Сценарий родительского собрания "Подготовка к школе или как помочь учиться"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ольга Федоровна Перепелко

В сценарии представлены рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_shkola.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

 «Подготовка к школе или как помочь учиться»

сценарий родительского собрания

в подготовительной к школе группе

Автор:

Перепелко О.Ф., воспитатель

Канск, 2019 год

Цель: формирование у родителей представлений в подготовке ребенка к школе, рассказ о сущности этой подготовки, рекомендации по подготовке к 1 сентября.

Оборудование:

I. Анкеты для родителей (на каждую семью) (Приложение 1)

II. Приглашение на собрание каждой семье, сделанное вместе с детьми. (Приложение 2)

Вопросы собрания:

1. Мини-вопросы-мини-советы по вопросу успешного обучения в школе.

2. Мини-диспут-каких детей ждет школа (основные требования к детям и родителям).

3. Что купить первокласснику?

4. Нужно ли сидеть с ребенком за уроками?

5. Как развить кисть руки?

6. Правила посадки за партой.

7. Причины отставания в учебе.

8. Как помочь ребенку отвечать устные уроки.

9. Если ребенок переутомился, чем помочь?

10. Уголок школьника (как готовиться к 1 сентября)

11. Как провожать и встречать ребенка.

12. Как сделать незабываемым день 1 сентября.

III. Записать на видео ответы детей на вопросы:

1. Дети, вам скоро в школу. Как вы будете учиться? Почему? Легко ли оценку «5» на уроках получать?

2. Скажите, дети, у кого родители делают для вас все, что вы захотите, ни в чем, не отказывая вам, выполняют все ваши требования?

3. Скажите, кто из вас смотрит фильмы для взрослых, ложится поздно спать, когда хочет?

Ход собрания.

        Звучит песня на школьную тему для настроя родителей. Включается запись ответов детей на вопрос: «Дети, вам скоро в школу. Как вы будете учиться? Почему? Как вы считаете, легко ли оценку «5» на уроках получать?

- Скоро, очень скоро наступит для ваших детей торжественный, волнующий день 1 сентября. Школа примет их в свое путешествие по стране знаний. Как сделать, чтобы учитель, принимая вашего ребенка, был благодарен за помощь, за хорошую подготовку ребенка к школе, за успехи с самого начала обучения, за зажженную искру интереса у детей к учебе.

Современная школа не дает знания детям в том смысле, в котором принимали их мы с вами. А учит детей самих добывать эти знания в результате учебной деятельности. Предпосылки к этому закладываются уже здесь, в детском саду. Один из примеров этого – ваша проектная деятельность. (Награждение заведующей родителей грамотами и подарками).

Зачитываются результаты анкет родителей на вопрос: «Как вы считаете, готов ли ваш ребенок к школе? (Да, нет - сколько, без фамилий).

«Чему вы отдаете предпочтение: счету, чтению или общему развитию: памяти, внимания, любознательности» (Даются ответы без фамилий).

- Правильно поступают те взрослые, которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Ведь самое главное в жизни ребенка – родительская любовь. Она создает чувство защищенности, побеждает ребенка свободно общаться, задавать вопросы. Любящие родители, рассказывают ребенку много интересного, читают детские книги, вместе рисуют, придумывают сказки, загадки, разъясняют разные природные явления. Они вместе обсуждают то, что увидели на прогулке.

Итак, любите ребенка, больше общайтесь с детьми, хвалите детей за достижения, отвечайте на их вопросы, советуйте, а не отдавайте приказы, прививайте любовь к книгам, продолжайте читать детям вслух и в 6 лет, и в 7, и в 8 лет.

Учите своих детей быть ответственными и надежными. Для развития этих качеств важен вам личный пример. Внушайте ребенку: прежде чем возлагать на себя какие-то обязательства, реально оцени свои возможности. Научите ребенка доводить дело до конца. Для этого нужны условия: ребенка ничто не должно отвлекать. Многое здесь зависит и от настроя детей и от того, как они подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовили все необходимое, то он постоянно отвлекается. В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Чтение памятки «Необходимые условия успешного обучения к школе или как развить у ребенка желание учиться?»

1.Организуйте уголок школьника.

2. Следите, чтобы уроки готовились в установленное время и в хорошо проветренном помещение.

3.Перед выполнением домашних заданий выключайте радио, телевизор, не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

4. Ежедневно проверяйте уроки и поддерживайте контакт с учителем и сотрудничайте с ним.

5. Будьте реалистичны в ожиданиях, не требуйте невозможного.

6. Будьте доброжелательны, снисходительны и не очень настойчивы.

7. Учеба у ребенка не должна вызывать стресс, поэтому, никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми.

8. В нагрузках найдите золотую середину. Конечно, лучше завысить планку, чем ее занизить. Но не перегружайте ребенка: обучение не должно быть через силу. Убеждайте ребенка, что к нему предъявляются хотя и высокие, но вполне посильные требования.

9. Учитывайте интересы вашего ребенка и его темперамент. Не давайте воли своему тщеславию. Пойдут на пользу только те занятия, которые интересны ребенку.

10. Прививайте ребенку любовь к чтению. Читайте детям сами. Поощряйте их находить ответы на свои вопросы в книгах и Интернете самостоятельно.

11. Личным примером, с помощью мудрых русских пословиц показывайте, что залог успеха – усердный труд (предложить пословицы - об учебе и труде).

12. Поощряйте ребенка за инициативу, совместное преодоление трудностей, советуйтесь с ним. Тогда вы вырастите ответственного и надежного человека. (с чем согласны, что вызывает сомнение, трудности. Ваши дополнения).

Включение записи ответов детей на вопрос: «Скажите, дети, у кого родители делают для вас все, что вы захотите, ни в чем, не отказывая вам, выполняют все ваши требования. Как воспитывать дисциплинированность, умение управлять самим собой?»

Обмен опытом: 2-3 родителя.

Обобщение:

К сожалению, во многих семьях ребенку разрешается делать все, что хочется. Для них нет слова «нельзя». В таких семьях дети командуют взрослыми. Здесь следует прислушаться к словам Ж.Ж.Руссо: «Знаете ли вы самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным: это приучить его не встречать ни в чем отказ» В обстановке вседозволенности без запретов и ограничений вырастают дети, не умеющие владеть собой. Если кто-то посмеет противиться их воле – они кричат, устраивают скандал. От этого нас предостерегают и пословицы: «Поверьте нестареющей примете – век плачут избалованные дети». От интересного к обязательному – таков путь развития у детей умения управлять собой. Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого – вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. Пусть ребенок из ваших уст слышит: «Это не интересно, но тебе это нужно». «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться и захотеть сделать». Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения.

Нередко педагогам приходится наблюдать, что некоторые ребята на уроке трудно сосредотачивают внимание на том, что происходит в классе. Такое впечатление, что ребенок болен – к тому же он может жаловаться на головную боль, слабость, у него появляется желание спать. Иногда выясняется, что ребенок действительно нездоров, но в очень многих случаях причина в школе: а он не придерживается режима дня, у него нет определенных часов для приготовления уроков, ему не хватает времени для прогулок, спать он ложится поздно, потому, что засиживается у телевизора. Каждое отдельное отстранение от режима кажется невинным, но, накапливаясь изо дня в день, последствия таких отступлений начинают сказываться все сильнее. Что нужно теперь такому ребенку? Скажем сразу, он не нуждается ни в каком лечении. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.

О чем говорят ваши анкеты? (Выдержки из анкет зачитать без фамилий).

Ответы детей на вопрос:

- Дети, кто из вас смотрит поздно вечером фильмы для взрослых, ложится спать, когда захочет?

        Зачитать советы из практики воспитания.

1. Нельзя острые этические разговоры переносить на позднее время. Постарайтесь их закончить к 19.00-20.00

2. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню. Пусть соберет портфель по расписанию, приготовит одежду.

3. Всегда нужно вовремя лечь спать.

4.Вечером нельзя допускать перевозбуждения.

5. Ребенок не должен смотреть «взрослые» фильмы и вообще, на просмотр передач отводить не более 1 часа в день.

6. Нельзя давать перед сном кофе и острые блюда, рассказывать страшные истории, решать конфликты взрослых при детях.

7. Самое лучшее перед сном – прогулка на свежем воздухе с разговором о завтрашнем дне.

        А сейчас, давайте заглянем в будущее, представим, что дети учатся, имеют первые удачи и промахи. Успехи радуют, а промахи? Как воспринимать первые кажущимися трагическими неудачи детей в учебе, в поведении.

Ситуация: ваш ребенок впервые принес «2», некрасиво, небрежно написал буквы, совершил проступок?

        Обмен мнениями: 2-3 родителя.

        Обобщение:

        Итак, позицию родителей, предохраняющую от появления «хронической неуспешности», можно сформировать примерно так: « Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты же хорошо справляешься?» Но позиция эта должна проявляться не только в словах, а во всем поведении родителей. В спокойном отношении к неудачам. Не вышло? Ничего, завтра попробуешь еще раз, и у тебя обязательно выйдет». В доброжелательном внимании к успехом. С самого начала учения надо вселять в детей веру в оптимизм, как говорится «зажав в кулак все свое родительское тщеславие».

Как провожать ребенка из дома? Нельзя ругать ребенка, читать ему нотации перед уходом в школу угрожать.

На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет «хорошо», «Будь внимателен, осторожен!», «Счастливо!», «Я очень жду…», «Встретимся…», «Я уверена, ты…», «Не торопись», «Будь внимателен при переходе дорог». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дома.  

            Как встречать ребенка дома?

        Когда бы и откуда ни вернулся ребенок домой, встречайте его с радостью, даже если у вас гости или дела. Спросите о том, что нового и интересного он узнал, что видел. Из многих воспитательных мер нет более сильной по влиянию на судьбу, чем радость ближних, родных, когда человек входит в дом. Все дети делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.

Мини – вопросы – мини – ответы.

Нужно ли сидеть с ребенком за уроками?

Нет. Привычка к родительской опеке, даже в виде пассивного присутствия, может укорениться и принести вредные плоды. В течении первого года надо научить ребенка собраться, сосредоточиться во время выполнения домашнего задания. Надо научить выполнять задание быстро, четко, не отвлекаясь.

        Как научить ребенка отвечать устные уроки без запинки?

Хорошо запоминают и отвечают устные уроки те дети, которые привыкли много рассказывать дома. Содержание книги, фильма и т.д. Поинтересуйтесь, сколько раз ребенок читал текст, как. Если ребенок не смог запомнить текст, не сердитесь, не обвиняйте его. Разделите текст на части по смыслу. Пусть читает и пересказывает по частям. А вы, слушая рассказ ребенка, обратите внимание на его интонацию, на то, чтобы он говорил громко, отчетливо, выразительно и грамотно. Иногда, в случае утомления ребенка, текст для пересказа можно прочитать вслух самому взрослому.

        Что может служить причиной отставания ребенка в учебе?

1. Психологическая незрелость у ребенка к моменту поступления в школу не сформированы психологические черты присущие школьнику. У ребенка нет желания выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется у детей к концу дошкольного возраста, т.е. он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступеньки к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Большой интерес к школьной атрибутике (звонки, перемены, отметки, возможность сидеть за партой, носить портфель и другое).

Достаточный уровень волевого развития ребенка. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Отсюда ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.

2.Заболевание, перенесенное в раннем детстве.

3. Дефект общения: когда взрослые уклоняются от контактов с детьми, кроме деловых: накормить, уложить, отчитать.

4. Конфликты в семье.

5. Неполноценность общения – это когда общение беднее, т.е. нет книг, или есть, но никто не читает, нет газет и журналов, а есть пренебрежительное отношение в адрес работников умственного труда, в том числе и учителя.

6. Эмоциональная неполноценность. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, радоваться, поражаться, так как такое чувство чуждо взрослым в семье. Результаты в обучении здесь возможны, по мнению Сухомлинского, в обогащении их интеллектуальной и эмоциональной жизни.

        Как готовиться к 1 сентября?

        Если приобрести все необходимое задолго до 1 сентября, то можно сэкономить немало средств. Но если вы все купите, то, как, же ребенок проникнется радостью предвкушения?

Компромисс – приобрести тетрадки и ручки без участия малыша, а потом все выдавать ему по мере необходимости. А вот те предметы, с которыми он отправится в школу 1 сентября, лучше купить вместе с ним. Направляйте его в нужное русло, объясняйте ему, что необходимо купить и почему, но оставляйте свободу выбора.

Еще один момент – организация учебного места. Удобный письменный стол и стул, набор принадлежностей с необычной подставкой в виде мультгероя или забавной зверушки, а также накопители для книг, учебников, тетрадей. Ребенок должен осознавать, что с появлением в его комнате учебной зоны начнется какая-то новая необычная жизнь. Не забудьте поставить на его стол вазу с букетом цветов! Малыш уже вырос и вполне может оценить красоту такого подарка. И, конечно, не забудьте разместить перекидной или отрывной календарь и обвести место для расписания. Если же позволяют средства и есть необходимость, то можно переклеить обои в комнате, слегка «овзрослив» комнату ребенка.

        Что купить первокласснику? (памятка – ширма)

1.Ручки.

2. Простые и цветные карандаши.

3. Масленая и сухая пастель.

4. Фломастеры.

5. Гуашь.

6. Акварель.

7. Счетные палочки.

8. Линейки.

9. Кисти (пони, белка, колонок).

10. Пенал.

11. Ластики.

12. Альбомы, папки для акварели.

13. Тетради.

14. Бумага цветная, картон цветной.

15. Ножницы с тупыми концами.

16. Клей – карандаш.

17. Спортивная форма, спортивная обувь.

18. Мешок для обуви.

19. Сменная обувь.

20. Удобный ранец – портфель.

21. Природный материал.

22. Декоративный украшения.

23. Подставка для книг.

24. Дневник.

25. Обложки для тетрадей и учебников, дневника (прозрачные).

26. Закладки для книг.

27. Форма школьная с учетом дресс – кода школы.

        Что делать для того, чтобы у ребенка был красивый почерк?

1. Следить за посадкой. Напоминайте, чтобы локти не висели, чтобы тетрадь лежала наклонно и неподвижно, придерживайте другой рукой.

2. Рисуйте елочки, флажки, окна по клеткам тетрадного листа.

3. Штрихуйте и раскрашивайте разными линиями: сверху вниз, слева направо, снизу вверх, при этом обращайте внимание, чтобы за линией рисунка не было штрихов, линии были ровные, на одинаковом расстоянии. При раскрашивании не должно быть «белых пятен».

        Помните, умением писать ребенок станет овладевать не в 1-м классе, а годы. Приготовьтесь к тому, что письменные работы первое время вы будете выполнять вместе с ребенком, без суеты и спешки. Принцип «Лучше меньше да лучше» особенно уместен в чистописании. Поэтому сначала надо посмотреть на правильный образец, потом только начинать писать.

        Какую посадку за партой следует считать правильной?

        Ребенок должен сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед, оба плеча находятся на одном уровне, ноги опираются всей ступней на пол или перекладину, менее двух третей бедра находится на сиденье, поясница касается спинки сиденья, предплечья свободно лежат на крышке парты. Расстояние от глаз до книги, тетради должно быть не менее 30 см. Проконтролировать это легко: если ученик поставит руку на локоть, то глаза его должны на уровне конца среднего пальца кисти.

        Нередко учащиеся чрезмерно наклоняют голову и корпус к рабочему столу не из-за плохого зрения, а по привычке. В таких случаях надо добиваться правильной посадки ребенка, так как низкий наклон к тетради или книге ведет к появлению близорукости и искривлению позвоночника, приводит к быстрому утомлению.

        Как сделать незабываемым день 1 сентября?

1. Познакомьтесь сами и познакомьте своего ребенка с первой учительницей. Пусть эта встреча у вас произойдет еще до первого звонка.

2. Познакомьтесь с родителями будущих одноклассников вашего ребенка. Зачем? Чтобы не было дискомфорта, займитесь налаживанием контактов. Хорошо, если в классе вашего ребенка будут дети из детского сада вашего ребенка или из двора, где гуляет ваш ребенок. Постарайтесь пообщаться. Вы начнете обсуждать проблемы воспитания, а дети будут знакомиться. И скоро и вы, и ребенок узнаете, от кого можно ждать грубости, а кто – всегда поможет. Ведь характер ребенка проявляется очень ярко, когда он играет. Во время этих встреч вам станет многое понятно: какие родители как относятся к детям, как подходят к вопросу воспитания и так далее. Помните, мы не можем кого-то изменить, но мы можем найти общий язык!

3. Если у вас и других родителей есть финансовая возможность и желание, устройте детям праздник в школе, классе. Пригласите аниматоров, украсьте класс шарами и декором. Или же продумайте заранее, куда можно с близкими друзьями ребенка и их родителями или же с одноклассниками после первого учебного дня. Только ничего спонтанного!

4. Пригласите в этот день для чевствования вашего первоклассника самых близких – бабушек и дедушек. Купите или закажите красивый торт.

5. Не забудьте про подарки на память об этом дне самому первокласснику.

6. Напомните родным заранее, чтобы они не забыли прислать открытки, позвонить, послать SMS вашему потенциальному отличнику. Ребенок должен чувствовать поддержку взрослых и то, как они серьезно относятся к этому празднику.

7. Заранее соберите все необходимое к этому дню (одежду, портфель, вместе с ребенком купите праздничный букет для учителя). Зарядите фото и видеокамеры, чтобы не пропустить самые важные моменты первого дня вашего первоклассника.

8. Перед сном лучшим подарком будет прогулка на свежем воздухе и травяная, душистая ванна с ромашкой и зверобоем.

9. Сохраните на память не только фотографии первого дня в школе вашего ребенка, но и его самые первые тетради, чтобы через несколько лет, вспоминать этот важный день в жизни вашего малыша.

Ваши дети – наше мнение. (Как дети группы готовы к школе?)

Рассказать о каждом: посадка, как держит карандаш, об успехах в рисовании, какова речь (образная, правильная), память (много знает стихов), внимание, дисциплинированность, математические способности и другие (спортивные, танцевальные, сценические). На что обратить внимание в учении и поведении.

Рефлексия.

        Что для вас было сегодня интересно узнать, что полезно? Чем вы постараетесь воспользоваться для того, чтобы помочь своему ребенку учиться в школе и сделать обучение занимательным и интересным?

        Спасибо за внимание!

 

Приложение 1

Анкеты для родителей

«Уважаемые родители (Ф.И.)! Ответьте, пожалуйста, на  вопросы анкеты:

1. Как вы считаете, готов ли ваш ребенок к школе? Да, нет. Почему?

2. Чему вы отдаете предпочтение; обучению, чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности?

3. Есть ли у ребенка четкий режим дня? Соблюдается ли он?

4. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как вы помогаете развивать кисть руки?

5. Трудно ли вам дается воспитание у ребенка умения управлять самим собой, т.е. дисциплинированности? Почему?

6. Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе? Задайте свои вопросы.

7. По какому критерию вы выбираете школу для своего ребенка? (близость к дому, совет знакомых и друзей, программа начальной школы, личность учителя, рейтинг школы или другое (указать).

Спасибо.

Приложение 2

Приглашение на родительское собрание

        Текст приглашения  на собрание каждой семье, сделанное вместе с детьми «Уважаемые родители (Ф.И.)! Вашему ребенку скоро в школу. Ответить на многие волнующие вас вопросы по подготовке к школе и помощи в учении поможет наше родительское собрание «Подготовка к школе или как помочь учиться» Ждем Вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ" для родителей детей подготовительной к школе группы детского сада

Консультация  "ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ" для родителей детей подготовительной к школе группы детского сада            Отпечатать анкеты на каждую семь...

Сценарий родительского собрания "Учимся играть вместе"

Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы на тему « Подготовка к школе или как помочь учиться».

Цель: сформировать у родителей представления в подготовке ребенка к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации по подготовке к 1 сентября....

Сценарий родительского собрания «Учимся играть вместе» во 2 младшей группе (нетрадиционная форма)

Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять родителям,...

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу»

Конспект родительского собрания  содержит приложения:"Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу" "Рекомендации для родителей будущих первоклассников"...

Сценарий родительского собрания в младшей группе «Учимся играть вместе»

Сценарий родительского собрания, в ходе которого предполагается обобщать и закреплять представления родителей об игре как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте....

сценарий родительского собрания в подготовительной группе в форме квеста "Как помочь ребёнку стать учеником"

В сценарии предлагается родителям обсудить проблемы подготовки детей к школе в форме квеста. Родители активные участники при обсуждении, а не только слушатели, им предлагаются разные практические зада...