«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.

Задачи:

  • раскрыть понятие мелкой моторики;
  • раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; 
  • повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
  • сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;
  • познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_d_s_konsultatsiya_dlya_roditeley_skobeleva.docx89.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Земляничка»

   

Консультация для родителей

Тема «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребенка к школе»

Воспитатель: Скобелева Надежда Владимировна

                                                             г. Серпухов


Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.

Задачи:

  • раскрыть понятие мелкой моторики;
  • раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; 
  • повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
  • сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;
  • познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.

 

Ход:

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы затронем очень важную тему, которая непосредственно связана с развитием и полноценным становлением психологических функций детей – это развитие мелкой моторики.

 

«Истоки  творческих  способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Сухомлинский В.А.

 

« Рука - это вышедший наружу мозг человека»

И.Кант.

Слайд 2.

Актуальность.  В настоящее время у большинства  современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности – руки, это общая неготовность большинства современных детей  к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Но, даже если речь ребенка  в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это становится  двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку. Для детей логопедической группы эта проблема стоит наиболее остро, поэтому в нашей группе  мы уделяем этой проблеме особое внимание.

Чтобы детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Развитие моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет большую роль в овладении учебными навыками. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком. Часто первоклассники не способны провести   четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. 
Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, зрительной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.

Существует огромное количество средств для развития мелкой моторики рук. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь.

Это простые игры, которыми можно заниматься дома.

Слайд 3.

Массаж является одним из видов гимнастики для рук.

Упражнения с массажёрами (мячи с пупырышками).

Катать массажёры по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Слайд 4.

Упражнения с мячами

Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:

  • поступательные движения ладонями вперед – назад;
  • круговые движения ладонями;
  • сжимание – разжимание мяча в ладони;
  • перекладывание из одной руки в другую;
  • зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
  • катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
  • прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
  • продвижение мячика по нарисованной на  столе спирали.

Слайд 5.

Пальчиковая гимнастика.

Для развития мелкой моторики существует направление - пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Существует целая картотека пальчиковых игр.

Слайд 6 - 7.

Рисование

 очень полезное и любимое всеми детьми занятие . Можно использовать не только традиционное  рисование карандашом или кистью на бумаге или картоне, а рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги, раскрашивать  не заходя  за контур. Учить  штриховке (вертикальной, горизонтальной, наклонной).          

Слайд 8 - 9.

Игры с пластилином.

Пластилин – даёт  уникальные  возможности  проводить интересные игры:  скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать  на кусочки,  мять,  отщипывать, надавливать  и размазывать, лепить целые  картинки.

Слайд 10 - 11.

Игры с бумагой.

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. помогают развивать точные движения и память.

Слайд 12.

Игры с палочками, карандашами, спичками.

В этих играх используются обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Для занятий по развитию мелкой моторики можно использовать спички, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована  на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Слайд 13.

Игры с пуговицами.

Они  подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Слайд 14.

Игры с крупами и семенами.

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Слайд 15.

Игры с природным материалом.

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков, палочек, шишек, желудей, каштанов  можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Слайд 16.

Игры с песком и сыпучими веществами.

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке  зарытых мелких предметов.
  • Слайд 17.

Игры с прищепками.

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.
  • Слайд 18.

Игры с конструктором, мозаикой и пазлами.

Развивают моторику, логическое мышление детей, воображение и память ребенка. Дети с удовольствием играют в эти игры.

Слайд 19 - 21.

Шитьё, вязание, плетение, застёжки, верёвочки,  шнуровки, нитки.

Можно купить в магазине, можно сделать своими руками.

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Слайд 22.

Графические  диктанты.  

Графический диктант– это рисование по клеточкам под диктовку. Графические диктанты  являются одними  из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Это очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости.

Такие задачи очень интересны для детей и они выполняют их с удовольствием.  

В заключении  хочется сказать. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет:

- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

- лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

                                                   

Слайд 23 - 26.

Практические задания для родителей.

А теперь, уважаемые родители, мы вам предлагаем  поиграть.

1. Пальчиковая гимнастика.

«В школу» Н.Нищева

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду 

(шагаем пальчиками по столу)

Научусь писать, читать,

Быстро правильно считать 

(загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.

(грозят указательным пальчиком правой руки)

2. Оригами. 

Кошка.

Два квадрата.

Голова:

1.Согните квадрат «косынкой»

2.Поднимите уголки от середины длинной стороны, но не доводя до вершины верхнего угла.

3.Опустите верхний угол. Переверните деталь.

Туловище:

4Согните квадрат «косынкой»

5.Совместите два ближних угла.

6.Соедените обе детали. Нарисуйте глаза, нос, рот, усы украсьте кончики ушей и хвоста.

 

3. Самомассаж кисти и пальцев рук.

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

4. Графический диктант.

                            http://uimalysh.ru/images/1.Content/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA/1.%202019-2020/2904/1.jpg

Слайд 27.

Дорогие родители, давайте относиться к этому вопросу со всей ответственностью – и наши малыши скажут нам впоследствии «Спасибо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. В разделе представленна необходимая информация, советы, рекомендации ...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные пред...

Развитие мелкой моторики как этап подготовки ребенка к школе

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Под этим выражением подразумевается движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о совместной координации рук ...

Развитие мелкой моторики - эффективное средство подготовки дошкольников к школе.

Эта небольшая статья послужит напоминанием и поддержкой педагогам, а также поможет  сориентироваться родителям в основах подготовки ребенка к школе....

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные представле...

Развитие мелкой моторики в период подготовки ребенка к школе.

Один из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики....