«Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Сырескина Татьяна Владимировна

автор представил рекомендации для родителей по развитию математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области средняя общеобразовательная школа №1

 «Образовательный центр» имени 21 Армии Вооруженных сил СССР

 п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение  «Детский сад «Солнышко»

Консультация  для родителей

«Развитие математических представлений у детей                                                       раннего дошкольного возраста».

Подготовил:

воспитатель Сырескина Т.В.

2021г

«Развитие математических представлений у детей                                                       раннего дошкольного возраста»

            Чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы мог реализовывать все свои возможности, раскрыть способности, необходимо прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные особенности. Три года – это  тот рубеж, на котором ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становиться более самостоятельным. Ребенок  уже многое понимает, умеет и знает, стремится узнать ещё больше. Задача взрослых помочь ему в этом. Для развития детей раннего дошкольника возраста первостепенное значение имеет знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве.

             Игры-занятия, следует предлагать детям, и строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего ребёнка наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих разобраться в строении предметов и их взаимном расположении. Математические игры-занятия помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами. 
            При организации педагогического процесса с детьми 2-3 лет необходимо помнить, что формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных  и временных отношениях -это неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира, это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей. При  организации процесса обучения детей этого возраста в программе  ДОУ предусмотрены занятия по математике, проводиться не менее одного раза в неделю и чередоваться с занятиями по сенсорному развитию детей, так как именно эти дисциплины имеют наибольшее количество единых целей, задач и средств обучения. Полученные математические представления следует закреплять в различных видах деятельности: конструировании, лепке, рисовании, в играх, труде, на прогулках и т.д. При планировании занятия  учитываются способы и формы его организации, подбираются средства, которые помогут на протяжении 10-15 минут удерживать внимание и активность ребёнка, смену видов деятельности, позволяющих избежать его физического переутомления. Важное требование к таким занятиям - строгая дозировка программного материала, доступность и  привлекательность содержания детям, их игровой характер.

Рекомендуются  несколько дидактических игр:                

«ЧТО КАТИТСЯ?»

Цель: эта игра познакомит ребёнка с формой предметов.

Ход игры:

    Организуйте весёлое соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить будут шарик и кубик. Наверное, вначале ребёнку будет всё равно какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает  тот, у кого  шарик, и будет стремиться выбрать именно его. Вот тут и спросите его, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь с ним вместе сделать вывод, что у кубика есть острые углы, которые мешают кубику катиться, на отсутствие таких углов у шарика.
«ОДЕНЕМ  КУКОЛ»

Цель: знакомить с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Ход игры:

    Дайте ему двух кукол ( большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам .Не беда , если  он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его  внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните « Большой кукле – большое  платье, маленькой – маленькое .Большие туфельки – большой  кукле, маленькие – маленькой ». 
«СБОР УРОЖАЯ»

Цель: формирование представлений о геометрической форме (круг, треугольник, круг).
Урожай яблок (их с успехом могут заменить любые другие предметы круглой формы) надо разложить по корзинкам (коробкам трёх размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние – в средней, большие –в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.
«СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»

Цель: эта игра на развитие внимания.

Ход игры:

     Перед ребёнком ставятся две игрушки. Он должен сказать сначала, чем они похожи, а затем, чем они отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. А отличаются тем, что мишка – большой, а зайка – маленький , мишка – коричневый , а зайка – белый  и т.п.
«СДЕЛАЙ, КАК  Я»

Цель: развивать конструктивные способности, называя детали строительного материала (кирпичик и т.д.)

Ход игры:
        Это простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребёнка в мир объёма и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора. На первых порах одновременно используются 2-3, а впоследствии- 3-4 формы. Отберите себе и ему по 2-3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребёнком сложите небольшую постройку. Положите детали рядом или одну на другую, вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм. Когда всё будет расставлено, предложите ребёнку точно также расставить фигуры. Если сразу у него не получится, повторите всё сначала .Игра достаточно сложна для малыша. Попросите его самого что-нибудь построить и сделайте так же. Когда увидите, что ребёнок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он  вас поправит.
«ПОДАРКИ ДЛЯ КУКЛЫ»

Цель: закреплять основные цвета, геометрическую форму.

Ход игры:
     Предварительно нужно вырезать из разноцветной бумаги небольшие круги и положить их в мешочек или коробочку. Ребёнку говорится, что у куклы (зайки) сегодня день рождения и ей принесли разные подарки. Надо угадать, что это за подарки. Ребёнок достаёт один из цветных кругов и говорит, что это такое. Потребуется немного воображения. Например, про красный круг можно сказать, что кукле принесли в подарок ленту, флажок, клубнику, мячик, цветок и т.п. можно придумывать с ребёнком по очереди. Когда ребёнок освоится с игрой, попробуйте её немного усложнить. Игру можно разнообразить. Предлагая детям вместо кругов фигуры разной формы.
«КОГО ЗАГАДАЛИ?»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, понятие «справа-слева».

Ход игры:
        Вместе с ребёнком могут участвовать его любимые игрушки, например кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были  достаточно крупными и их можно было поставит или посадить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка посадите или поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них, ему надо угадать, какую. Например, она сидит сбоку от тебя( или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительные понятия: слева и справа.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Тема: «Геометрические фигуры. Обобщение.»

Материал занятия поможет закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника....

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

Моделирование в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста..

Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое ...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....