развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Голобородько Татьяна Викторовна

Важную роль  в жизни дошкольника играют эмоции и  являются  самым главным направлением в работе воспитателя. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

С новыми изобретениями ученых успешность каждого индивида зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.  Человек, не владеющий  свои эмоциями, не может адекватно давать оценку норме и этике поведения других людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_emotsionalnogo_intellekta.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Шебекино Белгородской области»

Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста

        Подготовила

педагог-психолог

Голобородько Т.В.

2020

(слайд 1) Важную роль  в жизни дошкольника играют эмоции и  являются  самым главным направлением в работе воспитателя. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

С новыми изобретениями ученых успешность каждого индивида зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.  Человек, не владеющий  свои эмоциями, не может адекватно давать оценку норме и этике поведения других людей. (слайд 2)

(слайд 3)

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.

Под эмоциональным интеллектом понимают: (EQ)

-  умение тщательного работать над собой и над преобладанием  выражения своих эмоций, умение  оценить свои эмоции.

- умение понимать эмоции других и их эмоциональные знания;

- умение совладать со своими  эмоциями.

 Итогом развития эмоционального интеллекта является:

1. Дети с неотформатированным мышлением гораздо легче ориентируются в различных ситуациях, более стрессоустойчивы и гораздо позитивнее своих сверстников.

2.    Благодаря высокому эмоциональному интеллекту дети являются лидерами, организаторами игр, способны увлекать за собою своих сверстников.

3. Эмоциональная гармония способствует  позитивной активности дошкольника. 

Фундаментом в правильном эмоциональном развитии дошкольника является правильное понимание, умение контролировать свои эмоции, проекция своего взгяда на окружающих.

(слайд 4) Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

(слайд 5)Можно выделить такие основные эмоции как:

- радость;

- гнев;

-удивление;

- интерес;

- отвращение;

- доверие;

- грусть;

- страх.

(слайд 6)

Значимость эмоционального интеллекта важен для каждого. И поэтому, чтобы этот необыкновенный эмоциональный интеллект отражался и выявлялся в  личности, важно еще  с детства привить в ребенке умение сдерживаться и  чувствовать людей, которые нас окружают.

 (слайд 7) Улучшению логического мышления и кругозора ребенка еще не является гарантией  в его будущей успешности в жизни. (слайд 8) Для него важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Процесс развития эмоций ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Многочисленные исследования привели к выводу, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Благодаря  развитию этих качеств у ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

(слайд 9)Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ "Я", понимане своего внутреннего состояния);
– самоконтроль (умение контролировать свои желания и чувства);
– социальная чуткость (умение чувствовать других людей);
– управление отношениями (умение заниматься одним общим делом, вместе развиваться, стремиться к одной цели, достигать положительный результат).

Эти главные функции формируются на протяжении дошкольного возраста в зависимости от возрастных особенностей ребенка, применяя совокупность различных форм обучения.

(слайд 10) На протяжении своей педагогической деятельности  я применяю такие методические средства, как:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • коммуникативные игры;
  • игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • игры, направленные на развитие воображения;
  • релаксационные методы;
  • использование эмоционально-символических методов.

(слайд 11), (слайд 12) На занятиях с детьми мы учимся справляться со своими эмоциями, понимать эмоции своих сверстников, знакомимся с такими эмоциями как радость, удивление, грусть, злость и т.д.

(слайд 13) Дети с удовольствием рисуют свои эмоции, тем самым воплощают эмоции в рисунок.

Диагностическим тестом на эмоционально- личностную сферу служит  тест Тэммла – Дорки – Амена, который показывает уровень детской тревожности. По результатам исследования с детьми с низким уровнем тревожности планирую цикл занятий на развитие эмоционально – личностной сферы, формирую положительную самооценку.

(слайд 14) С детьми подготовительной группы провожу  занятия  на тему «В школу с радостью». Благодаря таким занятиям повышается мотивационная готовность к школе и развивается эмоциональный интеллект дошкольников.

(слайд 15) Практикую в  своей работе не только занятия с детьми, но также совместные занятия детей с родителями на  тему «Развиваем эмоциональный интеллект детей». На занятиях родители учатся чувствовать ребенка, его настроение. Тем самым улучшается  не только эмоциональный интеллект ребенка, но и положительно формируются детско-родительские отношения.

(слайд 16), (слайд 17) В своей практике для развития эмоционального интеллекта работаю с такой инновационной технологией как песочная терапия. Разработана картотека игр с песком, где мы совместно с детьми лепим, творим и развиваемся. Благодаря использованию песочной терапии у детей развивается не только эмоционально- волевая сфера, а  также познавательные, творческие, коммуникативные и сенсорные способности.

Благодаря  действенным методам обучения  такие как  беседы, тренинги,  работа с сюжетными картинками, совместная творческая групповая деятельность: рисование, работа с песком,  пантомима,  элементы телесной терапии - формируется эмоциональный        интеллект дошкольника.

(слайд 18) Также нужно  учитывать, что в развитии ребенка огромную роль играет те люди, которые находятся рядом с ним, в особенности – его семья. Уже в младшем дошкольном возрасте мы прививаем в детях основные правилами общения: «нельзя драться», «нельзя кричать»,  «нельзя отнимать», «нужно вежливо попросить у сверстника», «благодарить за помощь».

 Чем старше становится дошкольник, тем всё больше он усваивает культуру поведения в обществе.  В процессе формирования дошкольника ребенок учится дружить, мириться, обижаться, а также оказывать взаимовыручку и принимать соучастие, а иногда делают мелкие пакости.  Все это отражается на становление его характера и окрашены массой разнообразных эмоций.

(слайд 19) Не надо забывать, что эмоциональное благополучие ребёнка – залог успешного развития его физического и душевного здоровья.

(слайд 20) Знаменитый физиолог Н.М.Щелованов  в своей работе писал, что эмоции главным образом не только составляющая наиболее уникального психологического содержания жизни ребёнка, но и имеют огромное физиологическое значение в жизнедеятельности всего организма.  Эмоции неискоренимы. Они  фиксируются в подсознании. Именно подсознание управляет формой поведения. Нужно еще с детства закладывать у ребенка как  побеждать жадность, страх, злость; необходимо научить ребенка таким эмоциям как удивление, грусть, радость, печаль…  

И в конце своего выступления могу предложить только один рецепт: улыбайтесь на здоровье!!!(слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...