Доклад на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей - условия формирования нравственных убеждений ребенка»
материал (подготовительная группа)
Семья- основа нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranien2podg1_yanv_2024.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 14 Дошкольное отделение «Ёлочка»
Родительское собрание № 2
в подготовительной к школе группе № 1.
Доклад на тему:
«Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей - условия формирования нравственных убеждений ребенка»
с рассмотрением вопросов дорожной безопасности
Воспитатель:
Ломакина Юлия Викторовна
г.о. Электрогорск – 25.01.2024г.
Цель:
1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке» (Слайд 3)
( В.А. Сухомлинский).
Материал для обсуждения. (Слайд 4)
Вопрос о нравственном воспитании – один из наиболее важных вопросов в педагогике. Ещё большее внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках, например:
Не всякому строгое взыскание идёт на пользу.
От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).
Но потакать капризам и проступкам детей нельзя.
Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
Дай ребёнку волю – сам пойдёшь в неволю (литовская).
Всё же с наказанием нельзя спешить, следует сначала вникнуть в причину проступка.
Сперва вытащи ребёнка из речки, а потом уж карай (так говорят в некоторых странах африканского континента).
(Слайд 5) В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на когнитивности, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.
(Слайд 6) Какую роль в этот период взросления ребенка от сада к школе должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?
В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.
Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.
Современный детский сад и школа всегда выступают союзниками родителей в воспитании будущего поколения. Одной из стратегических линий развития и успешного функционирования ДОУ и школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка. Наша задача как педагогов — сделать семью помощником и другом как для самого ребенка, так и для образовательного учреждения.
Наша совместная задача — заложить в ребенке понимание того, что подготовительная группа, а затем и школа — это определенные социальные ступени, которые совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в детском саду и в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.
(Слайд 7) Одна из важнейших особенностей старшего дошкольного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок, потом уже и в школе, начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Всем известно, что в процессе воспитания возникают трудные моменты или даже периоды. Главное не забывать, что никогда нельзя терять из поля зрения психическое состояние своего ребенка. Вмешательство взрослых, как со стороны семьи, так и со стороны образовательного учреждения, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Как и у врачей. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.
Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: (Слайд 8) семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.
(Слайд 9) Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как
идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
( Слайд 10) Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении.
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.
(Слайд 11) Выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
(Слайд 12)
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность, зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.
(Слайд 13) Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи, детского сада, а затем и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых – родителей и педагогов, и конечно воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе (собрание-студия) «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А
План проведения родительского собрания. 1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»; Цель: ...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Истоки нравственности"
Цель: привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам нравственного воспитания дошкольников.Задачи: 1. Осмыслить основные нравственные качества и ценности....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Готовность ребенка к школе"
Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обесп...
Методическая разработка - родительское собрание в подготовительной к школе группе «Трудности адаптации ребенка в школе»
В методической разработке представлен материал по работе с родителями подготовительной к школе группы на тему "Трудности адаптации ребенка в школе". Показана нетрадиционная...
Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...
Доклад на тему «Семейные традиции, моральные принципы,педагогическое мастерство родителей – условия формирования нравственных
Каждая семья, кроме общих традиций народа, имеет свои собственные обычаи и привычки. Они приносят в дом гармонию отношений и чувство надежности.Кому-то может показаться, что в их семье нет традиций. Н...