмоциональный настрой. Но игровая задача, предлагаемая детям, должна способствовать усвоению программного материала. Другими словами, взрослый ставит перед собой цель научить детей, упражнять их в чем-либо и т. д.; перед ребенком же стоит совсем иная задача — игровая.

Можно подобрать множество игр, в которых учет различных свойств предметов определяет результат действий ребенка. Так, в игре «Найди свое место» умение различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же, оказывается необходимым условием выполнения игрового действия. Рассмотрим эту игру. Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся, свободно передвигаясь. По условленному сигналу дети находят свое место, т. е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры. Таким образом, изображение геометрической фигуры служит средством для достижения цели.

Вот еще один пример игры, где наиболее ярко можно продемонстрировать, как достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала.

Игра «Найди свою фигуру». Сделайте из картона ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Цель игры — научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.
Педагог делит детей на две группы: у одних — геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других — конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах. В такой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему появляется речевая активность играющих. Например, ребенку всегда важно не только то, правильно ли он нашел свою фигуру, но и то, правильно ли нашел фигуру его товарищ. При этом дети очень хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» или «Это, это бери! Видишь: здесь квадрат и вот квадрат!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.


Игра «Геометрические гаражи». Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» — круг, квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником, квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т. е. в тот, который соответствует номеру машины. Итак, правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать геометрические фигуры.
Дети, держа свои номера машин перед собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. Взрослый проверяет, правильно ли нашла каждая машина свой гараж. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть еще внимательнее.
Все подобные игры ценны тем, что перед детьми стоит лишь игровая задача, а то, что при этом усваивается тот или иной программный материал, знает только воспитатель, организующий занятие.
Рекомендуется сравнить квадрат с прямоугольником и треугольником, квадрат с кругом, определив, чем эти фигуры отличаются друг от друга: у квадрата и треугольника есть углы, а у круга их нет.
Можно предложить детям раскладывать фигуры, разные по величине, в возрастающем и убывающем порядке.
Дошкольников знакомят также с геометрическими телами: кубом и шаром. Знакомство с ними своевременно, так как дети часто используют их в играх, слышат названия от воспитателя, надо лишь уточнить названия этих геометрических тел, помочь детям выделить их отличительные признаки. При этом нужно стараться построить занятие таким образом, чтобы признаки эти стали значимы для детей.

Еще одним интересным способом знакомства дошколят с геометрическими фигурами может быть игра "Расскажи, на что похоже?" Предложите ребенку карточки, с изображением разнообразных предметов, которые соотносятся с геометрическими фигурами. Можно усложнить игру: покажите сначала малышу геометрическую фигуру, а затем предложите придумать на что или кого она похожа, или наоборот.

Игра «Круг-наш друг»

Цель. Познакомить детей с геометрической фигурой – круг.

Покажите ребенку несколько вырезанных из картона кругов и спросите – похожи ли эти фигуры между собой? Да, похожи – и все эти фигуры называются… кругами. Предложите малышу пробежаться пальчиками по краю округлой формы.

Игра «Большие круги и маленькие кружочки"

Цель. Показать ребенку, что круги могут быть разных размеров.

Положите перед ребенком лист с нарисованными на нем кругами: одинаково большими и одинаково маленькими. Спросите ребенка, как называются эти фигуры (круги). Скажите, что круги бывают большие и маленькие. Попросите ребенка раскрасить маленькие круги в зеленый цвет, а большие – в желтый.

Игра «Найди круглые предметы вокруг себя»

Цель. Учить ребенка видеть в окружающих предметах круглые формы.

Пройдитесь с ребенком по квартире и поищите все предметы, похожие на круг (часы, кукольные тарелочки, зеркало, колесо от машины, колечки от пирамидки)

Игра «Сложи фигуру»

Цель. Развивает восприятие, память, внимание, логическое мышление.

Выложите из картонных кругов одинакового размера цветочек (сердцевина, а вокруг лепестки) или гусеницу, снеговика и т.п. Попросите ребенка выложить из кругов подобную фигуру. Затем подобным образом изучаются другие геометрические фигуры: квадрат и треугольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Младшая группа Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера....

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Младшая группа Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера....

Конспект занятия "Знакомим детей с геометрической фигурой "квадрат"

Цель: познакомить с квадратом и его свойствами. Закрепить навыки счета в пределах 4. Развивать умение  находить признаки сходства и различия предметов. Развивать внимание, память, речь, мыслитель...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод

Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...