Речевое развитие детей 4-5 лет
статья (средняя группа)

Татьяна Викторовна Коновальцева

мтериал для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_4-5_let.docx845.69 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 4-5 лет.

    Уровень развития речи и познавательных способностей дошкольников в возрасте 4-5 лет уже достаточно высокий: дети активно общаются, обладают обширным словарным запасом, которым могут оперировать в любой ситуации, спокойно описывают разнообразные предметы, а из их речи исчезают явные дефекты. Если этого не происходит, то вероятность постановки диагноза ЗРР (задержка развития речи) увеличивается в несколько раз. Обследование у профильных специалистов поможет установить причину задержки и направить родителей по правильному пути. В этом возрасте проблема ещё не является критической и может быть устранена при грамотном совмещении лечения (если это необходимо), занятий по развитию речи с логопедом-дефектологом и занятий с участием родителей дома.

Нормы развития речи в возрасте 4-5 лет

      Для того, чтобы вовремя определить проблемы с развитием речи, необходимо ориентироваться в том, что должен уметь ребенок, и лишь после этого «бить тревогу», обращаясь к логопедам и дефектологам.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:

  • говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
  • спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);
    строить логические предложения из 6-8 фраз;
  • понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
  • уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч – круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
  • понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
  • иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
  • уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
  • без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
  • знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;
    без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания;
  • уметь отвечать на вопросы о своем времяпровождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).

Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:

Артикуляционная гимнастика

Включить звук

  • Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы. Упражнение Варенье
  • Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.

Упражнение Лопата

  • Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.

Упражнение Иголка

Артикуляционные сказки.

   Также большой интерес дети проявляют к артикуляционным сказкам. Взрослый читает сказку, а ребенок по заданию выполняет артикуляционную гимнастику. Это позволяет развивать как артикуляционный аппарат, так и эмоциональную сферу ребенка, он улыбается, ему интересно.

Сказка о Веселом Язычке

Знакомство

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.

А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами.

Язычку очень понравилось его новое жилище.

(Т.В. Мецлер)

В одном домике, дружок,

Живет Веселый Язычок,

Ох, и шустрый он

мальчишка

И немного шалунишка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Распластался, как лопатка,

Полежал на губе

И опять ушел к себе.

Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали!

А слоник показал, как он играет с хоботком: Подражаю я слону -

Губы хоботком тяну.

Потянули, перестали,

Потянули, перестали

И нисколько не устали!

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк.

Осень

Это облачко очень веселое. Посмотрите, как оно вам улыбается.

Улыбнитесь ему в ответ. («Улыбка»)

Пошлите ему воздушный поцелуй. («Воздушный поцелуй»)

Вот прилетел осенний листок.

Он тоже хочет с вами поиграть.

(Лопаточка»)

Но ветер его поднимает, опускает,

(«Качели»)

качает вправо, влево, кружит.(«Часики»)

А вот сквозь облачко и солнце протянуло свой лучик.

Он острый. Покажите, какой лучик.

(«Иголочка»)

Но вот закапал дождь.

Он был сначала редким, а затем стал частым.

(«Лошадка»)

Давайте, поймаем капли дождя в ведерки.

(«Чашечка»)

1. Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть

рот, доказать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать.

Раскрывать и закрывать рот.

2. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите

полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько

прожуйте их. Имитировать жевание.

3. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и

лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

4. Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у

хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно.

Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

5. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

6. Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между

густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык,

покусывая его по всей поверхности.

7. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с

силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы

скоблят по спинке языка.

8. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

Дыхательная гимнастика.

    Воспитатели ДОУ проводят во время ННОД с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект ребят в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо. Комплексов упражнений дыхательной гимнастики очень разнообразен и огромное количество этих упражнений можно посмотреть в интернете. В нашей группе деткам очень нравится сдувать вату с носа, дуть на шарики из фольги.

Вашему вниманию представлены карточки, которые взяты из интернета.

Пальчиковые игры

    Пальчиковые игры для детей 4-5 лет развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Можно перейти по ссылке и ознакомится с предложенными пальчиковыми играми.

https://pedsovet.su/dou/6812_palchikovye_igry_dlya_detey

В заключении хотелось бы отметить, что сейчас проблема речевого развития ребенка очень актуальная, так как последствия проблем в речи могут сказаться на его учебе в школе. Поэтому мы как воспитатели рекомендуем посетить логопеда, который проведет диагностику речи ребенка и даст необходимые рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...