Музыкальное воспитание в семье как условие формирования личности ребёнка
статья по музыке на тему

Варнакова Юлия Николаевна

В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, конечно, она не столь научна, как в образовательных учреждениях, но она содержит много педагогических "находок", а часто бывает не лишена просчетов; и, тем не менее, семья обязана формировать физически и  психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
               Нравственное и эстетическое воспитание в семье призвано развивать талант и дарования детей, или как минимум дать представление о прекрасном существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир и гармонию, заложенную природой.
               Музыка- величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. С раннего детства он впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.vospit_v_seme.docx20.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Варнакова Юлия Николаевна

Музыкальный руководитель

«Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 52

Приморского района г. Санкт-Петербурга»

Музыкальное воспитание в семье

как условие формирования личности ребёнка

 Аннотация:

                В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, конечно, она не столь научна, как в образовательных учреждениях, но она содержит много педагогических "находок", а часто бывает не лишена просчетов; и, тем не менее, семья обязана формировать физически и  психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
               Нравственное и эстетическое воспитание в семье призвано развивать талант и дарования детей, или как минимум дать представление о прекрасном существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир и гармонию, заложенную природой.
               Музыка- величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. С раннего детства он впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен.

Ключевые слова: музыкальное воспитание; семейные традиции; семейные праздники; преемственность поколениймузыкальная история народа; ребёнок, семья.

              Как пробудить у ребенка интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? К сожалению многие родители еще считают, что заниматься музыкой должны только одаренные дети, проявляющие самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно. 
             Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, любой ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми. 

              Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке. 

              Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку. 
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях, с удовольствием играют на различных музыкальных инструментах и конечно же увлеченно играют в музыкальные игры и танцуют. 

             Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду помогает развитию у ребёнка огромного желания активно участвовать в танцах, театрализованной деятельности, пении, воспитывает любовь и интерес к музыке. 
              В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её. Поэтому нам взрослым надо задуматься над тем репертуаром, который у нас имеется в фонотеке. Он все-таки должен быть разделен на взрослый и детский.

             Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе. 

             Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.  После прослушивания можно предложить «нарисовать» музыку.

             Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. 
            Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. 

            Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре. Можно порекомендовать передачи «Будильник», выступления детского коллектива «Задумка», передачи на канале «Культура».
Ребята с удовольствием смотрят видео запись с утренников, радуются увидев себя и товарищей, и часто дают оценку своему выступлению.
Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её. Главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию. 

             Начиная с дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли, постановки сказок, но обязательно подыскивать программу соответственно возраста, чтобы ребенок понял и не отказался в следующий раз посетить концерт.

             Музыкальное воспитание - важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.  

               С помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Активное пение или слушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка. Восприятие - это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Если музыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другими компонентами, то музыкальное переживание ребёнка становится глубже.

Список литературы:

  1. Баркан А.А. Практическая психология или как научиться понимать своего ребёнка. – М.: «Просвещение», 2000.
  2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: «Эксмо», 1999.
  3. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999.
  4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М.: «Современный композитор», 1982.
  5. Леви В. Л. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок. М.: «Эксмо», 2002.
  6.  Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – М.: «Академия», 1988.
  7. Михайловская Н.М. Музыка и дети. – М.: «Современный композитор», 1977.
  8. Музыка – Культура – Человек. Собрание научных трудов //под ред. Мугинштейна// Свердловск: «Урал», 1988.
  9. Миланова А. В. Необычная книга- для обычных родителей. –М.: «Мир и образование», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности ребёнка с помощью различных видов музыкальной деятельности

Статья о роли музыкальной деятельности в воспитании личности...

"Поиск путей обогащения игровой деятельности одно из условий формирования личности ребёнка"

Игра – это один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ...

Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка

С данной презентацией я выступала на городском мероприятии в рамках методического сопровождения ФГОС дошкольного образования, на городской педагогической мастерской «Современные подходы и направ...

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей сочувствия, сострадания- условия формирования личности»

Консультация для воспитателей«Воспитание у детей сочувствия, сострадания-условия формирования личности»...

Задачи музыкального воспитания, влияющие на формирование личности ребёнка.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями...