Развитие мелкой моторики как этап подготовки ребенка к школе
консультация на тему

Дубинина Наталья Анатольевна

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Под этим выражением подразумевается движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о совместной координации рук и глаз, т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. В данном материале рассматриваются различные виды развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики как этап подготовки ребенка к школе.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Под этим выражением подразумевается движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о совместной координации рук и глаз, т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. Кроме того на руках имеется огромное количество акупунктурных  зон, активно влияющих на состояние всего организма. Да и навыки, полученные в процессе развития мелкой моторики, в дальнейшем  потребуются для того, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и чаще всего не наблюдается в дальнейшем проблем с письмом.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям можно предложить сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично помогает развивать руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что угодно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и другое.  Можно предложить сделать  бусы из картонных геометрических фигур, листьев деревьев, сухих семян. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: счетных палочек, семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых! А вот занятия эти можно провести даже на кухне, когда мама готовит.

3. Игры с песком.

Игры с песком не только развивают мелкую моторику, но и помогают в творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Предложите ребенку в соответствии с имеющимся опытом изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство. Или предложите создать различные ландшафты (горы, водоемы, равнины и. т. д.)на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Можно заняться постановкой знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.

4. Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Аппликация.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, складывание и вырезание фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

Развитие мелкой моторики через вырезание тоже имеет большое значение и развивает не только моторные навыки, но и тактические. Ведь прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку, что однозначно повышает самооценку ребенка и дает толчок к более уверенным самостоятельным действиям.

5. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Лепка помогает не только развить моторику, но и укрепить мелкие мышцы рук, которые в дальнейшем и будут отвечать за письмо, помогут укрепить мышцы так, чтобы они не уставали во время письма.

И конечно же это занятие можно сделать очень увлекательным. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции.

Лепим колбаски, колечки, шарики. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв. И много еще интересных затей.

6. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

7. Графические упражнения.

С рисованием и раскрашиванием тесно связаны графические упражнения, которые направлены на ориентировку в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

8. Штриховка.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Особое внимание следует обратить на штриховку, ведь именно она закладывает фундамент, который в дальнейшем определить почерк ребенка. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.

Развитию мелкой моторики помогут и домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и многое другое. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, т. е. ребенок будет готов к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. В разделе представленна необходимая информация, советы, рекомендации ...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные пред...

Развитие мелкой моторики - эффективное средство подготовки дошкольников к школе.

Эта небольшая статья послужит напоминанием и поддержкой педагогам, а также поможет  сориентироваться родителям в основах подготовки ребенка к школе....

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные представле...

Развитие мелкой моторики в период подготовки ребенка к школе.

Один из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики....

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребенка к школе»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей...