Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов детского сада с родителями дошкольников»
методическая разработка

Для формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями, знакомства педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности, развития навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями, обучения практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями, техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Эффективное общение и взаимодействие педагогов детского сада с родителями дошкольников»

Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями.

Задачи:

  1. Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
  2. Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
  3. Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями.
  4. Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Оборудование: сердечки на подносе, дерево и листочки 4-х цветов: зеленый, красный, желтый, синий, листочки для анкетирования, карточки с интонациями, листочки для теста, текст с телеграммой, памятки

Ход

семинара-практикума

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.

Добрый день, уважаемые педагоги! Мы сегодня с вами собрались на семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов детского сада с родителями дошкольников» и будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.

Для начала нашей совместной работы предлагаю поближе познакомиться.

Упражнение «Сердечки»

Участники семинара-практикума сидят в общем кругу. Передаётся по кругу коробочка с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял.

2. Психологическое вхождение.

Упражнение «Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. Перед вами листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на сегодняшнем семинаре.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Жёлтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

3. Знакомство с темой семинара-практикума

Мини-лекция

Наша современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятие коллективных решений, привлечение родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Как вы думаете, почему одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Ответы участников семинара.

4. Психологический практикум.

Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.

Диагностика профессиональных умений и навыков. (На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1.        Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.        Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3.        Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4.        Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5.        Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6.        Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7.        Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8.        Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9.        Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10.        Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11.        Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12.        Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13.        Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14.        У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15.        Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16.        Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислу-шиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. 11остарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

5. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

Для того чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трёх плюсов»: (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.

Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Марианна Сергеевна!»

Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю – его ребенок, самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

мини-лекция «Важный средства общения».

Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.

Упражнение на умение интонировать

Произнести следующие фразы:

  • «Мне не безразличны успехи вашего ребенка»
  • «Я благодарна Вам за оказанную помощь»

с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. (интонации на карточках)

- А мы, с коллегами, попробуем догадаться, с какой интонацией Вы произнесли фразу.

- Какие интонация наиболее приемлема в общении с родителями?

6. Обсуждение примерного кодекса общения (1 минута)

Обсудим примерный кодекс общения. Согласны ли вы с тезисами?

-Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

-Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

-Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.

-Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

-Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

-В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

7. Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями

Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

Упражнение «Испорченный телефон»

Участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которой должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содержание». Затем зачитывается текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему тот — следующему и т. д.

Текст. «Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится». Обсуждение упражнения

Почему последний участник получил текст с искажением?

Какую игру это напоминает? («Испорченный телефон»).

Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?

Динамичность упражнения, его отчетливые «прозрачные» результаты обладают большим мотивирующим эффектом, увеличивают включение участников в групповой процесс.

Открытость, сами сообщайте и не ждите, когда за вас информацию доведет другой, причем возможно, в искаженной форме.

8. Релаксационное упражнение «Улыбка» (3 минуты)

«Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. Давайте попробуем выполнить вместе.

Рефлексия (2 минуты)

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю взять на память об этом дне себе сердечко, а второе сердечко с пожеланиями, с впечатлениями о сегодняшней встрече, с вашими высказываниями: что понравилось, что не очень, какая игра или упражнение вам понравилось -  отправить в коробочку, некую почту. Раздача памятки «Портрет идеального педагога» и «Правила конструктивного взаимодействия с родителями». Всем спасибо, с вами приятно было работать и общаться! Удачи вам!

Обучение педагогов техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным в себе, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении, если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то я предлагаю выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Горная вершина»

Цель — релаксация, закрепление положительных эмоций, формирование уверенности в себе.

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

(Звучит негромкая релаксационная музыка)

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по крутой и опасной горе, потому что вы можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они ваших усилий и переживаний! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. (Пауза.) Взлетите снова — и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его. (Музыка утихает.) Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

В статье описываются варианты взаимодействия логопеда, родителей и других сотрудников ДОУ....

« Взаимодействие педагогов детского сада и родителей по формированию семейных традиций»

«Взаимодействие педагогов детского образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций в настоящее время актуальна как никогда.  В дошкольном учреждении  мы ...

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ

В работе представлена авторская модель построения развивающего взаимодействия ДОУ и семьи; предложены пути установления конструктивных, партнёрских взаимоотношений педагогов с родителями....

Формы эффективного взаимодействия педагогов детского сада и родителей.

Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В нашем саду сложилась система работы, которая создает условия формирования вокруг каждог...

ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ.

В работе представлена авторская модель построения конструктивного, партнёрского взаимодействия педагогов с родителями....

Эффективность взаимодействия педагогов детского сада с родителями в процессе игровой деятельности в младшей группе

Эффективность взаимодействия педагогов детского сада с родителями в процессе игровой деятельности в младшей группе...

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.

Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....