Доклад на тему:«Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье»
консультация (старшая группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Современные семьи живут в условиях противоречивой ситуации. С одной стороны, государство обратило внимание на проблемы и нужды семьи, разрабатываются целевые программы, выделяются большие деньги… С другой стороны, происходят процессы, которые обостряют семейные проблемы. Это падение жизненного уровня, рост числа разводов, алкоголизм, наркомания, агрессия со стороны СМИ. Следствием (или причиной?) этого выступают: бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

   Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                        детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

                                          Доклад на тему:

      «Основные пути и условия формирования нравственности

                                         ребёнка в семье»

Воспитатели:

Карлик Светлана Анатольевна

Трегуб Екатерина Валерьевна

Г.о. Электрогорск

2021г.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Современные семьи живут в условиях противоречивой ситуации. С одной стороны, государство обратило внимание на проблемы и нужды семьи, разрабатываются целевые программы, выделяются большие деньги… С другой стороны, происходят процессы, которые обостряют семейные проблемы. Это падение жизненного уровня, рост числа разводов, алкоголизм, наркомания, агрессия со стороны СМИ. Следствием (или причиной?) этого выступают: бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

   Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Задача детского сада: защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Задачи педагога – нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

   Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, А.С.Макаренко, Караковского В.А. и на личный опыт, выделим следующие пути и условия духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье.

1) Самым важным условием является любовь.

   Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, для формирования и реализации его духовно-нравственных потребностей.

   Вы, наверное, не раз замечали, что в одних семьях много хорошо растущих цветов, а в других их нет вовсе или они чахлые. Биологи давно доказали, что их состояние зависит от человеческих отношений, от царящей любви или неприязни. Дети тоже, как цветы, растут в зависимости от психологической атмосферы, вокруг них. Как и цветы, они могут расцветать, набираться здоровья, или чахнуть, заболевать, задерживая своё духовное, психическое и физическое развитие.

   К нам в детский сад приходят родители с разными вопросами и проблемами. И какие бы сложности не возникали в воспитании детей, главный совет: любить своего ребёнка таким, какой он есть. Любить – значит понимать, помогать, делиться всем самым лучшим, что есть в себе самом. Но это должна быть не слепая неразумная материнская любовь, которая «забивает ребёнка хуже, чем розги» и делает его безнравственным потребителем.

   2) Обязательным условием является атмосфера искренности.

"Мудрый человек, обладающий знанием, должен жить согласно истине, честно…"  (Исх.20.16.)

   «Родители… не должны лгать детям, ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность".

   3) Главным условием воспитания является личный пример, а не нравоучительная беседа

   Макаренко А.С. в "Книге для родителей", утверждал: "Ваше собственное поведение,- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это, имеет для ребенка большое значение".

  4) Не бойтесь похвалить ребёнка.  Не только собственный пример, но и похвала, может быть положительным стимулом для ребёнка.

   Один древний философ как- то сказал: "Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я, в конце концов, стал хорошим". Умение хвалить своего рода талант. Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки, она улучшает взаимоотношения родителей и детей.

   Похвала матери, отца или педагога, окрыляет ребёнка. В похвале ребёнок зримо ощущает родительскую любовь.

   5) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.

   Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют веру в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

   6) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание.

   Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

   7) Порицание.

   Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

   8) Очень важным методом в воспитании является запрещение.

   Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка - вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда»

   9) Разъяснение. Воздействие словом.

"Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово" Белинский В.Г.

   В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

Как правильно говорить с ребёнком?  

Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.  

Во-вторых, надо стараться избегать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

10) Необходимо воспитывать чувство гордости за свою семью.

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие" Пушкин А.С.

11.Воспитывая ребёнка – воспитываешь себя

   Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно дети делают нас красивее, добрее, покладистее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем научиться, особенно терпению и умению прощать.

   Общение с ребёнком — это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать условия, сердиться на него, негодовать. Я могу делать с ним всё, что хочу.

   Трудно становится, когда ты с самого начала решаешь для себя: я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, кричать на него. Я не буду пользоваться своей властью.

   Возможно, ребёнок - это шанс, данный нам Богом, чтобы научиться любить. Научиться прощать. А что если это попытка научить нас раскаянию?

Представьте такую ситуацию: маленький сын не желает засыпать…

Раздражаешься. Говоришь железным голосом, смотришь холодным взглядом: "Если сейчас же не ляжешь…"

   Он, конечно, подчиниться. Уснёт сладким сном и простит тебе и железный голос, и холодный взгляд. И вот тогда понимаешь, что ни что не поколеблет его любви к тебе, - тогда-то и наступает раскаяние.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины» 

Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.

   Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.

   Главные пути и условия формирования нравственности ребёнка это: любовь, искренность, положительный пример, умение  воздействовать словом и грамотно применить наказание, порицание и запрет.

   Семья и детский сад должны быть сотрудниками в этом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Основные функции дидактической игры".

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениекомбинированного вида 2 категориидетский сад №5                    ...

Музыкальное воспитание в семье как условие формирования личности ребёнка

В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, конечно, она не столь научна, как в образовательных учреждениях, но она содержит много педагогических "находок", а час...

"Поиск путей обогащения игровой деятельности одно из условий формирования личности ребёнка"

Игра – это один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ...

Доклад на тему «Семейные традиции, моральные принципы,педагогическое мастерство родителей – условия формирования нравственных

Каждая семья, кроме общих традиций народа, имеет свои собственные обычаи и привычки. Они приносят в дом гармонию отношений и чувство надежности.Кому-то может показаться, что в их семье нет традиций. Н...

Родительское собрание: "Основные пути и условия формирования нравственности ребенка в семье"

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....