Консультация для родителей: "Путешествие в страну "Развитие речи"
консультация (средняя группа)

Ирих Гульнара Февзиевна

Конспект родительского собрания «Путешествие в страну «Развитие речи»

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: площадка.

1. Вступление

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы проведём нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия по стране «Развитие речи».

Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развиваетсяпо двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: скрип снега, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Известно, что дети обучаются речи со слуха.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы?

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От регулярного чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

От умения лепить

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Как вы думаете, чему мы должны научить ребёнка в дошкольном возрасте?

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

И так, в идеале ребёнок к 5 годам:

• Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные, наречия, местоимения и предлоги.

• активно осознаёт обобщающую функцию слов;

• через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы);

• употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

• Дети в 5 лет неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш»«ж»«ч»«щ», сонорные («р»«рь»«л»«ль») звуки, а некоторые их пропускают.

• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.

• Требует совершенствования интонационная сторона речи.

• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.

• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

• При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.

• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

  Практическая часть.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!

1 станция «Артикуляционная»

Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений.

Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок. Втянуть щеки.

Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Часики

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

ФутболРот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

2 станция «Литературная»

Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.

3 станция «Пальчиковая»

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы активируем речь

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

4 станция «Поэтическая»

Команды получают по картинке-пейзажу с изображением определенного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чтения.

5 станция «Загадочная»

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.)

Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос - тянуть время, обманывать.)

На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы — сильно обидеться.)

На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову -неожиданно.)

Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон - тратить время зря.)

Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть резину - терять время.)

6 станция «Сказочная»

(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

Станция «Конечная»

Мы рекомендуем вам выводить детей на диалог, чем они занимались в детском саду,

в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий (смотрите на стенде расписание занятий в этот день и спрашивайте, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа наша –ваша и детей, даст положительные результаты! Мы думаем ВЫ все в этом заинтересованы!

В. Шапов «Почему»

Сын пришел к отцу с вопросом: - Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом называется зерно?

Почему сосед-новатор? Что такое экскаватор?

Почему шагает он? Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

- Да отстань же ты, отстань же с почемучканьем своим!

Почему? Когда же? Где же?. Всякий раз ответ один…

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний у почтенного отца

От волненья, огорченья изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына: - Вызов в школу? Почему?

Что такое? В чем причина? Совершенно не пойму?

У других, посмотришь, детки только радуют сердца.

Почему твои отметки – огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму! Отчего же, почему же?

… В самом деле, почему?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания «Путешествие в страну «Развитие речи»

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: площадка.

1. Вступление

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы проведём нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия по стране «Развитие речи».

Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развиваетсяпо двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: скрип снега, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Известно, что дети обучаются речи со слуха.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы?

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От регулярного чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

От умения лепить

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Как вы думаете, чему мы должны научить ребёнка в дошкольном возрасте?

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

И так, в идеале ребёнок к 5 годам:

• Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные, наречия, местоимения и предлоги.

• активно осознаёт обобщающую функцию слов;

• через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы);

• употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

• Дети в 5 лет неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш»«ж»«ч»«щ», сонорные («р»«рь»«л»«ль») звуки, а некоторые их пропускают.

• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.

• Требует совершенствования интонационная сторона речи.

• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.

• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

• При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.

• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

  Практическая часть.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!

1 станция «Артикуляционная»

Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений.

Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок. Втянуть щеки.

Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Часики

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

ФутболРот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

2 станция «Литературная»

Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.

3 станция «Пальчиковая»

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы активируем речь

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

4 станция «Поэтическая»

Команды получают по картинке-пейзажу с изображением определенного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чтения.

5 станция «Загадочная»

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.)

Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос - тянуть время, обманывать.)

На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы — сильно обидеться.)

На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову -неожиданно.)

Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон - тратить время зря.)

Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть резину - терять время.)

6 станция «Сказочная»

(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

Станция «Конечная»

Мы рекомендуем вам выводить детей на диалог, чем они занимались в детском саду,

в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий (смотрите на стенде расписание занятий в этот день и спрашивайте, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа наша –ваша и детей, даст положительные результаты! Мы думаем ВЫ все в этом заинтересованы!

В. Шапов «Почему»

Сын пришел к отцу с вопросом: - Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом называется зерно?

Почему сосед-новатор? Что такое экскаватор?

Почему шагает он? Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

- Да отстань же ты, отстань же с почемучканьем своим!

Почему? Когда же? Где же?. Всякий раз ответ один…

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний у почтенного отца

От волненья, огорченья изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына: - Вызов в школу? Почему?

Что такое? В чем причина? Совершенно не пойму?

У других, посмотришь, детки только радуют сердца.

Почему твои отметки – огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму! Отчего же, почему же?

… В самом деле, почему?