« Музыкальное развитие малышей в домашних условиях»
консультация (младшая группа)

Шишатская Диана Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Музыкальное развитие малышей в домашних условиях»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 « Музыкальное развитие малышей в домашних условиях»

        Шишатская Д.А.

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 1

Музыка занимает важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников. Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо.  Но очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, фонематический слух, развивает духовность малыша, творческие способности. Первый опыт такой деятельности малыш получает именно в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых.  Музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно,ведь главная цель музыкального развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.

Музыкальные способности любого ребенка, будут развиваться более динамично, если в этом будут заинтересованы его родители. И родители должны стремиться, наиболее полно использовать его возможности. Игры, пение, пляски и прослушивание музыки создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Виды музыкальной деятельности в семье.

Пение. Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь малыша может и должно быть пение взрослого, которое сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша, пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, протяжные – во время какой- то работы. Чтобы помочь ребёнку научиться петь, лучше всего петь вмести с ним. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой) это формирует любовь к пению и песням.

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Пойте детям перед сном – пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас, главное – с любовью. Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.  Пойте негромко. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.

Например, песня «Птички».

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички - клю, клю, клю.

Я смотрю на птичек и пою: Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам.

Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:

  1. Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

 После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением. Хлопали немножко. Да!

  1. Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали. Да!

  1. Кулачки сложили,

Кулачками били: Тук-тук, тук-тук,

Тук – тук – тук. Да!

  1. Ладушки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля-ля, Ля-ля-ля. Да!

 5.Ладушки устали,

Ладушки поспали.

Баю-баю, баюшки,

Соединив ладошки прикладывают их к щёчке.

Баю-баю, ладушки. Да!

Как в первом куплете. Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе с взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков.

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе с взрослым охотно звукоподражают. Для развития фонематического слуха детей используются упражнения, в основе которых лежит пропевания звуков в игровой форме. Например: Дует ветерок у-у-у протянуть.  Вот еще один шажок к совместному участию в пении.

Вы поете песенку «Птичка»:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко.

Подожди, не улетай!

Улетела. Ай!

Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю».

 Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним. Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.  Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами. Пение способствует лучшему развитию речи у детей, раннего возраста.

Музыкальное движение. Пляски.

Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев. Движения: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь.Малыши на третьем году очень любят пляску «Айда!». Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет.

1 часть. (А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда

2 часть. (В) Быстро ножки топотали.

А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза)

  К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.

Слушание музыки в семье. Очень важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Заранее приготовьте пьесу,  которую вы будете слушать.  Помните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребёнка к звучащему. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна. Внимание ребенка 3 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в течение 5—7 минут. В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3 лет приучают, дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребёнку успокоиться и расслабиться. Когда ребёнок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите  его закрыть глаза. Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.

Музыкальные произведения для слушания дома:

« Цок- цок, лошадка» Е. Тиличеевой.

« Птичка» Э. Грига.

« Петушок» А. Лядова.

«Косолапый мишка» М. Жербина.

« Кот и мыши» Ф. Рыбицкого.

 Игра на детских музыкальных инструментах. Игра на инструментах вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Хорошо, если у вас дома появятся и различные свистящие, шумящие, шуршащие предметы, каждый из которых имеет свой « голос».  Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча. Малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника. Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка.  . Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет. Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.

Если родители поставили себе цель вырастить ребенка музыкально развитого, они могут использовать методики раннего музыкального развития: « Поём, играем, танцуем дома и  в саду» М. А. Михайловой  и  Е.В. Горбиной.  «Знать ноты раньше, чем ходить» Тюленева П.В. «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых. Поскольку ребёнок большую часть времени находится в семье, которая ежесекундно влияет на него, формирует его вкусы, то и музыкальное развитие начинается здесь. Музыкальная культура и музыкальные предпочтения разных семей неодинаковы, но при этом для полноценного развития необходимо сочетание различных видов музыкальной деятельности: восприятие; музыкально-образная деятельность; исполнительство; творчество. Таким образом, искомый результат развития музыкальной культуры ребёнка, как части духовной культуры, осуществляется на всем протяжении музыкального воспитания в семье, основанного на мировой классической музыке, русской народной, детской современной, песенно- танцевальной.Пусть ваш ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети и музыка. Помощник родителям в музыкальном развитии ребенка в домашних условиях.

Важность музыки в жизни ребенка. Какой должна быть музыка? Как знакомить детей с музыкой? Какая польза от музыки в развитии дошкольника?...

Развитие музыкального слуха ребенка в домашних условиях

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов....

Музыкальные игры для малышей в домашних условиях.

Игры с музыкой или под собственное сопровождение вместе со взрослыми, для малышей и их родителей...

Музыкально-сенсорное развитие ребенка в домашних условиях - консультация для родителей

В материале консультации дается краткое представление о значении сенсорного развития дошкольников, выделяется роль слухового восприятия как элемента сенсорного развития, а также подчеркивается ценност...

"Развитие мелкой моторики малышей в домашних условиях"

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы р...