Развитие мелкой моторики в период подготовки ребенка к школе.
консультация (подготовительная группа)

Чуприкова Татьяна Александровна

Один из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motoriki_i_podgotovka_k_shkole.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки способностей и дарования

детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник

творческой мысли .Другими

словами чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А.Сухомлинский.

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторике и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.

Мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет еще чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того, чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребенка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.

    Установлено, что при включении приемов развития  мелкой моторике кисти в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно-значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно-значимых функций.

  Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания жжений школьно-значимых функций. Известно о целесообразности комплексного подхода к организации коррекционной работы: наряду с развитием мелкой моторики кисти успешной адаптации детей к школе также способствуют создание сенсорно-разнообразной среды обучения, целенаправленное развитие воображения и логического мышления, слухоречевой памяти, корректный подбор педагогических условий и др.Развитие мелкой моторики оказывает больший эффект в комплексе с этими направлениями работы, а также при возрастной дифференциации содержания метода.

  Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили , что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   По мнению известного исследователя детской речи М.М.Кольцовой-«Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.  

    Есть основание рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок , имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать , у него достаточно развиты память и внимание , связная речь. Учителя отмечают , что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык , включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти  и всей руки , а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    Для овладения навыком письма необходимо определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

   Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

   Поэтому работа по развитию мелкой моторики начаться задолго до поступления в школу. Родители и  педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. В разделе представленна необходимая информация, советы, рекомендации ...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные пред...

Развитие мелкой моторики как этап подготовки ребенка к школе

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Под этим выражением подразумевается движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о совместной координации рук ...

Развитие мелкой моторики - эффективное средство подготовки дошкольников к школе.

Эта небольшая статья послужит напоминанием и поддержкой педагогам, а также поможет  сориентироваться родителям в основах подготовки ребенка к школе....

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные представле...

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребенка к школе»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей...