« Музыкальное развитие малышей в домашних условиях»
консультация (младшая группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Музыкальное развитие малышей в домашних условиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Музыкальное развитие малышей в домашних условиях»
Шишатская Д.А.
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 1
Музыка занимает важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников. Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. Но очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, фонематический слух, развивает духовность малыша, творческие способности. Первый опыт такой деятельности малыш получает именно в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно,ведь главная цель музыкального развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.
Музыкальные способности любого ребенка, будут развиваться более динамично, если в этом будут заинтересованы его родители. И родители должны стремиться, наиболее полно использовать его возможности. Игры, пение, пляски и прослушивание музыки создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Виды музыкальной деятельности в семье.
Пение. Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь малыша может и должно быть пение взрослого, которое сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша, пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, протяжные – во время какой- то работы. Чтобы помочь ребёнку научиться петь, лучше всего петь вмести с ним. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой) это формирует любовь к пению и песням.
Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Пойте детям перед сном – пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас, главное – с любовью. Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему. Пойте негромко. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.
Например, песня «Птички».
Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички - клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою: Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам.
Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:
- Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением. Хлопали немножко. Да!
- Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали. Да!
- Кулачки сложили,
Кулачками били: Тук-тук, тук-тук,
Тук – тук – тук. Да!
- Ладушки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля-ля, Ля-ля-ля. Да!
5.Ладушки устали,
Ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки,
Соединив ладошки прикладывают их к щёчке.
Баю-баю, ладушки. Да!
Как в первом куплете. Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе с взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков.
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе с взрослым охотно звукоподражают. Для развития фонематического слуха детей используются упражнения, в основе которых лежит пропевания звуков в игровой форме. Например: Дует ветерок у-у-у протянуть. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.
Вы поете песенку «Птичка»:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко.
Подожди, не улетай!
Улетела. Ай!
Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю».
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним. Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами. Пение способствует лучшему развитию речи у детей, раннего возраста.
Музыкальное движение. Пляски.
Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев. Движения: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь.Малыши на третьем году очень любят пляску «Айда!». Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет.
1 часть. (А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда
2 часть. (В) Быстро ножки топотали.
А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза)
К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.
Слушание музыки в семье. Очень важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Заранее приготовьте пьесу, которую вы будете слушать. Помните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребёнка к звучащему. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна. Внимание ребенка 3 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в течение 5—7 минут. В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3 лет приучают, дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребёнку успокоиться и расслабиться. Когда ребёнок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза. Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.
Музыкальные произведения для слушания дома:
« Цок- цок, лошадка» Е. Тиличеевой.
« Птичка» Э. Грига.
« Петушок» А. Лядова.
«Косолапый мишка» М. Жербина.
« Кот и мыши» Ф. Рыбицкого.
Игра на детских музыкальных инструментах. Игра на инструментах вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Хорошо, если у вас дома появятся и различные свистящие, шумящие, шуршащие предметы, каждый из которых имеет свой « голос». Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча. Малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника. Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка. . Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет. Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.
Если родители поставили себе цель вырастить ребенка музыкально развитого, они могут использовать методики раннего музыкального развития: « Поём, играем, танцуем дома и в саду» М. А. Михайловой и Е.В. Горбиной. «Знать ноты раньше, чем ходить» Тюленева П.В. «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых. Поскольку ребёнок большую часть времени находится в семье, которая ежесекундно влияет на него, формирует его вкусы, то и музыкальное развитие начинается здесь. Музыкальная культура и музыкальные предпочтения разных семей неодинаковы, но при этом для полноценного развития необходимо сочетание различных видов музыкальной деятельности: восприятие; музыкально-образная деятельность; исполнительство; творчество. Таким образом, искомый результат развития музыкальной культуры ребёнка, как части духовной культуры, осуществляется на всем протяжении музыкального воспитания в семье, основанного на мировой классической музыке, русской народной, детской современной, песенно- танцевальной.Пусть ваш ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети и музыка. Помощник родителям в музыкальном развитии ребенка в домашних условиях.
Важность музыки в жизни ребенка. Какой должна быть музыка? Как знакомить детей с музыкой? Какая польза от музыки в развитии дошкольника?...

Развитие музыкального слуха ребенка в домашних условиях
Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов....

Музыкальные игры для малышей в домашних условиях.
Игры с музыкой или под собственное сопровождение вместе со взрослыми, для малышей и их родителей...

Музыкально-сенсорное развитие ребенка в домашних условиях - консультация для родителей
В материале консультации дается краткое представление о значении сенсорного развития дошкольников, выделяется роль слухового восприятия как элемента сенсорного развития, а также подчеркивается ценност...
"Развитие мелкой моторики малышей в домашних условиях"
Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы р...