Главные вкладки

    Рекомендации родителям по формированию нравственного воспитания личности
    статья (младшая группа)

    Шибирова Светлана Анатольевна

    Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение, семья и ребенок. На современном этапе лидирующую позицию в воспитании духовно-нравственных ценностей занимает взаимодействие педагог - родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Семья и школа – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности. Нравственные основы — цель духовно - нравственного воспитания Семья – залог нравственного воспитания Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родители даже не подозревают, что уже у младенцев начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей. 
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_formirovanie_nravstvenn.docx20.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации родителям

    по формированию нравственного воспитания личности

     «Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить»

    А.С. Макаренко.

    Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение, семья и ребенок. На современном этапе лидирующую позицию в воспитании духовно-нравственных ценностей занимает взаимодействие педагог - родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Семья и школа – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности. Нравственные основы — цель духовно - нравственного воспитания Семья – залог нравственного воспитания Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родители даже не подозревают, что уже у младенцев начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей. 
    Предлагаем Вам рекомендации по созданию благоприятных условий, в которых формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

    Совет 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

    Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

    Американский и психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

    При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

    Совет 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

    Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

    Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью.

    Совет 3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

    Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

    Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

    Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения.

    И содержание, и тон, и место, и время разговора — всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.

    «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в «высоко - нравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

    Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

    Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в будущий успех.

    В чём же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

    Совет 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

    Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

    Многие педагоги говорят об огромном эффекте порицания. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания сострит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

    Совет 5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

    Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

    С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

    В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «... искусство повеления и запрета ... даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

    Совет 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

    Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребенка. Этим необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

    Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

    Совет 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

    Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

    Совет 8. Закон культивирования в семье положительных привычек.

    Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры - модель для подражания и активного использования в жизни.

    Совет 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

    Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл — значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

    Спасибо! Удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности".

    Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практ...

    Статья "Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности"

    Занятие расширяющее представление детей об окружающем мире...

    «Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».

    Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....

    Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности.

    Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России....

    Статья" Формирование нравственных качеств личности дошкольников в процессе экономического воспитания".

    В центре внимания данной статьи находится проблема формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эфф...

    Рекомендации родителям по духовно-нравственному воспитанию

    Рекомендации родителям по духовно-нравственному воспитанию...