Доклад на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей - условия формирования нравственных убеждений ребенка»
материал (подготовительная группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Семья- основа нравственного воспитания и формирования личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranien2podg1_yanv_2024.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 14 Дошкольное отделение «Ёлочка»

Родительское собрание № 2

в подготовительной к школе группе № 1.

Доклад на тему:

«Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей - условия формирования нравственных убеждений ребенка»

с рассмотрением вопросов дорожной безопасности

Воспитатель:

Ломакина Юлия Викторовна

г.о. Электрогорск –   25.01.2024г.

Цель:

1. Показать, что  семейные  традиции,  моральные  принципы, педагогическое     мастерство     родителей     являются необходимыми   условиями    формирования    нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания  детей  в семье.

Задачи:

1. Выявить  уровень нравственного воспитания детей в семье.

2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые  для формирования нравственно  развитой личности в семье.

Эпиграф:  «Богатство  духовной жизни начинается там, где благородная мысль  и моральное  чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке» (Слайд 3)

                                                                                                                      ( В.А. Сухомлинский).

Материал для обсуждения.      (Слайд 4)

Вопрос  о нравственном воспитании – один  из наиболее важных вопросов в педагогике. Ещё большее  внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках, например:

Не всякому строгое взыскание идёт на пользу.

От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).

Но потакать капризам и  проступкам детей нельзя.

Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).

Дай ребёнку волю – сам пойдёшь в неволю (литовская).

Всё же с наказанием нельзя спешить, следует сначала вникнуть в причину проступка.

Сперва вытащи ребёнка из речки, а потом уж карай (так говорят в некоторых странах африканского континента).

(Слайд 5) В современных условиях ситуация складывается так, что семья и  школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на когнитивности, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

(Слайд 6) Какую роль в этот период взросления ребенка от сада к школе  должна играть семья и школа? Как они  могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для  родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка  ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современный детский сад и школа всегда выступают союзниками  родителей в воспитании будущего поколения. Одной из стратегических линий развития и успешного функционирования ДОУ и школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка. Наша задача как педагогов — сделать семью помощником и другом как для самого ребенка, так и для образовательного учреждения.

Наша совместная задача — заложить в ребенке понимание того, что подготовительная группа, а затем и школа — это определенные социальные ступени, которые совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в детском саду и в школе  не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

(Слайд 7) Одна из важнейших особенностей старшего дошкольного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок, потом уже и в школе, начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Всем известно, что в процессе воспитания возникают трудные моменты или даже периоды. Главное не забывать,  что никогда нельзя терять из поля зрения психическое  состояние своего ребенка. Вмешательство взрослых, как со стороны семьи, так и со стороны образовательного учреждения, не должно быть  вероломным, оно должно быть  осторожным, чтобы не навредить. Как и у врачей. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.

Семейное  воспитание  неразрывно связано с жизнью общества,  государства.

Ребёнок и общество, семья и  общество,  ребёнок  и  семья.  Эти  тесно связанные понятия можно расположить  в  такой  последовательности: (Слайд 8) семья  – ребёнок -  общество.  Ребёнок  вырос,  стал  сознательным  членом  общества, создал семью, в которой опять родились дети…  Из этого можно  сделать  вывод, что от того, насколько  нравственными,  добрыми  и  порядочными  будут  наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно  главным  институтом  воспитания.  То,  что ребёнок в детские годы приобретает в семье,  он  сохраняет  в  течение  всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена  тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни,  и  по длительности  своего  воздействия  на  личность  ни   один   из   институтов воспитания  не  может  сравниться  с  семьёй.  В  ней  закладываются  основы личности ребёнка, и к поступлению  в  школу  он  уже  более  чем  наполовину сформирован как личность.

В.  А.  Сухомлинский  отмечает,  что  воспитание  –  это   постепенное обогащение  ребёнка  знаниями,  умениями,  опытом,  это   развитие   ума   и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего,  что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

(Слайд 9) Основным содержанием нравственного воспитания  В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности,  как

  идейность, гуманизм, гражданственность,  ответственность,  трудолюбие,  благородство  и умение управлять собой.

Воспитывать в детях надо  все  элементы  их  нравственного  мира.  Всё важно.  Для  возникновения   нравственной   потребности   ребёнка   необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый  мир  семейного  или  иного окружения.

( Слайд 10) Следует отметить следующие методы и условия нравственного  воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера  любви.  Лишённый  этого  чувства  человек  не  способен уважать своих близких,  сограждан,  Родину,  делать  людям  добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,  заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на  детскую психику, даёт  широкий  простор  для  проявления  чувств  ребёнка, формирования   и   реализации   его   нравственных   потребностей.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую  ложь,  всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и  быстротой;  и,  подметив,  впадает  в   смущение,   соблазн   и подозрительность. Если ребёнку  нельзя  сообщить  чего-нибудь,  то всегда лучше  честно  и  прямо  отказать  в  ответе  или  провести определённую границу в осведомлении.

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться  именно  к  конкретному  человеку,  слово  должно  быть  содержательным,  иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы  слово  воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на  эмоциональное  воздействие.  

(Слайд 11) Выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Родители  составляют  первую  общественную  среду  ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель  и  мотив  воспитания  ребёнка  –  это  счастливая,  полноценная, творческая, полезная  людям,  а  значит  нравственно  богатая,  жизнь  этого ребёнка.  На  созидание  такой  жизни  и  должно  быть  направлено  семейное воспитание.

(Слайд 12)

 Только  при  уверенности  ребёнка  в   родительской   любви   возможно правильное формирование  психического  мира  человека,  возможно  воспитание нравственного поведения.

Само  нравственное  воспитание  осуществляется  путём  формирования  у ребёнка  нравственных  потребностей  и  убеждений,  нравственных  чувств   и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что  их  педагогическая грамотность, зависит прежде всего от них самих, от их желания  разобраться  в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка;  найти пути  и условия формирования нравственности ребёнка.

(Слайд 13) Бесспорно,  работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи, детского сада, а затем и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых – родителей и педагогов, и конечно воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Истоки нравственности"

Цель: привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам нравственного воспитания дошкольников.Задачи: 1. Осмыслить основные нравственные качества и ценности....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Готовность ребенка к школе"

Цели:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обесп...

Методическая разработка - родительское собрание в подготовительной к школе группе «Трудности адаптации ребенка в школе»

В методической разработке представлен материал по работе с родителями  подготовительной к школе группы на тему "Трудности адаптации ребенка в школе".  Показана  нетрадиционная...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...

Доклад на тему «Семейные традиции, моральные принципы,педагогическое мастерство родителей – условия формирования нравственных

Каждая семья, кроме общих традиций народа, имеет свои собственные обычаи и привычки. Они приносят в дом гармонию отношений и чувство надежности.Кому-то может показаться, что в их семье нет традиций. Н...