Интерактивное чтение
консультация (подготовительная группа)

Неволько Марина Сергеевна

Как правильно читать ребёнку книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_chtenie.docx14.42 КБ
Microsoft Office document icon консультация39 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное чтение: как подружить ребенка с книгой

Чтение – пища для ума — так считают все прогрессивные и образованные люди. Красиво и точно высказался Александр Сергеевич Пушкин: «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная.»

А тем временем родители и педагоги констатируют, что новое поколение с большой неохотой берет в руки книги, и что приобщать детей к чтению надо с самого раннего детства.

Читая малышу с первых дней жизни, мы тем самым помогаем ему узнавать важные интонации и, словно в компьютерную программу, закладываем в него необходимые понятия и ассоциации. Показывая картинки при чтении, знакомим с предметами, цветами, формами — этот процесс для малыша не только очень важен, но и интересен.

В приобщении детей к чтению специалисты предлагают использовать такой инновационный метод, как интерактивное чтение. Суть его заключается не в покупке множества развивающих книг, а во взаимодействии ребенка с книгой.

Принципы интерактивного чтения

•        Совместное чтение. Очень важно добиться от ребенка полного понимания текста. Для этого делаются паузы во время чтения, чтобы объяснить новые или непонятные слова и выражения (бывают и в сказках) или поговорить о том, что заинтересовало маленького читателя. Мы привыкли, что надо довести чтение до конца — «Подожди, дочитаем, потом спросишь». Если малыш интересуется чем-то в процессе, а мы знаем, что скоро он узнает ответ, все равно надо сделать паузу и помочь ребенку разобраться с интересующим его вопросом.

•        Задавать вопросы – это один из главных принципов интерактивного чтения. Спрашивайте обо всем: чем лучше малыш будет понимать на данном этапе своего развития, тем легче научится читать и писать в будущем. Спрашивайте, что ребенок думает о поведении героя, о ситуации, о чувствах и эмоциях персонажей. Чем больше вопросов, тем лучше. Возьмем, к примеру, «Курочку Рябу»:

- Почему дед и баба не могли разбить яичко? - Зачем они хотели его разбить? - Почему дед и бабка плакали?  - Почему курочка сразу не снесла нормальное яйцо? (этот вопрос уже можно обсудить на взрослом уровне)

•        Обсуждайте детали. Чтобы по-настоящему вникнуть, ребенок должен знать больше того, что написано и нарисовано. Обсуждайте иллюстрации, цвета, животных, людей, чувства персонажей. Постепенно, по мере взросления, ребенок научится превращать чтение в интерактивный процесс.

•        Разыгрывайте историю в лицах. Чтение можно превращать в настоящее театральное представление. Для создания мини-спектакля не обязательно мастерить героев, подключайте имеющиеся предметы и игрушки, не забывая использовать разные голоса и интонацию. Благодаря наглядности, малыш быстрее поймет, как одно событие приводит к другому и почему герои действуют и реагируют так, а не иначе. Не бойтесь выглядеть не комильфо, ваша задача — показать настоящие эмоции и получить от этого взаимное удовольствие.

•        Соотносите сюжет с имеющимся опытом — это помогает малышу лучше понять позицию персонажа — почему он думает и поступает именно так. Пусть расскажет, в какую похожую ситуацию попадал и как вышел из затруднительного положения, или о чем думал в этот момент, чего боялся.  Делайте ошибки в описаниях и давайте ребенку вас поправить — так он научится не стесняться выражать свое мнение.

•        Пересказывайте любимые истории. Просите ребенка пересказывать вам прочитанные книги или сказки, рассказывайте сюжет по очереди, фантазируйте о другом возможном развитии сюжета. Это поможет ему не только строить отношения с окружающими, но и сформировать правильные привычки поведения.

•        Хвалите ребенка во время чтения или обсуждения прочитанного. «Какую замечательную книгу ты выбрал, молодец!», «Как интересно ты рассказал эту сказку!» Обращайте внимание на мелочи и не жалейте добрых слов, ведь это поможет малышу в дальнейшем больше раскрываться.

Совместное чтение можно и нужно превращать в увлекательную игру. Не секрет, что именно игровая форма обучения является для детей самой эффективной. И еще чтение – удивительно простой и невероятно эффективный способ не только помочь ребенку узнавать что-то новое, но и стать ближе друг к другу.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ИГРОТЕКА – УНИВЕРСАЛЬНАЯ

ИГРОВАЯ СРЕДА В ДОУ»

Мир детей невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:

  • дает возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать «как взрослый» врачом, поваром, моряком;
  • открывает широкие горизонты для общения прежде всего со сверстниками, дает возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить «несерьезные» детские дела;
  • служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;
  • помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и пр.;
  • способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи и т. д. (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка);
  • служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности — учебе

Именно поэтому игра продолжает быть объектом пристального внимания как ученых, так и практиков.

Сегодня, к сожалению, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны, родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих чад к обучению в школе, а с другой — у них отсутствует понимание, что недоигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе.

Педагоги ДОУ, в свою очередь, ориентируясь на такой социальный заказ, стали стремиться наполнить жизнь ребенка, особенно старшего дошкольника, различными видами учебной деятельности. Наблюдения показывают, что многие воспитатели разучились играть. Часто педагогу гораздо проще подготовить и провести яркое интересное занятие, чем организовать полноценную игровую деятельность.

Развитию ребенка в игре способствует, с одной стороны, компетентное руководство взрослого, а с другой — грамотная организация игровой среды.

Неоспоримым является тот факт, что игровое пространство дошкольного учреждения носит более развивающий характер, чем в семье.

Развитию замыслов увлекательного сюжета, построению интересных моделей мира и пр. будет способствовать расширение границ игрового пространства дошкольного учреждения.

С.Л. Новоселова выделяла важный базовый компонент пространства детского сада — универсальную игровую зону, иначе говоря, игротеку. Пространство игротеки организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям творческого развития ребенка, формирования разных сторон его личности. Это незапрограммированная среда, которая расширяет поле деятельности ребенка.

Необходимо отметить, что возможности использования игротек очень широки. Основное их назначение — служить системообразующим звеном игровой деятельности. Универсальность игротеки позволяет найти в ней занятие детям всех возрастов - от младшего до старшего дошкольного. Она обогащает игры, вносит существенное разнообразие в жизнь детей и взрослых.

Пространство игротеки может использоваться как для детей, посещающих ДОУ, так и не посещающих, тем самым расширяя границы взаимодействия детского сада и социума. Сюда могут прийти воспитанники из групп кратковременного пребывания, ее могут посетить дошкольники и родители, пришедшие в консультационный пункт. В игротеках также возможна организация работы разных специалистов ДОУ педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда и пр.

Игротеки могут носить как универсальный, так и тематический характер. Например, в условиях ДОУ возможно организовать следующие виды игровых зон:

«В мире много сказок»;

«Умники и умницы»;

«Игротека по ПДД»;

«Город мастеров»;

спортотека и пр.

В каждой из таких игровых зон могут решаться как общие, так и специальные воспитательно-образовательные задачи.

Приведем некоторые примеры. При организации работы с детьми в игротеке «Умники и умницы», основной целью которой является целенаправленное развитие конструктивной и познавательной деятельности дошкольников, мы ставим общие (расширение представлений о разных сторонах действительности, обогащение кругозора и пр.) и специальные задачи (формирование познавательного интереса, умственной активности и пр.).

Работая с детьми в пространстве игротеки «В мире много сказок», педагог-психолог может использовать приемы эффективного метода сказкотерапии.

У воспитателей, которые признают недостаточность внимания к проблемам трудового воспитания, появится возможность познакомить детей с разными видами труда, изучить орудия производства (пока в игрушечном варианте) в рамках игротеки «Город мастеров».

Пространство спортотеки позволит обогатить физкультурно-оздоровительную среду для расширения организованных и самостоятельно-игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста, что является актуальным в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Для каждой из игротек характерно свое наполнение. Так, в игротеке «Умники и умницы» должно быть представлено большое количество конструкторов разной степени сложности, интеллектуальных настольно-печатных игр, шнуровок, интерактивных развивающих центров, напольных и настольных дидактических игр, паззлов, домино, лото, можно также использовать детские компьютеры и электронные игры, игрушки-тренажеры, мольберт. Необходимо также добавить, что при подборе игрушек для игротек и организации пространства необходимо учитывать возраст детей.

Создание игротеки требует профессионального подхода и определенного уровня мастерства, это совместное творчество педагогов, психологов и дизайнеров. Все детали должны быть продуманы. Каждый элемент должен нести определенную нагрузку: в игротеке не может быть случайных игр, оборудования; игрушки, мебель, пол, стены — все служит развитию и обогащению игровой деятельности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городских педагогических чтениях по теме "Практика применения интерактивных технологий в познавательной деятельности с дошкольниками"

Выступление на городских педагогических чтениях по теме "Практика применения интерактивных технологий в познавательной деятельности с дошкольниками"...

статья- "15 приемов интерактивного чтения из книги Джейсона Буга «Рожденный читать: растим прирожденного читателя»".

          Даже если вы сами терпеть не можете книги, а одна мысль о том, чтобы обсуждать прочитанное с ребенком, сводит вас с ума, вы все равно обязаны читать ребенку -...

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (СКАЗКА ЧЕРЕЗ ИГРУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ(СКАЗКА ЧЕРЕЗ ИГРУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Литвинова Марина ВасильевнаМигунова Анна Владимировна г. Белгород, Белгородская область Аннота...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

В памятке говорится о том, какие методы можно использовать родителям при чтении книг....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

В памятке говорится о том, какие методы можно использовать родителям при чтении книг....

«Практика интерактивного чтения: сюжеты сказок как основа игры»

Суть метода интерактивного чтения — в диалоге между ребенком и книгой: не просто читать книгу и рассматривать картинки, но еще и задавать вопросы, обсуждать прочитанное, не ограничиваясь односло...

«Использование интерактивного чтения как основа игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Что же такое интерактивное чтение?Суть интерактивного чтения — это диалог между ребенком и книгой или с компьютером: не просто читать книгу и рассматривать картинки, но еще и задавать вопросы, о...