Поощрения и наказания
консультация

Волегжанина Алёна Геннадьевна

Даны рекомендации родителям и педагогам как регулировать поведение ребенка, как реагировать на провинность. Раскрыты причины непослушания и формы наказания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshrenia_i_nakazania.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрения и наказания


«Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью»
Народная мудрость

Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания.

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме. На что они обращают внимание, что их беспокоит.

Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.

Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.

Мы можем

  • Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.
  • Воспитывать в детях послушание и самообладание.
  • Установить для детей чёткие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следуя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.

Существуют правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны выполнять. Правила. Нужны ли они?

Правила должны быть! Попустительство обязательно приведет к неспособности детей к саморегуляции, самостоятельности и самоконтролю.

Требования не должны противоречить важнейшим потребностям детей. Активность – это их важнейшая потребность в движении, познании и упражнении. Мы не имеем права лишать ребенка игры и движения, тем самым мы отнимаем у них желание познавать и исследовать, уменьшаем их жизненную активность, если это не наносит вред ребенку и окружающим.

Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.  Чрезмерный контроль лишает ребенка самостоятельности и самоконтроля. Ребенок приучается следовать только указаниям взрослого

Необходимо найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилем воспитания. Давайте попытаемся распределить поведение детей по 4-м зонам

Зеленая зона, все, что можно делать ребенку всегда и везде, по его усмотрению. Желтая зона – можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Красная зона – действия детей неприемлемые ни при каких обстоятельствах.

Формы наказаний

Физические наказания  никогда не оказываются хорошей дисциплинарной мерой. Если отшлепать малыша: да к тому же побольнее, это непременно приведет к совершенно определенному результату — он быстро научится бояться вовсе не того, что нельзя делать, а вас. Если шлепки имели успех, значит, ребенок стал бояться вас. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, и это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребенка.

Подрастая, человек приобретает умение контролировать, изменять и направлять свои желания. Но как бы мы ни научились владеть своим страхом, никто не может нам помочь освободиться от него полностью. Страх, к сожалению, очень сильно меняет наш облик: он делает нас робкими, нерешительными, теряющимися, неуверенными в себе и почти начисто лишает жизненного оптимизма.

 Научившись бояться нас, дети начинают испытывать к нам сначала неприязнь, а затем и ненависть. Если конфликт возникает в раннем детстве, ребенок привыкает ожидать враждебности от всех.

Применяя физическое наказание взрослый должен отдавать себе отчет, что он это делает не для исправления ребенка, а лишь для того, чтобы разрядить свои нервы: дети вывели нас из терпения и мы берем реванш.

Помните:

  1. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
  2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
  3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете ему плохой пример.
  4. Телесные наказания требуют от взрослого меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  5. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  6. Задача дисциплинарной техники — изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Наказание словом. Под словом «ругать» обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность («я не могу общаться с ребенком»). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых.

В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.

А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.

Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.

Взрослые, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.

Изоляция — часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место — другая комната, «виноватый» стульчик, находящиеся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка на период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.

Лишение приятного. У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Очень хорошо, если в группе есть какой-либо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т. п.). И отказ ребенку в праве участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием.

Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.

Какой же практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, «зону радости». Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

Лишение приятного — наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем,  делая ему плохое

«Причины непослушания»

  1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, он находит способ его получить.
  2. Борьба за самоутверждение. В группах, где воспитатели авторитарны, ребенок стремится доказать свое право на личное мнение.
  3. Желание отомстить. За несправедливое отношение, за то, что к другому ребенку относятся лучше и внимательнее, чем к нему, неурядицы в семье, зависть и т.д.
  4. Потеря веры в себя. Не принимают в группе, не достает внимания родных, ругает воспитатель: «Я плохой. Нечего и стараться. Все равно не получится.

Каждая выходка ребенка – это сигнал о помощи «Мне плохо! Помогите мне!»

Правила поведения взрослого при воспитании детей

Нельзя унижать ребенка

Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете.

В результате может вырасти глубоко несчастный человек.

Никогда не нужно угрожать

Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".

Не следует вымогать обещания

Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.

Неразумно требовать немедленного повиновения

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.

Не нужно допекать, опекая

Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться - и так все для тебя сделают.

Нельзя слепо потакать ребенку

Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.

Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними  Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........

Поощрение и наказание. Ваш выбор.

Статья реокмендована родителям и лицам их заменяющим....

Памятка для родителей "Поощрение и наказание"

Основные тезисы для родителей, подготовленные для круглого стола "Поощрение и наказание"....