Сценарий родительского собрания подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
материал (подготовительная группа)

Фомина Оксана Ивановна

 

 

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье. 

Задачи: 

- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании; 

- объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

 
Сценарий родительского собрания подготовительной группы 

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье» 

 

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье. 

Задачи: 

- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании; 

- объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей. 

Предварительная работа: 

- изготовление приглашений каждой семье; 

- оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания (Приложение 1); 

- подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом», «Малиновый звон» …); 

- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом воспитании (Приложение 2); 

- дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»; 

- заучивание детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4); 

- подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»; 

- на плакате подготовить правила работы за круглым столом; 

- изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета; 

- подготовить материал для изготовления открытки (бумага, картон, ножницы, фломастеры, клей); 

- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями; 

- подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»; 

- подготовить книжки – раскраски для награждения за участие в конкурсе. 

Время проведения: по плану ИОМ -  январь. 

Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности. 

Участники: воспитатели, родители, дети. 

Место проведения: помещение группы. 

План проведения: 

  1. Вступительный этап: 
  • разминка «Сложи пословицу». 
  1. Основная часть: 
  • педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание); 
  • введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»); 
  • игра «Бабушкин сундук»; 
  • презентация «Самая, самая семья …. 
  1. Практическая часть: 
  • «Веселая мастерская» – изготовление открытки. 
  1. Подведения итогов собрания. 
  • чтение детьми стихотворений; 
  • памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»; 
  • рефлексия. 

Ход собрания 

Вступительный этап 

- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности. 

- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил: 

1. Время свято – говори ясно и сжато. 

2. Закон один: все слушают, когда говорит один. 

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй. 

- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом». 

Зачитываются родителями пословицы: 

  1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание). 
  1. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание). 
  1. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание). 

Итог разминки. 

- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств). 

Основная часть 

Педагог группы раскрывает понятия: 

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности. 

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. 

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. 

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д. 

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину. 

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д. 

Введение в проблему 

Круглый стол «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Выступление воспитателя (Приложение 3). 

(Звучит тихая музыка «Малиновый звон) 

Игра «Бабушкин сундук». 

- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала. 

В сундуке находятся: 

  • большая красивая книга русских народных сказок; 
  • альбом и краски; 
  • букварь; 
  • банка варенья, шоколад, конфеты; 
  • котенок; 
  • старинные семейные фотографии; 
  • игрушки бабушек и дедушек; 
  • открытки памятников города Павлово; 
  • картинки с изображением орденов и медалей; 
  • кукла, одетая в военную форму; 
  • пилотка; 
  • пряники, ватрушки; 
  • кулинарная книга; 
  • спортивные атрибуты; 
  • перчаточные куклы для кукольного театра; 
  • рыбий жир. 

Презентация семьи «Самая, самая семья…» 

Воспитатель приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям и детям поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…». 

- Уважаемые, родители и дети, в своем выступлении вы должны рассказать: 

* из кого состоит семья (родословная); 

* историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи; 

* о семейных реликвиях; 

* о семейных традициях; 

* о семейном увлечении, хобби; 

* о семейной мечте. 

По итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками. 

Практическая часть 

«Веселая мастерская» 

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок дружбы». 

- Дорогие наши родители, сейчас мы вместе с вами и нашими детьми сделаем открытку под названием «Цветок дружбы». Пожалуйста, следите за моими действиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог вместе с родителями и детьми, выполняет поделку). 

- А сейчас развернем открытку и увидим с вами, что у нас получилось. Какое чудо, вот это настоящий цветок дружбы! 

Подведение итогов собрания. 

Чтение детьми стихотворений на тему«Семейное воспитание» (Приложение 4). 

Рефлексия 

- Уважаемые родители, просим оценить наше собрание. Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения. Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 5, 6). 

- Наше собрание подошло к концу. Благодарим вас за активное участие и творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях. 

Приложение 1. 

  1. Вся семья вместе и душа на месте. 
  1. В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке, как чувство. 

Гегель 

  1. Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца…  
                                             В.С. Сухомлинский. 
  1. Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.  

Никола де Шамфор 

  1. Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.  

Андре Моруа 

  1. Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. 
    Н.Г.Чернышевский 
  1. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. 

А. Колчак 

Приложение 2. 

Анкета для родителей. 

«Нравственно - патриотическое воспитание» 

Уважаемые родители! 

Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество. 

1.Что вы считаете главным в семейном воспитании? 

2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? 

3. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»? 

4. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание  в детском саду? 

5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно - патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? 

6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? 

7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 

 

Приложение 3. Доклад 

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 

ДОШКОЛЬНИКОВ 

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. 

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. 

В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины. 
      Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. 

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. 

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. 

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? 

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. 
  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. 
  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. 

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. 

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. 

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: 

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); 
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; 
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; 
  • люди берегут и охраняют природу; 
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. 

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. 

Приложение 4. 

 

Наш дом 

На карте мира не найдешь 

Тот дом, в котором ты живешь. 

И даже улицы родной 

Ты не найдешь на карте той, 

Но мы всегда с тобой найдем 

Свою страну, наш общий дом. 

                                Е. Аксельрод. 

Берегите Россию 

Берегите Россию 

Нет России другой. 

Берегите ее тишину и покой, 

Это небо и солнце, 

Это хлеб на столе 

И родное оконце 

В позабытом селе! 

Н. Гусева. 

Родное 

Я узнал, что у меня 

Есть огромная родня: 

И тропинка, и лесок, 

В поле – каждый колосок, 

Речка, небо надо мною. 

Это все мой дом родной! 

                      В. Орлова. 

                                            Наша армия 

                                             На горах высоких, 

                                                  На степном просторе 

                                                                  Охраняет нашу Родину солдат. 

                                               Он взлетает в небо, 

                                            Он уходит в море, 

                                                      Не страшны защитнику 

                                              Дождь и снегопад. 

                                                                                 В. Степанова. 

 

 

Приложение 5. 

 

Рекомендации для родителей. 

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада. 

-  Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. 

-  Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. 

-  Дайте представление о работе общественных учреждений. 

- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. 

- Расширяйте собственный кругозор. 

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других. 

- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. 

- Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах. 

 

Приложение 6. 

Памятка 

Этапы знакомства - нравственно – патриотическое воспитание 

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что дошкольнику трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. 

Работа ведется последовательно: 

  • семья; 
  • детский сад; 
  • микрорайон; 
  • район; 
  • город; 
  • достопримечательности, исторические места и памятники; 
  • страна. 

В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине. 

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. 

 

Библиография 

1.Комарова И.И., Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. 1998. 

2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 272с. 

3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с. 

4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. – 240с. 

Протокол родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание

Протокол № 2

В разновозрастной группе детского сада МБДОУ №3 «Улыбка»

от 20.01.2021г

Цель: формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизма, воспитывать интерес к культуре своего народа.

1. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

2. Рубрика встреча с интересными людьми.

3. Всё начинается с детства (быт и традиции)

4. Викторина «Родная станица»

5. Казачьи народные игры и упражнения.

6. Рефлексия «Волшебный клубочек».

7. Советы родителям.

Предварительная работа:

• Подготовка воспитателем интересных и исторических вопросов для родителей к викторине «Родная станица»

• Подготовка для родителей буклета «Нравственно-патриотическое воспитание детей».

• Подготовка и раздача родителям памятки по патриотическому воспитанию дошкольника.

• С родителями проводилось анкетирование под названием "Патриотическое воспитание в семье»

1. По первому вопросу с вступительным словом выступила Фомина ОИ, обратившись к родителям пояснила, что перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, суметь привить ему любовь к Родине. В настоящее время эта проблема

актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, многие из родителей не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, к своей малой Родине. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины как своей страны, в которой он родился (приложение №1).

Решение: Всех родителей ознакомить с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» в которой подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности…» от 4.10.2000г. №751.

3. По второму вопросу воспитатель Фомина ОИ рассказала о традициях и быте русского народа, о том как важно на этапе дошкольного образования суметь научить ребёнка чувственно воспринимать, познавать и принимать многообразие внешнего мира; так как становление Человека, гражданина, личности происходит в самый нежный и чувственный период жизни, когда мир представлен яркими образами и красками. Воспитатель Фомина ОИ предложила родителям обменятся опытом традиций своей семьи.

Решение: продолжать активизировать знания детей о культуре нашего края, воспитывать интерес к истории своей семьи, воспитывать уважение к труду.

4. Воспитатель Фомина ОИ. провела с родителями викторину «Родная станица» (приложение №3)

Решение: ознакомить родителей с историей возникновения села Таремское, продолжить работу с родителями на тему ценностно-смысловое развитие дошкольника.

5. Воспитатель Фомина ОИ провела с родителями и  детьми   развлечение «Играй и пой казачий Дон», цель развлечения – приобщить детей и родителей к истокам донской культуры, создать радостное настроение.

Решение: продолжать работу по совершенствованию знаний донской истории, приобщению детей к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно- эстетическим ценностям.

6. Воспитатель Фомина ОИ. провела с родителями рефлексию «Волшебный клубочек»; передавая и удерживая свою нитку, предложила родителям, обменяться впечатлениями, высказать своё мнение о проведённом собрании и оставить пожелания.

Решение: Формировать мотивации к совместной деятельности, учесть пожелания и просьбы родителей.

7. Советы родителям. Воспитатель Фомина ОИ. предложила родителям памятку «Патриотическое воспитание дошкольника» (приложение №4)

Решение: Научить ребёнка проявлять позитивные эмоции, не взращивать в своём ребёнке равнодушие, воспитывать уважение к символам государства, стараться чаще водить ребёнка в музеи и на выставки.

7.1 Ознакомить родителей с памяткой по безопасности в сети Интернет

Решение: принять к сведению угрозу опасности, которая несёт массированное воздействие на подростков, цель которого вовлечь ребёнка в различные группы для совершения противоправных действий. При обнаружении иной, немедленно провести с ребёнком беседу и обратиться к администрации социальной сети с просьбой заблокировать данный контент (приложение №4.1).