ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (СКАЗКА ЧЕРЕЗ ИГРУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА
статья (подготовительная группа)

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

(СКАЗКА ЧЕРЕЗ ИГРУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР

В. В. ВОСКОБОВИЧА

 

Литвинова Марина Васильевна

Мигунова Анна Владимировна

 

г. Белгород, Белгородская область

 

Аннотация: в дошкольном возрасте происходит формирование интерактивных качеств, нравственных и моральных процессов. В данной статье за основу были взяты развивающие игры В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», как эффективное средство формирования интеллектуального развития детей дошкольного возраста, через интерактивное чтение, что является актуальностью данной темы.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивное развитие детей, развивающие игры, дошкольный возраст, «Фиолетовый лес».

Как писал, великий русский поэт А.С. Пушкин: «В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Трудно представить жизнь детей без сказок. Ведь они им необходимы, как воздух. Так благодаря сказкам, дети впервые узнают: о добре и зле, как одно противостоит другому, о проявлении коварства и благородства, о предательстве и вере. Сказка вводит дошкольников в мир интересных замыслов и возможностей, заставляет сопереживать и помогать героям и событиям, учит размышлять, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, и наряду с этим формируется грамматически правильная речь. Поэтому, очень важно формировать у детей дошкольного возраста интерес к слушанию и чтению художественных произведений, эмоциональное отношение к прочитанному.

Наряду с традиционными методами и приемами работы с книгой, такими как, выразительное чтение, беседа о прочитанном произведении, рассматривание иллюстраций, театрализация, мы используем интерактивные игровые технологии, которые позволяют осуществить различные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой: проблемно-игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного произведения, средствами предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-речевой деятельности.

А что же такое интерактивная технология обучения?

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Поэтому, в работе с дошкольниками по формированию интереса к чтению художественной литературы мы применяем технологию интерактивного чтения «Сказочные лабиринты игры» - это развивающая игровая технология, которая способствует полноценному развитию личности ребенка согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования[2]. С помощью игрового материала В.В. Воскобовича дошкольники сами создают различные образы героев сказок, моделируют взаимоотношения героев литературного произведения, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом. Что способствует, наглядному моделированию в детской конструктивной деятельности, словесного творчества.

Применение данной технологии развивает:

активность – от переживания эмоциональных состояний к самовыражению в речевых действиях;

самостоятельность – в средствах выразительности, проблемных ситуациях, в поиске способов самовыражения в движении и речи;

творчество – от подражания взрослому в интонации и выразительности слова к совместному составлению словесных описаний.

В нашей статье, мы предоставляем фрагмент конспекта – занятия по художественному чтению с детьми старшей группы на тему: «Под грибом», с использованием коврогрофа «Фиолетовый лес» [1].

Изначально нами проводилась предварительная работа. Где дети знакомились с такими литературными произведениями как: «Как муравьишка домой спешил», «Стрекоза и муравей». Разучивали стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме насекомые.

Целью и задачами данного занятия является: продолжать развивать интерес к художественной литературе;

  • развивать умение внимательно слушать произведение;
  • формировать умение рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа: почему он так поступил, правильно ли он поступил;
  • развивать такие качества как: сочувствие, отзывчивость, заботу о младших, помогать другим, защищать тех, кто слабее;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: играть, трудиться, заниматься сообща, уважительно относиться друг к другу.

Фрагмент занятия:

Воспитатель: Ребята, наверное, каждый из нас любит слушать сказки. Вот когда я была маленькой как вы, я часто бывала в стране сказок. Там живет Сказочник. Вот он и рассказал мне одну сказку, которую я люблю до сих пор. Хотите узнать какую? Тогда отгадайте загадки. (На каждую отгадку воспитатель достает картинку сказочного героя, и дети по очереди прикрепляют ее на коврограф).

Все эти герои собрались в одной сказке, которую написал Сутеев Владимир Григорьевич. Называется она «Под грибом». Сейчас я предлагаю ее вам послушать. (Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»).

Ребята, вам понравилась сказка? О чем она была? Какого зверя герои выручали из беды и от кого? Правильно ли они поступили? Каким одним словом можно назвать всех персонажей? (Ответы детей).

Далее педагог предлагает рассказать сказку с помощью пособия «Фиолетовый лес». Дети по очереди становятся героями сказки и обыгрывают ее. Воспитатель является рассказчиком, изредка помогая воспитанникам.

В дальнейших игровых занятиях дошкольники с помощью игрового материала В. В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Складушка», «Чудо-соты» и др.) смогут самостоятельно конструировать и создавать героев данной сказки, вводить их в различные ситуации и затем использовать в качестве игрового сюжета.

В заключении можно сделать следующий вывод, что интерактивные технологии с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича, успешно позволяют решать задачи при формировании интереса дошкольников к художественной литературе. Использование интерактивных игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности, повышают мотивацию к чтению произведения, снимают нервную нагрузку дошкольников, дают детям возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий[3].

Следовательно, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Ведь с помощью него можно реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии вместе с развивающими играми В.В. Воскобовича дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адлер В. Н., Черисова О. Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 80.
  2. Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

(СКАЗКА ЧЕРЕЗ ИГРУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР

В. В. ВОСКОБОВИЧА

Литвинова Марина Васильевна

воспитатель МБДОУ д/с № 53

mari-litvinova20@rambler.ru

Мигунова Анна Владимировна

воспитатель МБДОУ д/с № 53

natasha2017kruticova@yandex.ru

г. Белгород, Белгородская область

Аннотация: в дошкольном возрасте происходит формирование интерактивных качеств, нравственных и моральных процессов. В данной статье за основу были взяты развивающие игры В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», как эффективное средство формирования интеллектуального развития детей дошкольного возраста, через интерактивное чтение, что является актуальностью данной темы.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивное развитие детей, развивающие игры, дошкольный возраст, «Фиолетовый лес».

Как писал, великий русский поэт А.С. Пушкин: «В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Трудно представить жизнь детей без сказок. Ведь они им необходимы, как воздух. Так благодаря сказкам, дети впервые узнают: о добре и зле, как одно противостоит другому, о проявлении коварства и благородства, о предательстве и вере. Сказка вводит дошкольников в мир интересных замыслов и возможностей, заставляет сопереживать и помогать героям и событиям, учит размышлять, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, и наряду с этим формируется грамматически правильная речь. Поэтому, очень важно формировать у детей дошкольного возраста интерес к слушанию и чтению художественных произведений, эмоциональное отношение к прочитанному.

Наряду с традиционными методами и приемами работы с книгой, такими как, выразительное чтение, беседа о прочитанном произведении, рассматривание иллюстраций, театрализация, мы используем интерактивные игровые технологии, которые позволяют осуществить различные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой: проблемно-игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного произведения, средствами предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-речевой деятельности.

А что же такое интерактивная технология обучения?

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Поэтому, в работе с дошкольниками по формированию интереса к чтению художественной литературы мы применяем технологию интерактивного чтения «Сказочные лабиринты игры» - это развивающая игровая технология, которая способствует полноценному развитию личности ребенка согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования[2]. С помощью игрового материала В.В. Воскобовича дошкольники сами создают различные образы героев сказок, моделируют взаимоотношения героев литературного произведения, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом. Что способствует, наглядному моделированию в детской конструктивной деятельности, словесного творчества. 

Применение данной технологии развивает:

активность – от переживания эмоциональных состояний к самовыражению в речевых действиях;

самостоятельность – в средствах выразительности, проблемных ситуациях, в поиске способов самовыражения в движении и речи;

творчество – от подражания взрослому в интонации и выразительности слова к совместному составлению словесных описаний.

В нашей статье, мы предоставляем фрагмент конспекта – занятия по художественному чтению с детьми старшей группы на тему: «Под грибом», с использованием коврогрофа «Фиолетовый лес» [1].

Изначально нами проводилась предварительная работа. Где дети знакомились с такими литературными произведениями как: «Как муравьишка домой спешил», «Стрекоза и муравей». Разучивали стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме насекомые.

Целью и задачами данного занятия является: продолжать развивать интерес к художественной литературе;

  • развивать умение внимательно слушать произведение;
  • формировать умение рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа: почему он так поступил, правильно ли он поступил;
  • развивать такие качества как: сочувствие, отзывчивость, заботу о младших, помогать другим, защищать тех, кто слабее;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: играть, трудиться, заниматься сообща, уважительно относиться друг к другу.

Фрагмент занятия:

Воспитатель: Ребята, наверное, каждый из нас любит слушать сказки. Вот когда я была маленькой как вы, я часто бывала в стране сказок. Там живет Сказочник. Вот он и рассказал мне одну сказку, которую я люблю до сих пор. Хотите узнать какую? Тогда отгадайте загадки. (На каждую отгадку воспитатель достает картинку сказочного героя, и дети по очереди прикрепляют ее на коврограф).

Все эти герои собрались в одной сказке, которую написал Сутеев Владимир Григорьевич. Называется она «Под грибом». Сейчас я предлагаю ее вам послушать. (Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»).

Ребята, вам понравилась сказка? О чем она была? Какого зверя герои выручали из беды и от кого? Правильно ли они поступили? Каким одним словом можно назвать всех персонажей? (Ответы детей).

Далее педагог предлагает рассказать сказку с помощью пособия «Фиолетовый лес». Дети по очереди становятся героями сказки и обыгрывают ее. Воспитатель является рассказчиком, изредка помогая воспитанникам.

В дальнейших игровых занятиях дошкольники с помощью игрового материала В. В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Складушка», «Чудо-соты» и др.) смогут самостоятельно конструировать и создавать героев данной сказки, вводить их в различные ситуации и затем использовать в качестве игрового сюжета.

В заключении можно сделать следующий вывод, что интерактивные технологии с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича, успешно позволяют решать задачи при формировании интереса дошкольников к художественной литературе. Использование интерактивных игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности, повышают мотивацию к чтению произведения, снимают нервную нагрузку дошкольников, дают детям возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий[3].

Следовательно, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Ведь с помощью него можно реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии вместе с развивающими играми В.В. Воскобовича дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адлер В. Н., Черисова О. Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 80.
  2. Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Чтение сказки К. Чуковского "Цыпленок" с использованием техники коллажа" в младшей группе

Развивать эмоциональное восприятие содержания сказки, запоминание действующих лиц и последовательность действий с помощью техники коллажа....

Технология продуктивного чтения. Сказка "Весна в лесу" Е.А. Алябьева

Крнспект по технологии продуктивного чтения....

Интегрированное занятие по развитию речи. Чтение сказки «Сова» В. Бианки с использованием игры на ИКТ.

Формирование элементарных экологический представления о природе посредством литературных произведений....

Интегрированное занятие по развитию речи. Чтение сказки Р. Киплинг «Слоненок» с использованием игры на ИКТ.

Интегрированное занятие по развитию речи. Чтение сказки Р. Киплинг «Слоненок» с использованием игры на ИКТ....

«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».

        «Развитие аналитического мышления у детей     дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...

Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.

Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития ло...