Педагогическая гостинная "Проблемы семейного воспитания"
методическая разработка

Мезенина Ирина Викторовна

Программа по работе с семьей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx69.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Педагогическая гостиная

«Проблемы семейного воспитания»

                                                                                 

 

                                                                              Составитель:  Мезенина И.В.

Пояснительная записка.

        Ни для кого не секрет, что взаимодействие сотрудников детского сада и родителей благотворно влияет на развитие подрастающего поколения. Поэтому современные дошкольные учреждения уделяют много внимания этой проблеме, придумывая всё новые и новые формы взаимодействия.  

        Но в каждой группе детского сада есть «особенные» дети, такие как с признаками гиперактивности, дети с ведущей левой рукой  или застенчивые и другие. Родители этих детей,  даже если регулярно посещают родительские собрания, не получают в полной мере ответов на  вопросы, касающиеся особенных характеристик их детей.  Прийти на консультацию к психологу, тоже не каждый  решится.  Между тем, в каждой группе дошкольного учреждения есть дети  с похожими проблемами.

        В нашем ДОУ было решено объединить таких родителей в общую группу. Была составлена авторская программа встреч с родителями  «Педагогическая гостиная».

Цель:  Помочь родителям  воспринимать ребёнка таким, какой он есть и создавать вокруг него мир эмоционального благополучия.

Задачи:

  1. Развитие адекватного восприятия родительской роли.
  2. Переформирование родительских стереотипов.
  3. Знакомство с положительным опытом воспитания  других родителей.
  4. Развитие само рефлексии.

        В программе предусмотрено 7 встреч. Периодичностью 1 раз в месяц. Каждая встреча посвящена одной проблеме. Родители приглашаются из всех возрастных групп по желанию. Три занятия программы могут повторяться из года в год. Это «Школа – это не страшно»  - для родителей детей собирающихся в школу, «Кризис «Я сам!» для родителей детей 2 – 4 лет и «Как подготовить ребёнка к посещению дошкольного учреждения» - для родителей которые планируют отдать своих детей в детский сад.

        Остальные встречи планируются по запросам родителей отражённых в ежегодных опросниках.

        Каждое занятие  разделено на 3 основные части.  В первой части проводятся  игры или игровые упражнения с  целью дать возможность участникам познакомиться друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и теперь». Затем игры и упражнения на определение проблемы. Вторая часть – основная. В которой пытаюсь раскрыть суть проблемы в минидокладе по  теме и сопровождающей его презентацией. Здесь же, ищем  решения проблемы – чаще совместными усилиями. Для чего использую снова игры и игровые упражнения. В последней части подвожу итог, предлагая родителям снова обратиться к проблеме, но уже с багажом тех знаний, которые они получили на встрече.

        Для каждой встречи готовится не только презентация, но и памятки для родителей и наглядный материал по теме в родительские уголки групп.

        Программа может быть использована педагогом – психологом в течение нескольких лет с заменой нескольких тем.

Программа включает в себя пояснительную записку, перспективный план, содержание образовательной деятельности. Перечень используемой литературы.

Перспективный план работы «Педагогической гостиной»

название встречи, план

цель

1

«Школа – это не страшно».

1.Вступительное слово.

2. Просмотр презентации «Скоро в школу».

3. Обозначение проблем.

4. Совместное решение проблем.

5. Создание банка игр «По дороге в детский сад».

6. Подведение итогов.

Познакомить родителей с моделью выпускника дошкольного учреждения. Дать понятия психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Упражнять в придумывании развивающих игр во время прогулки, поездки, на кухне   в ванной и т.д.

2

Кризис «Я сам!»

  1. Приветствие. «Шары - приветствия».
  2. Вступление.
  3. Разгадывание кроссворда
  4. Определение позитивных изменений в поведении ребёнка.
  5. Упражнение «Телефон доверия»
  6. Выработка семейного табу.
  7. Релаксация.

Расширять знания детей о психологических  характеристиках ребёнка 3х – летнего возраста. Познакомить со способами взаимодействия взрослых с детьми в кризисный период.

3

«Детские страхи»   (Приложение № 1)

1.Вступление ведущего.

2.Игра «Конкурс «Боюсек»

3.Просмотр фильма «Что такое страх»

4.Сообщение педагога – психолога «Возрастные особенности детских страхов».

5.Упражнение «Выявление причин появления страха»

6.Сообщение педагога – психолога «Причины возможного развития страхов у детей».

7.Поиски путей решения проблемы.

8.Сообщение педагога – психолога «Способы избавления детей от страха»

9. Рефлексия.

Познакомить родителей с причинами возникновения детских страхов. В совместной работе найти методы и приёмы    устранения  проблемы. Выработать правила поведения с ребёнком, испытывающим страх.

4

«Гиперактивность, что это такое?»

1.Приветствие.

2.Игра «Подарки».

3.Постановка проблемы.

4.Упражнение «Закончи предложение».

5.Сообщение «Причины возникновения СДВГ».

6.Выявление проблем ребёнка по блокам.

7.«Центр помощи родителям»  

8.Рефлексия.

Дать понятия «Гиперактивность». Определить  рациональное поведение взрослого с ребёнком имеющим признаки гиперактивности. Расширить возможности понимания своего ребёнка.

        

5

«Взаимоотношения детей в семье»

1.Игра «Передай яблоко».

2. Обмен мнениями.

3. Просмотр видиозаписи «Мы с моим братом…»

4. Сообщение «Проблема взаимоотношения детей в семье»

5. Круглый стол «Моё решение»

6. Рефлексия

Определить чувства ребёнка,  который в семье не один. Вычленить причины ревности детей. Определить способы снижающие чувства ревности у детей.

6

«Как подготовить ребёнка к посещению дошкольного учреждения»

1.Игра «Давайте, познакомимся».

2. Игровое упражнение «Закончи предложение»

3. Сообщение «Адаптация для малыша».

4. Минисочинение «Как я готовлю своего малыша к поступлению в детский сад».

5. Советы тревожным родителям.

6. Рефлексия.

Дать понятия «Адаптация», познакомить с её степенями и причинами тяжёлой адаптации. Выработать рекомендаций молодым родителям.

7

«Это грозное слово «Нельзя»  (Приложение №2)

1.Игра приветствие.

2.Игра «Ассоциация».

3. Минидоклад «Это грозное слово «Нельзя».

4. Дискуссия «Сходства и различия слов «Нельзя» и «Не надо».

5. Составление формулы правильного запрещения.

6. Рефлексия

Предложить родителям задуматься над значением слова «Нельзя» и его восприятием детьми. Выяснить эффективные способы наказания и последствия физического наказания на психическое развитие ребёнка. Дать рекомендации по выработке семейного табу.

Используемая литература:

Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ» Москва «Сфера» 2007 год,

Баркан А.И. «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка» Москва «АСТ – Пресс» 2001 год,

Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду» Москва «Мозаика – Синтез» 2012 год,

Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения» Новосибирск Москва «Совершенство» 1997 год,

автор – составитель Гурьева И.В. «Как объяснить ребёнку, что такое «нельзя»? Волгоград «Корифей» 2005 год,

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» Ярославль «Академия развития» 1996 год,  

Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши» Ярославль «Академия развития» 1999 год,

Корнеева Е.Н. «Детские капризы» Ярославль «Академия, К.  Академия Холдинг» 2000 год,

Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребёнком»  Санкт – Петербург «Речь» 2003 год,

Маленкова Л.И. «Человековедение» Москва ТОО  «Интел Тех» 1993 год, Фридман Л.М. «Психология воспитания» Москва Творческий центр «Сфера» 2000 год,

автор – составитель Микляева Н.В. «Гиперактивный ребёнок – это не проблема!» Москва «Арти» 2011 год.

Николаева Е.И. «Кнут или пряник» Сан- Петербург Творческий центр «Сфера» 2010 год,

Свирская Л. «Работа с семьёй: необязательные инструкции» Москва «Линка – пресс» 2007 год,

Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Практикум для детского психолога» Ростов  - на – Дону  2008 год,

Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога» Ростов на Дону «Феникс» 2005 год,

Приложение  № 1

Занятие     Педагогической гостиной   «Детские страхи»

Цель: Познакомить родителей с причинами возникновения детских страхов. В совместной работе найти методы и приёмы    устранения  проблемы. Выработать правила поведения с ребёнком, испытывающим страх.

Оборудование: 2 меча небольшого размера, фильм «Что такое страх?», карточки с ситуациями, памятки.

План занятия.

I. Вступительная

1. Вступление ведущего.

2. Игра «Конкурс «Боюсек»

II. Основная.

  1. Просмотр фильма «Что такое страх»
  2. Сообщение педагога – психолога «Возрастные особенности детских страхов».
  3. Упражнение «Выявление причин появления страха»
  4.  Сообщение педагога – психолога «Причины возможного развития страхов у детей».
  5. Поиски путей решения проблемы.
  6. Сообщение педагога – психолога «Способы избавления детей от страха»

III. Заключительная.  Рефлексия.

Ход занятия.

  1. Вступление.
  1. Страх — это не только широко раскрытые глаза, перехваченное дыхание и цепенеющее тело. Это и ряд других признаков, на первый взгляд не  имеющих ничего общего со страхами.  Не всегда ребенок открыто просит помощи и защиты, иногда о наличии тревоги, страха можно догадаться, видя агрессивность, непоседливость, рассеянность или навязчивую любовь и чрезмерное послушание сына или дочери. Как предупредить их, что предпринять, если они уже возникли, — это серьезный повод для разговора.

Сегодня речь пойдет не о том, как сделать ребенка бесстрашным супергероем, а о том, что предпринять, чтобы он как можно реже плакал, отчаивался и был способен чувствовать себя счастливым в будущем, став взрослым.

  1. Но начать наше заседание я предлагаю с игры. И называется она Конкурс «Боюсек».Участники в быстром темпе по кругу называют самые разные страхи, которые могут встречаться у детей. Тот, кто не смог назвать страх, выбывает из игры.

  1.   Основная часть.
  1. Мы сейчас с Вами назвали очень много детских страхов, но это было наше мнение, мнение взрослых. А что же на это ответят дети?  Давайте послушаем их.

Демонстрация фильма «Что такое страх?»

        

  1. Сообщение педагога – психолога «Возрастные особенности детских страхов»

«Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой им опасности»

Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх - естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен. Это и есть условие для формирования страха. Внешние обстоятельства жизни (отношения в семье, режим дня, приемы воспитания) во многом и определяют, воплотится это условие в страх или найдет свое нормальное отражение в умении реально оценивать степень опасности различных жизненных ситуаций.

В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному отрезку свойственны свои страхи. Страх — одна из первых эмоций, которые испытывает новорожденный, сталкиваясь с резкими звуками и незнакомыми лицами.

До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время "что это?" и "кто это?". Так малыш узнает не только, кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти "кто" и "что".

С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?", "когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т. д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью).

От трех до четырех лет с вопросом "почему?" приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает.

К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. Наиболее выраженные возрастные страхи у мальчиков и девочек 4 – 5 лет – страх одиночества, ночные страхи, страх сказочных персонажей, страх смерти родителей, страх пожара, страх перед животными. Для мальчиков характерны такие страхи, как страх потери родителей, страх войны, страх боли, страх чудовищ. Для девочек – страх смерти, страх темноты, страх высоты.

          У детей 5 – 7 лет (независимо от пола) добавляются такие страхи, как: страх перед нападением, страх наказания, страх перед стихией, страх перед неожиданными звуками.

         У девочек 5 – 7 лет страхи более выражены, чем у мальчиков. Девочки чаще, чем мальчики, боятся: смерти, глубины, высоты, пожара, врачей, темноты, страшных снов, замкнутого пространства. Определить, соответствует ли количество страхов, и их содержание возрасту ребенка, поможет специалист.

При поступлении в школуформы страхов меняется. На первый план выступают социальные страхи: боязнь опозданий, невыполненного задания, наказания. Если в начале обучения, возникают какие,  – то проблемы, часто формируется страх школы, что мешает всему дальнейшему обучению.

Дети от 7 – 8 лет также боятся темноты, катастроф, непринятия сверстниками. Страх разлуки и боязнь остаться одному больше характерны для единственного ребенка в семье.

 Поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но довольно скоро отношение меняется. Ребенок 3— 4 лет часто слышит: «Ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты же уже большой!» Но — увы! — если про многие детские проблемы можно сказать, что скорее всего со временем они исчезнут, то со страхами дело обстоит не так утешительно.

Ребенок растет, и очень часто его страхи растут вместе с ним. Чем шире становятся его познания и фантазия, тем больше он осознает опасности нашего нестабильного и агрессивного мира. В последние годы специалисты отмечают рост детских страхов, и это очень тревожно. Но не будем вдаваться в крайности: иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство, гораздо ужаснее.

Непреодолимый детский страх может привести к таким неприятным последствиям, как навязчивые движения, заикания, энурез, раздражительность, агрессивность, плохой сон.

  1. Упражнение «Выявление причин появления страха»

Давайте поподробнее остановимся на причине возникновения страха.  Что по вашему провоцирует развитие детских страхов?  (Родители высказывают свои предположения)

  1. Сообщение педагога – психолога «Причины возможного развития страхов у детей.

В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо чаще встречаются так называемые внушенные страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие опасности (действительной или мнимой). Внушенные страхи возникают также у детей, когда взрослые при них ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, смерти и т.п.

Причины возможного развития беспокойств (страхов) у детей

  1. Наличие страхов у родителей (главным образом у матери): тревожность в отношениях, излишняя опека, ограждение от опасностей и изоляция от общения со сверстниками формирует у ребенка ощущение слабости, неуверенности, беззащитности перед окружающим миром. Наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся эпицентром семейных забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов.
  2. Ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной требовательностью родителей или эмоциональным отвержением своего чада. Уже к концу дошкольного возраста дети закаляются до такой степени, что перестают реагировать на подобное отношение, отгораживаясь от матери стеной упрямства и негативизма.
  3. Недостаточная двигательная активность ребенка, нежелание участвовать в коллективных играх.
  4. Неправильное поведение матери в семье. Дети больше страдают от различных страхов, если считают главной ее, а не отца. Отсутствие условий для ролевой идентификации с родителями своего пола, преимущественно у мальчиков.
  5. Конфликтные отношения между родителями. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Непосредственная реакция в виде появления страха может оказаться отстроченной и выразится в какой-либо другой форме. Дошкольники из недружных семей более часто, чем их сверстники, боятся животных, стихии,заболеваний, смерти, видят во сне кошмары. Особенно ранимы в этом смысле девочки в силу большей восприимчивости.
  6. Психические травмы, обостряющие возрастную чувствительность детей, а также заражение страхами при общении со сверстниками и взрослыми.
  1. Поиски путей решения проблемы.

К счастью, большинство детских страхов с возрастом исчезает; по мере развития ребенка происходит их интеллектуальная переработка, уменьшается эмоциональная составляющая. Но родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Как помочь маленьким трусишкам? Если у вас доверительные отношения с ребенком и вы набрались терпения, можно приступать к совместной борьбе.

Я предлагаю Вам разобрать несколько ситуаций и дать им оценку.

Ситуация 1. Ребенок боится темноты и спать один, просит не закрывать его комнату. Папа тренирует его смелость, выключает свет и закрывает двери "чтобы привыкал".

Ответ 1:Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

Ситуация 2.Мама и бабушка ругают ребёнка за то, что он боится грозы.

Ответ 2: Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

Ситуация 3. Мама каждый раз внимательно выслушивает ребёнка, когда он ей рассказывает о монстерах, придаёт этому огромное значение, даёт понять, что очень хорошо понимает ребёнка.

Ответ 3: Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.

Ситуация 4. Папа рассказывает ребёнку о том,  чего он боялся, когда был маленький.

Ответ 4: Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с ребёнком своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться

Вот ещё несколько советов родителям, дети которых испытывают страх.

5. Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

6. Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

7. Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!

8. Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

6. Сообщение педагога – психолога «Способы избавления детей от страха»

Есть несколько способов избавления от страхов: их анатомирование, игры, рисование. Причем самым естественным способом их изживания была и остается игра. Вспомните, в какие игры мы играли во дворах в детстве? Во что сейчас играют наши дети?

Игра –рассуждалка«Ищем в плохом хорошее»

Эту игру мы предлагаем детям 6—8 лет, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние (а именно среди таких распространен страх смерти).

Вы должны разделиться на две команды. Я буду обозначать какие-то малоприятные ситуации. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятно? Безусловно. Но что в этом событии можно найти положительного, чем себя утешить? Подумайте. Ведь на сэкономленные деньги можно покататься на аттракционах или поесть мороженого. В течение 3 мин команды будут записывать такие положительные моменты. Затем мы их обсудим. За каждый правильный ответвам начисляется по очку. У кого очков будет больше — тот, естественно, выиграет.

Ситуации  «Сломалась старая кукла»

                    «Умер попугайчик»

                    «Началась гроза»

                    «Родители запретили играть в компьютер»

«Расскажи свой страх» (с 5 лет)

Минимальное число участников — двое, но чем их больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...». Затем задает вопрос: «А у вас было такое? А кто чего боится, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого был похожий страх.

Игра «Красная Шапочка и Злой Волк»

Разбейтесь на команды по восемь человек и встаньте в круг. Я хочу предложить вам игру «Красная Шапочка и Злой Волк». Красной Шапочкой будет этот маленький теннисный мячик, который вы должны передавать друг другу по кругу, начиная от первого игрока. Красная Шапочка бежит от Волка (он подойдет немного позже). Покажите мне, как Красная Шапочка спасается бегством...

Теперь посмотрите на Злого Волка — это чуть больший по размеру резиновый мяч. Злой Волк упорно гонится за Красной Шапочкой в том же направлении. Если он настигнет девочку, ей придется повернуться и продолжить бегство в другую сторону. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит Волк. Для этого он просто кричит: «Поворачивай!» Тогда Красная Шапочка тоже должна повернуться. Вы все поняли? Тогда начинаем.

Комментарии. В этой игре очень важна скорость реакции. Участники должны следить сразу за двумя объектами и одновременно реагировать левой и правой руками. Эта латеральная активность возбуждает мозжечок, привносит в группу свежую энергию и концентрирует внимание участников.

Очень эффективный способ борьбы со страхами – это рисование.

Рисование – помогает ребенку снимать напряжение. Считается, что рисование эффективно в возрасте 3—15 лет, но наиболее сенситивны дети 4— 12 лет. С помощью рисунков можно устранить страхи, возникающие по вине воображения, твердящего, что может произойти нечто, еще никогда не происходившее.

Выплескивая на лист бумаги свои переживания, страхи, тревоги, малыши таким образом освобождаются от них. Рисунок – это еще и «телеграф», с помощью которого можно не только получать информацию о внутреннем состоянии ребенка, но и отправлять свои средства влияния на те или иные черты его характера, поведения, эмоциональный мир.

Одна из таких методик является рисование страха – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с   ребёнком, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

 Музыка в работе с тревожными детьми используется самыми разными способами. Часто ее выбирают в качестве фона.Специально подобранные произведения оказывают на детей успокаивающее воздействие,способствуют исчезновению внутренней напряженности. Музыка может служить и отправной точкой для рассказа о своих ощущениях, чувствах. Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов.

 Театр позволяет детям лучше ощущать не только мир, который их окружает, но и собственное существо. Помогает отыскать потерянные, скрытые области своего Я и выразить их, а это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе, которая очень нужна тревожным детям.Театральное царство дает им возможность испробовать новые способы существования и позволяет проявиться подавленным областям своего Я- смелости, решительности, уверенности.

Сказки являются самым эффективным способом общения с детьми. Очень важна их роль в профилактике и коррекции детских страхов. Сказки помогают ребенку преодолевать тревоги и конфликты, с которыми ему приходиться сталкиваться. Слушая сказки, дети находят в них отголоски собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими тревогами и проблемами.

Игры с водой. Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами. При работе с тревожными детьми игры с водой помогают снять мышечное напряжение, расслабиться.

Игры с песком. Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме.Из песка можно построить предмет, который вызывает страх, и сломать его, в него можно закопать предметы страха и залить водой. И все это повторять неоднократно. А еще на песке можно разыгрывать любые сценки.

Если страхи  привязаны к определенным ситуациям и не нарушают качество общения ребенка с окружающими, то достаточно спокойно вести себя с ребенком, терпеливо ожидая, когда страхи исчезнут сами по мере взросления. Но если ребенок становится робким, пугливым, вздрагивающим от любого шороха, избегает общения со сверстниками (у некоторых могут наблюдаться даже панические атаки – неадекватное эмоциональное состояние, которое не поддается волевому контролю, возникает внезапно, в ответ на малозначимый стимул), необходима помощь специалиста – психолога или психотерапевта. 

                               Когда необходима помощь специалиста?

- ребенок становится плаксивым, капризным, тревожным, пугливым, нарушается его общение с детьми.

- ребенок боится идти в театр, в гости, так как там ему «грозит опасность» (придет Бармалей и т. д.).

- ребенок долго (в период 30 минут) не может уснуть, боясь Бабы Яги, Волка и пр.

- страх сказочных персонажей сохраняется в течение длительного времени и приобретает панический характер (например, ребенок требует держать закрытыми двери, окна, «чтобы не влетела Снежная королева». Следует помнить, что игнорирование данной проблемы может привести к невротизации ребенка и осложнение его адаптации в дошкольном учреждении.      

 III.  Заключительная.

Рефлексия.  

Приложение № 2

Заседание Педагогической гостиной  «Это грозное слово «Нельзя»

                                                                                            Воспитатель,      сам    должен

быть тем, кем

 он хочет сделать воспитанника

 (В.И. Даль).

Цель:Предложить родителям задуматься над значением слова «Нельзя» и его восприятием детьми. Определить влияние частоты произнесения этого слова на  дальнейшее развитие ребёнка. Сравнить значение слов «нельзя» и «не надо». Определить формулу заставляющую работать слово «нельзя».

Оборудование:презентация, кукла Машутка, аудио магнитофон, аудиозапись спокойной музыки, текст метафоры, памятки.

План заседания.

1.Игра приветствие.

2.Игра «Ассоциация».

3. Игровое упражнение «Щепка».        

4. Минидоклад «Это грозное слово «Нельзя».

5. Дискуссия «Сходства и различия слов «Нельзя» и «Не надо».

6. Составление формулы правильного запрещения.

7. Игровое упражнение «Щепка».

8. «Метафора».

9. Заполнение анкеты «Обратная связь»

10. Прощание.

Ход заседания.

  1. Игра Приветствие.

Добрый день! Уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на очередном заседании «Педагогической гостиной». Каждый из нас был когда-то маленьким и у каждого есть воспоминания из детства. Как и все дети на свете, в своём детстве, вы  слышали как одобрительные фразы, так и порицательные. Предлагаю сейчас вспомнить одобрительные фразы из вашего детства, которые вам  говорили близкие люди: мамы, папы, бабушки  и т. д.  А поможет нам в этом вот такая кукла - Машутка. Родители передают друг другу куклу,  говоря ей  фразы из своего детства.

Машутка осталась очень довольна. Так приятно слышать слова поддержки, слова понимания и одобрения.

  1. Игра «Ассоциация».

Тема нашего заседания «Это грозное слово «Нельзя». А что Вы представляете, когда слышите это слово? Высказывания родителей.

  1. Игровое упражнение «Щепка».        

Давайте попробуем разобраться, что чувствуют наши дети, когда слышат со всех сторон грозное слово «Нельзя».

        Для этого я вас попрошу встать в две шеренги друг напротив друга. Это будут берега реки, а один из Вас будет щепка, которую несёт течение. Берега – это ещё и взрослые,  которые сопровождают ребёнка  в его жизни. Каждый взрослый придумывает фразу со словом «Нельзя!» и произносит её проплывающей щепке – ребёнку. Родители встают в две шеренги лицом друг к другу, на расстоянии одного шага, и по очереди проходят по этому коридору. Остальные родители произносят каждому проходящему фразы со словом «нельзя».

        Большое спасибо, уважаемые родители. Присаживайтесь на свои места. Скажите, пожалуйста, что Вы чувствовали, будучи внутри коридора? Ответы родителей.

  1. Минидоклад «Это грозное слово «Нельзя».

Как часто слово «нельзя» сопровождает наших детей в их жизни. Нельзя того, нельзя этого, нельзя еще, нельзя уже, нельзя до, нельзя после, нельзя никогда. Если взрослому дать волю, он будет твердить «нельзя» с утра до вечера без передышки.

Оказывается, даже впервые произнесенное слово «нельзя», рождает в душе малыша протест, или просто негативные эмоции. У ученых есть этому несколько объяснений:

Первое: память поколений, которые задолго до рождения ребенка накапливали неприязненные чувства по отношению к этому слову, лишающему «свободы».

И второе: родители, даже не задумываясь об этом, произносят слово «Нельзя!» в категоричном, порой угрожающем тоне, что и рождает в душе ребенка бунт и протест.

Значит ли это, что «неприятное» слово должно навсегда исчезнуть из родительского лексикона?

Некоторые ссылаются на традиции японской педагогики, где малышу разрешается всё. К сожалению, этот принцип просто вырывается некоторыми родителями из контекста культуры, где, вырастая, ребенок вступает в общество, которое жестко регулирует его действия системой правил и запретов.

Серьезное слово «нельзя» требует весьма бережного с собой обращения.

В воспитании малыша необходимо быть последовательным и непреклонным, чтобы слова не расходились с делами.  Если вы и сказали «нельзя», ребенок должен совершенно точно понять - нельзя. Если вы будете просто говорить «нельзя» и тут же забывать о нем, и о том, что запретили – малыш,будет не в силах побороть искушение и не будет воспринимать слово «нельзя» как запретное. Если такое случится не один раз, то возможно ребенок не будет воспринимать слово «нельзя». Слово «нельзя» должно произноситься редко и негромко.

Все, что ребенку действительно нельзя позволить, что может представлять для него опасность, просто не должно быть ему доступно и тогда не будет возникать нужда в запрещающих словах.

Ребёнок начинает «противостоять» родителям примерно на седьмом месяце жизни. Это  заключаются в том, что ребенок настойчиво стремится добиться выполнения своего желания. Ребенок кричит (не плачет), требуя, чтобы взяли на руки, не хочет оставаться один в комнате. В его голосе появляются гневные нотки. Нельзя потакать во всем такому малышу.

Именно в это время легче всего воспитать восприятие слова «нельзя».

Ребенок может и не понять значения этого слова, но твердость интонации он улавливает мгновенно. Малыш со временем и только на собственном опыте должен узнать, что данное слово означает, и какая будет реакция у мамы, если он не послушается.

Кричать через всю комнату: «Нельзя!» - не поможет. Малыши любят испытывать характер взрослых и упрямиться. Таким образомони проверяют, точно это нельзя, или все-таки можно, если настоять на своем. Искоса он будет смотреть, рассердится ли мама.

Когда приучаете ребенка к слову «нельзя», нужно его отвлекать. Если через какое-то время ребенок снова взялся за свое, опять уверенно отвлекайте его внимание. Если нужно, вообще уведите его из этой комнаты или уберите вожделенный предмет. Таким образом,ребенок будет видеть, что мама тверда и абсолютно уверена, что это «нельзя».

Не сердитесь, не спорьте, не грозите взглядом. От этого ребенок станет только еще упрямее. Не ругайте, не бейте по рукам ребенка. Это не поможет. Так он не сможет отвлечься, а будет продолжать делать назло вам.Лучше постарайтесь «отбить» все желание делать то, что нельзя.

Например, как только ребенок тянется потрогать плиту, утюг или еще что-то горячее, говорите: «Ой, горячо! Нельзя!», сделайте вид, что сами обожглись, одерните руку. Можно даже допустить «маленький ожог» ребенка, разрешить ему дотронуться пальчиком. Буквально на секундочку, чтобы он почувствовал, что там на самом деле горячо. Подкрепив свое действие словами «горячо» и «нельзя», вы сможете «отбить» у него всю охоту тянуться к горячему и опасному.

А если ребенок стягивает скатерть, можно поставить на край пластиковый стакан с небольшим количеством теплой воды, или пластмассовую тарелку (чтобы, падая, она не сильно ударила малыша). Следующий раз, стягивая скатерть, на ребенка опрокинется стаканчик или тарелка с водой. Опять же, заранее скажите: «Нельзя!». Через 2-3 раза ребенок усвоит, что так больше не надо делать.

Через какое-то время, когда вас не будет рядом с малышом, он будет знать, что всё это опасно и нельзя.

Когда приучаешь ребенка к слову «нельзя», необходимо, чтобы бабушки и дедушки были заодно с вами, иначе ребенок не будет понимать, почему то, что у мамы «нельзя», у бабушек «можно». Бабушки с дедушками любят баловать своих внуков. Это необходимо, чтобы не было, например, таких ситуации, когда мама разрешает малышу смотреть телевизор, а отец категорически запрещает. В результате, спустя некоторое время вы получите неуправляемого ребенка.

А если ребенок при слове «нельзя» впадает в истерику, падает на пол и начинает кричать, то дома лучше всего будет выйти из комнаты, ничего не говоря. В общественном же месте возьмите его на руки и без разговоров несите домой, сказав ребенку: «Я знаю, что ты сердишься. Но раз мама сказала «нет», значит «нет» (или если «надо» - значит «надо»!)

Ругать его бесполезно, идти на уступки - значит, показывать нетвердость своего характера. Пусть даже ребенок визжит и брыкается, но он будет понимать, что его мама будет непреклонна. И вскоре он успокоится.

Запреты должны быть обязательно, но должны быть четкими и продуманными, их не должно быть очень много, так как тогда у ребенка возникает ощущение протеста.

Так как само слово «нельзя» часто вызывает протест у детишек, вы можете заменить его другими словами или действиями, или, по крайней мере, не употреблять это слово очень часто. Но и не нужно совсем отказываться от запретов и ограничений. Без нормальных границ ребенку очень сложно будет расти и развиваться.Вне семьи (в детсаду, школе) ребенку обязательно объяснят, чего нельзя делать. Представьте малыша, которому до этого времени все дома разрешали, и вот теперь оказывается, что все на самом деле совсем не так. У ребенка будет стресс, эмоциональный шок. Поэтому правила и запреты должны вводиться в семье умно и постепенно.

Многие мамы жалуются, что их малыши еще не понимают запретов. Попробуйте изменить тактику. Говорить не резким, громким голосом, а спокойным и слегка суровым. При этом старайтесь сохранять полную серьезность и смотреть ребенку в глаза. Тогда малыш ощущает, что мама настроена серьезно, она не шутит и неиграет с ним. Он начинает прислушиваться к содержанию слов, наблюдать за тем, что показывает мама.

Немного старшему малышу уже можно объяснять все по-дружески, доверительным тоном. Можно попробовать работать через сказку или интересную историю. То есть, подыскать такие сказки, или придумать такие истории, в которых рассказывается именно о том, что же бывает в жизни, если не прислушиваться к очень важным запрета.

Объясните ребенку свои запреты: «Осторожно, там большой мальчик качается на качелях, давай лучше обойдем, иначе качели могут тебя стукнуть! Качели могут быть опасны!» - это лучше, чем: «Ну куда ж ты несешься, там качели!»

На одно нельзя, должно быть десять можно. Необходимо, чтобы ребенок знал, что можно и «эти можно» были ему также интересны. Пробуйте заинтересовать ребенка, перенаправить его внимание. Тогда ему с вашими «нельзя» будет легче смириться.

Чем меньше в семье запретов, тем больше у ребенка готовность их выполнять. Через это рождается парадокс воспитания: чем больше свободы вы предоставляете ребенку, тем проще вам будет осуществлять контроль над важными принципами и обучить жизненным навыкам.

К сожалению, многие родители используют запрет как способ не ломать голову о воспитании ребенка. Они думают, что запретил и проблема решена! Да, это действительно так, но только на данный момент. Природа запрета такова, что он работает только тогда, когда строго следят за тем, чтобы он соблюдался. Ребенок должен твердо усвоить, что родительское «Нет!» всегда «Нет!». Чем чаще ребенок слышит резкое «Нельзя!», тем скорее он придет к мысли, что надо игнорировать этот приказ. Слово «Нельзя!» только тормозит реализацию, но не отменяет желание.

Таким образом, если что-то делать нельзя, то нужно твердо и жестко добиться от ребенка подчинения запрету, Не может быть ничего хуже в деле воспитания ребенка, чем сначала что-то ему запретить, а потом это же через некоторое время разрешить!

Поэтому вы должны четко определить для себя, что действительно нельзя делать ребенку и что вполне можно разрешить.

Итак, чтобы этот период в жизни семьи прошел относительно спокойно, рекомендуется соблюдать правила:

  1. Этих «нельзя» должно быть немного, пусть это будет 5 основных, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша.
  2. Эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения родителей.

Ни в коем случае нельзя допускать манипулирования ребенком. Не забывайте, что вместе с окружающим миром ребенок изучает еще и вас, и ваше поведение, и ваши реакции. Вы правы, что правила должны быть, и ребенок должен их соблюдать. Но он их усваивает и получает сейчас от вас. Поэтому от того, как вы будете давать то или иное правило, и как вы будете следить за его соблюдением, очень многое зависит. В первую очередь необходимо быть спокойной и уверенно-твердой. Ребенок это почувствует. Он также почувствует ваши колебания, если его ухмылки и улыбки подействуют на вас, и вы смягчитесь и разрешите. Необходимо не позволять ребенку с такого возраста манипулировать вами, не учите его этому. Будьте тверды в правилах, которые должны быть точны и понятны.

Благодаря запретам родители объясняют ребенку все «правила» жизни. «Нельзя брать чужие вещи». «Нельзя бить домашних животных». За счет этих табу ребенок уже не будет каждый раз, прогуливаясь по улице, пинать ногами бездомных животных или брать без спроса вещи у друзей. Дети должны осознавать, что есть моменты, которые запрещены не только им, но и родителям.Поэтому лучше всего учить на личном примере. Ведь если мама или отец сами придерживаются тех правил, которые декларируют, то ребенок, наблюдая за родителями, будет усваивать модель их поведения.

Существует несколько правил, которые заставят работать слово «нельзя»:

1. Детишки воспринимают слова более буквально, нежели взрослые. Тем более, что малыш очень чутко реагирует на невербальную речь, т.е. мамины жесты, мимику, интонацию. Поэтому, если мы говорим: «Кошачий туалет трогать нельзя», то у этих словдолжна быть соответствующая интонация и жесты (к примеру, руки на талии). Не стоит требование преподносить как просьбу или уговор, нежелательно во время запрета улыбаться или смеяться. Деткам до двух лет не стоит говорить такие фразы: «Я тебя очень прошу, нельзя этого делать». «Не трогай, пожалуйста, спички - они очень опасны». Маленькие детки таких красивых фраз вообще не поймут всерьез. Для такого возраста лучше всего подойдут фразы: «Нож трогать нельзя!». «Спички нельзя брать!».

  1.  Малыш не может постоянно помнить, что можно, а что нельзя,поэтому родители должны облегчить ребенку эту непосильную, на первый взгляд, задачу. Во-первых, запрет не должен противоречить другим запретам. Если вчера нельзя было трогать мобильный телефон, то и сегодня мобильный должен быть под запретом. Также необходимо следить за тем, чтобы запреты в суете или по недоразумению не нарушались. Допустим, если малышу уже битый час объясняют, что телевизор включать нельзя, но после двадцатиминутного плача, сдаются и разрешают пощелкать по каналам. Запрет не должен противоречить здравому смыслу.
  2. Запрет должен быть полностью понятен малышу. К примеру, если запрещено включать что-либо в розетку, то это звучать так: «Никогда не трогай розетку - это очень опасно!». Так ребенку будет абсолютно понятно, что «нельзя» и «опасно».
  1. Следует иметь в виду, что во всем должна быть строгая последовательность. Нельзя запрещать малышу все подряд - так и родители устанут, и ребенок будет чувствовать себя ущемленным. Но, чтобы придерживаться определенных правил, следует, чтобы они были четко определены - лучше всего, если запретов будет мало, но они никогда не должны нарушаться. Причем запреты не стоит отменять, если малыш хорошо себя ведет или же у родителей хорошее настроение.
  2. В воспитании ребенка очень важно, чтобы родители были солидарны друг с другом. Если мама будет что-либо запрещать, а папа то же самое, но разрешать, ничего хорошего из этого не выйдет. Папины и мамины действия, слова должны быть полностью согласованы. Дело в том, что если мама будет запрещать смотреть телевизор, мотивируя это вредом для здоровья, а папа будет разрешать, то малыш будет относиться к отцу намного лучше, считая маму в некоторой степени «диктатором».

6.        Запреты очень часто сопровождаются детским гневом и
раздражительностью. Но
малыша стоит понять, ведь не так-то легкоотступить от своего и согласиться с родительским мнением. Однако, лучше не злиться на малыша, а дать возможность выпустить «пар». Главное при этом - вести себя с ним, как и обычно. Если ребенок слишком расстроен, то желательно утешить его и приласкать.

7. Запрещая ребенку что-то, родителям, прежде всего, следует понять, почему ребенок совершил то или иное действие. Возможно, ему было скучно или же просто хотелось привлечь к себе родительское внимание. Желательно понять ребенка и объяснить ему всю суть запрета. Очень важно, чтобы кроха не видел в запретах родителей нечто зловещее, тем более не чувствовал отсутствие родительской любви. Вся наша жизнь основана на запретах и разрешениях. Без запретов не стоится ни одно действие. Очень важно вовремя научить ребенка жизни и запретам в ней, чтобы в будущем он не чувствовал себя беспомощным и никчемным и понимал, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Одной из важнейших задач воспитания ребёнка в семье является его социализация, т.е. воспитание таких качеств и способов поведения, которые позволяют ему комфортно себя чувствовать среди людей. Это будет залогом и психического, и во многом физического здоровья ребёнка, возможности самореализоваться в жизни.

Усваивая способы взаимодействия с окружающими, ребёнок сможет приспособиться к миру, в котором ему суждено жить, сможет реализоваться и благодаря этому быть просто счастливым. Не об этом ли мечтает каждая мать?

  1. Дискуссия «Сходства и различия слов «Нельзя» и «Не надо».

Иногда мамы, няни и бабушки так беспокоятся о малыше, чтозапрещают буквально все подряд! «Нельзя бегать! Упадешь!

Нельзя лазить! Бо-бо будет!

Не трогай собачку! Укусит!

Нельзя плакать! Сейчас тебя милиционер заберет!

Нельзя трогать чужие игрушки! Смотри, сейчас тебе тетя а-та-тасделает!

Нельзя на горку, она ржавая! Нельзя на качели - они мокрые!

Нельзя в лужу, ты испачкаешься! Не трогай песочек, фу, кака!

Нельзя голубей гонять!»

После таких подробных инструкций, чего и как нужно бояться малыш либо становится робким, тихим и послушным - не бегает, не прыгает, стоит возле бабушки (идиллия, не правда ли?), либо просто перестает обращать внимание на запреты и угрозы, и тогда в действительно    опасных    ситуациях    его    будет    крайне    сложноостановить.

Как же быть?  (вопрос к родителям) Давайте рассмотрим ещё раз эти нельзя и попробуем отказаться от некоторых. От каких фраз Вы готовы отказаться? (Ответы родителей)

К сведению, слово «нельзя» лучше всего говорить в отношении тех предметов, которые опасны для жизни и здоровья: электричество, утюги, плиты и так далее. Слово «нельзя» абстрактное, оно не несет никакой информации о характере опасности или запрета. «Нельзя», по сути, -это значит «невозможно». Но ребенок-то видит (или скоро увидит), что все это возможно. Посмотрите логически. Почему нельзя на табуретку? Можно, только упадешь. Почему нельзя рвать книжки? Можно, только эта книжка маме нужна, поэтому она не разрешает. Родители  должны научить ребенка ориентироваться в мире. То есть, мамины слова должны ситуацию прояснять, а не запутывать. А просто «нельзя» чему таким образом научило? Для малыша «нельзя» - это способ мамы «помешать мне развлекаться». Значит все это через некоторое время (подождите пару месяцев) будет «можно», когда мама не видит. Взрослое «нельзя» связывается только с взрослым, который его говорит, без относительно самого предмета. У ребенка пока нет абстрактного мышления, оно очень конкретно, поэтому ему сначала нужно показать, что такое «нельзя». Например, если он пытается влезть в розетку, ему говорят «нельзя». А с табуреткой, наоборот, нужно позволить ему пару раз встать, держась за нее, даже покачнуть слегка, чтобы прочувствовал степень ее неустойчивости, и сам накрепко запомнил: табуретка - предмет неустойчивый. Тогда вы смело можете отворачиваться, ему и в голову не придет, опираясь на нее вставать.(пример с чайником и скатертью)

 А что же сказать в остальных случаях?  (Ответы родителей)

Есть другое слово, которое вы уже сегодня произносили - «не надо», которое произносится  тем же твердым строгим тоном.

Чем, по вашему мнению, схожи слова «нельзя» и «не надо»?

(Ответы родителей)

А сейчас давайте найдём различия между этими словами.

(ответы родителей)

Нельзя - всегда нельзя, запрет должен оставаться запретом. А вот «не надо» может быть сейчас, а попозже уже «можно». В этом плане взрослый  может и пересмотреть свое решение, например, если ребенок переубедит его своей улыбкой, хорошим поведением.

Запретов должно быть мало! Если ребенок плачет только потому, что вы не позволяете ему прыгать на диване, то это нормально. Но прежде чем запретить ему это дело, подумайте - надо ли запрещать? Ведь если это безопасно, то лучше разрешить, чем запретить. Конечно, когда он будет прыгать на диване, вы должны это терпеть. Но если вы запретили что-то, то придется всегда следить за соблюдением запрета.

  1. Составление формулы правильного запрещения.

Конечно, бывают моменты, когда мама «взрывается», это естественно, мама не машина, которую можно запрограммировать. Что же делать в таких случаях? Лучший способ сказать ребёнку о своём состоянии. Например, так: «Я очень рассердилась, я устала, твоё (проговаривается поведение ребёнка) вызывает во мне (проговариваются чувства мамы), мне это (проговаривается отношение), я хочу, чтобы (проговаривается желаемые отношения, поведение)».

На первый взгляд это кажется сложным. Но родителей это не должно путать. Нужно немного потренироваться, и вы почувствуете, насколько изменятся ваши отношения с малышом: не доводя дело до физического наказания и «обзывания», вы не будете мучиться чувством вины перед ребёнком за своё недостойное поведение, а, следовательно, не станет поводов для непоследовательного воспитания. Кроме того, вы демонстрируете ребёнку не агрессивное поведение, а способ выражения своего гнева в социально приемлемой форме, чему он у вас и будет учиться.Высказывание чувств снимает эмоциональное напряжение мамы.

Давайте попробуем проговорить эту сложную фразу

Родители проговаривают свои варианты высказываний.

Очень важно вовремя приучить ребенка к тому, что правила и ограничения существуют не только внутри семьи, но и в любом сообществе. В этом нам поможет несложная формула

|Нельзя = опасно + потому что..\

Опасно брать острые предметы - нож, ножницы, иголки, потому что...

Опасно трогать горячее - чайник, плиту, кастрюли, потому что...

Опасно падать с большой высоты, потому что...

Опасно играть с огнем, спичками и зажигалками, потому что...

Опасно играть с электричеством, потому что...

Опасно дразнить собак, потому что...

Опасно выходить на проезжую часть без взрослых, там, где много машин, потому что...

Опасно крутить ручки газовой плиты (да и электрической, впрочем, тоже, потому что...

Родители помогают договаривать фразы.

Когда вы приучаете малыша к подобным правилам, старайтесь строить фразу из двух частей, как грузовик с прицепом: сначала сообщаете, что именно нельзя, а потом добавляете, что можно сделать вместе этого, и где, и как («Сладкое тебе нельзя, доктор не разрешил, зато можно яблочко», «Здесь кричать нельзя, а на улице - можно»).

Если мы слышим от ребенка неприличные слова, прежде всего, необходимо спокойно, без лишних эмоций сказать ему, что так говорить нельзя. Вместо этих слов можно сказать, например, вот так... И взрослый дает образец другого высказывания, которое заменит произнесенную грубость. Ведь иногда ребенок говорит что-то не так, как хочется нам, потому что не умеет и не знает, как можно сказать по-другому.

Если ребенок говорит грубые слова:

  • Объясните ребенку, что такие слова говорить нельзя.
  • Покажите, какими словами можно заменить грубость.
  • Не ругайте его.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например, в игре.
  • Отвлеките ребенка.
  • Не угрожайте ребенку наказанием.
  • Кратко извинитесь перед окружающими, если вы находитесь в общественном месте.
  1. Игровое упражнение «Щепка».

А сейчас, уважаемые родители, я вам предлагаю  ещё раз поиграть в игру «Щепка». Встаньте, пожалуйста, в две шеренги и вспомните ту запрещающую фразу, которую вы произносили в начале нашей встречи. Перефразируйте её в соответствии с тем, что вы сегодня узнали. Фраза может измениться кардинально или частично, или остаться прежней, как вы считаете необходимым.

Игра повторяется, но с другими фразами.

Большое спасибо. Расскажите о чувства, которые Вы испытали при повторе игры. Сравните их с первоначальным вариантом.

Высказывания родителей.

  1.  «Метафора».

В конце нашей встречи мне бы хотелось рассказать одну притчу.(звучит спокойная музыка) Информация для размышления.

Метафора:

«Жил-был мальчик. Рос он в простой, обычной семье. Мальчик был похож на всех мальчиков мира: что-то сломает, кого-то стукнет, где-то громко закричит... Конечно, все вокруг очень надеялись, что из него все-таки выйдет что-нибудь путное. А пока его учили все кому не лень: «Не дерись! Так только плохие мальчики делают...», «Ты — злой и непослушный мальчик! Никакой управы на тебя нет!..», «Будешь плохо учиться, ничего из тебя не выйдет...» и т. д. Шло время. Мальчик быстро подрастал, и однажды самостоятельно отправился в своё первое дальнее путешествие. И попался ему на пути большой красивый мешок, а на нем записка: «Если ты - плохой человек, возьми меня, я тебе в дороге пригожусь. Если же ты хороший, добрый человек, проходи мимо, - ты во мне не нуждаешься». «Интересно, что там лежит?» - подумал мальчик и открыл мешок. И все напасти, которые были спрятаны в этом мешке, выскочили на свет и облепили его со всех сторон. Так, обвешанный ими по самую макушку, он и вернулся домой. И все вокруг воскликнули: «Ну, вот! А мы что говорили?!».

Чтобы определить эффективность нашей встречи я попрошу Вас ответить на несколько вопросов.

А завершить нашу встречу мне бы хотелось словами Жана – Жака Руссо: «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,- это приучить его не встречать ни в чем отказа».

На этом наша встреча заканчивается. Я Вам желаю здоровья и терпения, потому что терпение в деле воспитания детей это самая необходимая вещь. Всего хорошего. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...

Педагогическое сопровождение семейного воспитания

Проект на тему "Педагогическое сопровождение семейного воспитания"...

3. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста....

«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

laquo;ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО С...

Консультация для родителей "Психолого - педагогические основы семейного воспитания"

Психолого - педагогические основы семейного воспитания...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...