Главные вкладки

    Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.
    статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

    Заболотникова Наталья Сергеевна

    Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_pomoshch_vospitatelyu.docx47.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие педагогов детского сада  и родителей  как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.

    1. Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка.

       Семья – это первый микросоциум, в который попадает ребенок.  Для ребенка семья – это модель мира; здесь малыш учится выстраивать отношения с разными по возрасту и полу людьми, учитывать их особенности, согласовывать свои потребности с потребностями других.  Важно, чтобы ребенок не становился  центром этого микрокосма, чтобы правильно были расставлены приоритеты. Для гармонического формирования личности ребенка, по мнению психологов, в семье должно быть минимум четверо детей - два мальчика и две девочки, в этом случае малыши получают опыт общения не только  со старшим поколением, но и с младшими и старшими детьми разного пола. Много ли найдется таких семей? Большинство современных детей первый опыт социализации получают в детском саду; лишь некоторые ограничиваются площадкой двора и детскими центрами краткосрочного пребывания. Тем не менее, первенство семейного воспитания и образования неоспоримо – семья дает ребенку безусловную защиту и поддержку, базовое чувство безопасности и доверия к миру, на котором  построено успешное развитие.

       Семья – это первый «университет», где ребенок совершает огромный шаг в развитии психических функций. За первый год происходят колоссальные изменения в психо-физиологическом и физическом статусе малыша, а к трем (пяти) годам формируется база для дальнейшего совершенствования личности (об этом пишет М. Ибука в своей книге «После трех уже поздно»).

      Три года (а бывает, что и полтора-два) – возраст ребенка, к которому у мамы заканчивается декретный отпуск и, если со следующим малышом решили подождать, она выходит на работу, а ребенок поступает в детский сад (ясли). Ведутся бесконечные споры о том, так и уж важно ребенку с малолетства посещать дошкольное заведение, ученые и обыватели дискутируют, а дети тем временем исправно переходят из группы в группу, растут и развиваются. Как влияет посещение ДОУ на развитие личности ребенка? Степень выраженности зависит и от возраста, в котором малыш впервые переступил порог сада, и от особенностей ребенка, и от того, по своему  желанию он пошел в садик, или по необходимости. Некоторые дети, начав посещать сад, тут же «обрастают» болезнями - на психологическом уроне это может означать, что им тяжело дается отрыв от семьи, что его отдали в сад слишком рано.  С уверенностью можно сказать, что общительный, открытый ребенок в детском саду разовьет свои коммуникативные способности; ребенок робкий, замкнутый может, при грамотном педагоге, раскрыться, а может, наоборот, невротизироваться.

     Несомненно, посещение детского сада в последний год перед школой облегчит социальную и бытовую адаптацию малыша к школе. Замечено, что в среднем «детсадовские» дети более самостоятельны, легче и быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми. Но все-таки особенности темперамента, а также полоролевые особенности могут перекрыть влияние внешних факторов: приведу пример из личного опыта. Я посещала ДОУ с ясельного возраста, а мой друг  «сидел дома» с бабушкой или мамой до школы. Из нас двоих более общительным, коммуникабельным и компанейским в школе – начальной и средней – был именно он.

       Детский сад - это дополнительный опыт социального взаимодействия, один из источников систематического познавательного и физического развития.

           

    1. Взаимодействие ДОУ и семьи как важнейшее условие воспитания ребенка-дошкольника. Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе развития общественного дошкольного образования в России.

           Малыш поступает в ДОУ, и его жизнь меняется: приходится приспосабливаться к новым правилам, новым людям, новой пище, вырабатывать новый стиль поведения – ведь теперь ему нужно быть успешным в разных социальных ситуациях – дома и в детском саду. Требования взрослых могут сильно различаться; поведение малыша может устраивать родителей, но быть «неудобным» для воспитателя; то, что дома кажется вкусным, в саду съедается с неохотой, а и вообще малыш может не любить супы и каши. Неуправляемый (боязливый, тревожный, агрессивный и т.п.) малыш вызывает негодование у воспитателя, а между тем причиной такого поведения может быть неприятность в семье, которую скрыли от ребенка, но о которой он догадывается и, соответственно, переживает.        Зачастую неосведомленность воспитателя об индивидуальных особенностях ребенка, о ситуации  в семье с одной стороны и с другой – незнание родителями того, что происходит с ребенком в саду,   приводит к тому, что для малыша посещение ДОУ перестает носить развивающий характер и становится причиной постоянных стрессов. Чтобы сделать жизнь ребенка в ДОУ максимально комфортной, чтобы психолого-педагогические факторы личностного развития детей действовали во всей своей полноте, между детским садом и семьями воспитанников необходимо наладить продуктивное взаимодействие.

          На пути построения успешного взаимодействия ДОУ и семьи могут возникать самые разные преграды. Ниже перечислены барьеры общения педагогов и родителей.

    1. Нехватка времени на «живое общение» у педагогов и родителей.

    Низкая оплата труда воспитателя не способствует желанию тратить дополнительное время на разговоры с папами-мамами детей. Усталые мамы-папы, забирая ребенка после работы из сада, спешат домой.

    1. Односторонняя коммуникация.

    В некоторых случаях даже при готовности педагога все свое время посвящать семьям воспитанников, родители с неохотой идут на контакт.

    1. Низкая коммуникативная культура.

    Иногда люди вместо осуждения проблемы начинаю выяснять отношения друг с другом и с ребенком, срываются, нервничают. Продуктивного диалога не получается, желание повторить коммуникативную ситуацию исчезает.

    1. Негативная информация о ДОУ и работниках социальной сферы в СМИ.

    Имеется в виду информация о «сборах на нужды сада», об очередях на поступление в сад, о нелицеприятном поведении того или иного воспитателя.

    Распространение слухов о грядущем введении ювенальной юстиции тоже не способствует построению открытых, доверительных отношений родителей с воспитателями как  представителями социальной системы.

    1. Задачи работы воспитателя с семьями воспитанников.

         Современные педагоги выделяют три этапа развития отношений родителей и воспитателей. На каждом этапе решаются свои задачи.

    Первый этап. «Шаг навстречу»

    Цель: создать условия для понимания родителями того, что с воспитателями интересно, важно, возможно и нужно общаться

    Задачи для педагога:

    - установить доброжелательные отношения с родителями с установкой на сотрудничество

     - акцентировать внимание родителей на положительных сторонах поведения и развития детей

    - внимательно относиться к высказываниям родителей

     - постараться разобраться с особенностями каждой семьи, понять стиль общения взрослых

    Задачи для родителей:

    - доброжелательно общаться с сотрудниками ДОУ

    - посещать мероприятия, на которые приглашаются родители (и собрания, и праздники)

    Второй этап. «Педагогическое просвещение»

    Цель: дать родителям сведения об особенностях воспитания детей дошкольного возраста в целом и  об особенностях их собственных детей

    На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы

     Задачи для педагога:

     - подбирать и доступно излагать информацию  по теме

     - заранее составить план и информировать родителей о датах встреч

     - проводить в различной форме просветительские мероприятия

    Задачи для родителей:

     -  отзываться на предложения воспитателя принять участие в том или ином мероприятии

     - включить посещение мероприятий для родителей в саду в свой рабочий график

     

    Третий этап. «Погружение в семью»

    Цель: ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.

    Задачи педагога:

     - отзываться на просьбы родителей помочь им в том или ином вопросе

     - интересоваться индивидуальными особенностями детей

    - ненавязчиво интересоваться событиями в жизни семей (известно, что многое в поведении ребенка можно объяснить, выяснив семейную ситуацию)

    Задачи родителей:

     - делиться опытом семейного воспитания и развития ребенка

    - рассказывать об индивидуальных особенностях малыша

     

    Второй и третий этап могут  идти параллельно друг с другом, если воспитателю удалось наладить отношения с семьями на первом этапе, если родители настроены доброжелательно по отношению к саду. Кроме указанных задач стоит отметить еще одну – повышение коммуникативной культуры педагогов посредством, например, участия в тренингах коммуникативной компетентности, чтения литературы.

     

    1. Традиционные формы работы ДОУ с родителями воспитанников. Их краткая характеристика.

    Таблица 1. Традиционные формы работы с семьей воспитанников

    Индивидуальные формы работы

    Коллективные формы работы

    Формы наглядного педагогического просвещения

    - педагогические беседы

    - консультации

    - посещение семьи

    - родительские собрания

    - групповые консультации

    - день открытых дверей

    (в т.ч.открытые занятия)

     - семинары-практикумы

    - родительские конференции

    - уголки для родителей

    - информационные стенды

    - библиотеки-передвижки

    Таблица 2. Краткая характеристика традиционных форм взаимодействия ДОУ и семей воспитанников

    Название формы, краткое описание

    Задачи воспитателя

    Задачи

    родителей

    Задачи администрации

    Посещение семьи

    Эта форма упоминается авторами С.А. Козловой и Т.А. Куликовой.

    Предупредить семью о визите, спросив разрешения, уточнив удобное для хозяев время

    Прийти в назначенное время, без опоздания

    Постараться изучить психологический климат в семье, условия жизни ребенка

    Доброжелательно принять воспитателя у себя  дома

    Рассказать об особенностях жизни семьи

    Информировать родителей о возможности такого посещения

    (например, стендовая информация)

    День открытых дверей

    Подготовить свою часть мероприятия (открытое занятие, праздник, игру и т.п.)

    Постараться продемонстрировать родителям все особенности работы с детьми

    Выстроить занятие (мероприятия) таким образом, чтобы в нем приняло участие как можно больше детей из группы, а в идеале – чтобы каждый ребенок проявил себя (ведь родители  часто хотят понаблюдать именно за своим  ребенком)

    Решить: акцентировать  ли внимание родителей на проблемных моментах детей или же показать успехи группы.

    Прийти в сад в назначенный день

    Постараться узнать об особенностях детского сада как можно больше

    Настроиться на взаимодействие с хозяевами сада, подготовить вопросы к администрации и воспитателям

    Приходить в назначенное время, соблюдая требования к посещению сада

    Провести предварительное анкетирование родителей с целью узнать, что бы они хотели увидеть на дне открытых дверей в детском саду (показательный завтрак или занятие хоровой студии)

    Поинтересоваться у воспитателей, что бы они хотели показать родителям в этот день

    Составить содержательный план проведения дня открытых дверей (в зависимости от пожеланий родителей и педагогов)

    Информировать родителей о проведении мероприятия

    Создать условия для того, чтобы педагогам и гостям было комфортно

    Распределить обязанности среди педагогов сада: кто за что отвечает, кто какие мероприятия готовит

    Составить программу для родителей: кто в какие группы пойдет, кто на какие мероприятия попадет

    Консультация

    Проводится индивидуально или с группой родителей, чьи дети имеют похожие проблемы или успехи. Целью проведения: помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, приобретение родителями новых знаний по выбранной тематике

    Выявлять проблемы, темы в своей группе, по которым необходимо проводить консультации.

    Знать о наиболее часто встречающихся проблемах  у детей того или иного возраста

    Знать об особенностях, склонностях детей своей группы

    Проявлять инициативу, направленную на проведение консультаций (уведомлять администрацию сада о своем желании)

    Формировать группы родителей, желающих получить консультацию

    Активно заявлять о своем желании получить консультацию.

    Быть осведомленными о такой форме работы в саду

    На консультации занимать активную позицию: принимать участие в обсуждении, готовиться заранее (готовить вопросы или сообщения – что попросит организатор).

    Приходить в назначенное время, соблюдая требования к посещению сада

    Предлагать воспитателям

    выявлять проблемы, темы в своей группе, по которым необходимо проводить консультации.

    Привлекать к участию в консультациях специалистов -  психолога и логопеда ДОУ или  районных ППМС-центров

    Информировать родителей о проведении консультаций по определенным проблемам

    Организовать  централизованную запись родителей

    (по группам или же на «вахте»)

    Организовать место для проведения консультации, выдать необходимый материал (слайд-проектор, ноутбук, канцелярию)

    Поощрять педагогов проводить индивидуальные консультации, самим также осуществлять индивидуальное консультирование

    Родительское собрание

    Проводится регулярно, обычно один раз в  квартал, или, по необходимости, чаще.  Изначальная цель – обсуждение хозяйственно-бытовых вопросов, организации досуге детей вне стен ДОУ или праздничных мероприятий.  Все больше приобретает просветительскую направленность.

    Собрание можно организовать по-разному, многие способы организации – инновационные.

    Подготовить материал по тематике собрания.

    Составить план решения бытовых вопросов группы, наметив имеющиеся проблемы. Продумать, как можно поощрить родителей, принимающих активное участие в жизни группы и ДОУ.

    Выбрать интересный способ организации взрослых людей, приготовить памятки по теме, чтобы родители могли ими воспользоваться в дальнейшем

    Подготовить помещение группы к приему большого количества взрослых людей: расставить столы и стулья, чтобы взрослым было удобно, проветрить помещение, убрать лишние предметы со столов, разложить раздаточный материал (если нужно)

    Посещать собрания своей группы, быть в курсе происходящих и грядущих событий, доброжелательно относиться к просьбам и пожеланиям воспитателя

    Проявлять инициативу, задавать вопросы, быть активными слушателями на собрании

    Составить перспективный план проведения родительских собраний в ДОУ, назначить даты

    Задавать тематику собраний, ориентируясь на актуальные потребности аудитории или на директивы из РОНО

    Семинары-практикумы

    Цель: приобретение родителями практических навыков в воспитании и обучении детей (например: как учить стихи)

    Принимать участие в подготовке и поведении семинара-практикума исходя из пожеланий родителей  воспитанников своей группы

    Принимать активное участие в выбранном семинаре

    Организовать место для проведения консультации, выдать ведущему (ответственному за проведение) необходимый материал (слайд-проектор, ноутбук, канцелярию)

    Подобрать материал по теме, методические рекомендации

    Принимать участие в проведении семинара-практикума

    Родительские конференции (скорее инновационная форма, хотя у авторов С,А. Козловой и Т.А. Куликовой это не оговорено)

    Цель – обмен опытом по воспитанию детей между семьями. Проводится как в рамках одного ДОУ, так и на районом, городском уровне.

    Выяснить актуальные проблемы и достижения семей своей группы

    Заявить администрации о желании родителей принимать участие в конференции.

    Помочь родителям определиться с формой сообщений, чтобы не получилось перенасыщение программы.

    Консультировать родителей в процессе подготовки сообщения, доклада, презентации.

    Быть готовым взять на себя ответственность за проведение секции или организацию перерыва, подготовку театрализованного выступления. Проявлять инициативу в этом.

    Подготовить сообщение по теме конференции (стендовый доклад, сообщение-выступление, слайд-презентация, фото-доклад)

    По возможности откликаться на предложения организаторов конференции (например, принять участие в театрализованном действе)

    Активно обсуждать доклады, задавать вопросы – конференция должна «работать»

    На педсовете наметить проблематику конференции, ее тему, приняв во внимание информацию от воспитателей

    Включить конференцию в перспективный план ДОУ,  определить сроки ее проведения

    Подготовить помещение для проведения конференции, предоставить необходимое оборудование, мебель, оргтехнику.

    Составить список докладчиков, напечатать программу конференции, размножить, раздать участникам. Определить, будут ли доклады разбиты на секции. Каждая секция должна проходить в отдельном помещении. Предоставить эти помещения и назначить ответственных за каждую секцию.

    Продумать, чем будут заполнены паузы для отдыха участников. Варианты: кофе-брейк (выделить средства, помещение, посуду), выступление детей и родителей (назначить ответственных за подготовку, продумать сценарий), изучение стендовых докладов.

    В день проведения конференции отслеживать ее ход, контролировать процесс.

    Уголки для родителей

    Содержание определяется перспективным планом ДОУ, но может варьировать в зависимости от потребностей группы, от пожеланий педагога. Важно, чтобы содержание постоянно обновлялось, чтобы  «уголок» «работал».

    Составить план тем, периодически освещаемых в уголке в течение года.

    Подобрать интересную информацию по темам.

    Оформить уголок таким образом, чтобы он привлекал внимание, чтобы родителям было удобно воспринимать информацию (лучше папки с файлами, которые можно взять  в руки и полистать индивидуально)

    Обращать внимание родителей и детей на «уголок».

    Интересоваться, читать, разглядывать…

    Предоставлять воспитателю обратную связь – мнения, впечатления, пожелания.

    Помогать воспитателям в организации уголка, предоставлять канцелярские принадлежности, методическую литературу.

    Информационные стенды

    Цель – предоставление родителям краткой информации о предстоящих событиях в ДОУ (утренник, экскурсия, акция, прививочные дни и пр.организационные объявления). Кроме того, здесь могут вывешиваться поздравления с днем рождения воспитанников (именинники месяца), краткие рекомендации по тому или иному вопросу,  краткие сообщения на злободневную тему ( о необходимости вакцинации, о соблюдении ПДД, о повседневной одежде воспитанников, о культуре речи детей и взрослых и пр.)

    Информировать родителей о наличии информационных стендов в ДОУ

    Принимать участие в подготовке временных сообщений на стенд

    Своевременно оставлять  на стенде информацию о запланированных мероприятиях

    Регулярно просматривать информацию на стендах

    Организовать наличие привлекающих внимание ярких стендов, следить за периодическим обновлением содержания, назначать ответственных за подготовку того или иного временного сообщения, следить за выполнением распоряжения.

    Библиотеки-передвижки

    Цель – познакомить родителей с современной литературой по воспитанию и развитию детей, с качественной детской литературой, с основами семейного законодательства и пр.

    Подобрать книги и периодику  по выбранной или заданной  тематике из своей домашней библиотеки.

    Проинформировать родителей о работе  временной выставки, принять участие в ее организации.

    Расположить выставку в удобном месте.

    Проявлять инициативу при подготовке библиотеки-передвижки, предоставлять на выставку книги и журналы  из библиотеки семьи.

    Рассматривать, обсуждать, пролистывать книги и периодическую печать на выставке.

    Определить тематику книжных выставок, включить их в перспективный план ДОУ.

    Предоставить стенды для книг, сами книги и журналы.

    1. Инновационные формы работы ДОУ с родителями воспитанников. Их краткая характеристика.

    Таблица 3. Инновационные формы работы с семьями воспитанников

    Индивидуальные формы работы

    Коллективные формы работы

    Формы наглядного педагогического просвещения

     - портфолио  (семьи, ребенка)

     - общение на Internet-форумах на сайтах ДОУ

     - создание  и защита семейных проектов

    ………

     - круглый стол (может быть формой организации родительского собрания)

    - тренинги для родителей (может быть формой организации родительского собрания)

     - педагогические мастерские для родителей (может быть формой организации родительского собрания)

     

    - творческие конкурсы

     - спортивные соревнования семей «Папа, мама, я – спортивная семья»

    - генеалогическая конференция

    - музей группы

     - презентации детского сада, создание Internet-сайтов

     - организации совместного досуга семей воспитанников (коллективные выезды детей и родителей)

     - субботник (как форма организации совместного труда семей: детей, родителей, педагогов)

     

     - различные акции, в которых принимают участие семьи («Аллея дружбы», «Чистота спасает мир», «Вечер песни», «В гостях у сказки»)

    - семейный клуб

     - выставки родительских работ

     - выкладывание полезной информации для родителей на  Internet-сайте ДОУ, ссылки на прочие интересные психолого-педагогические ресурсы «ру-нета»

     

    ……….

    Краткая характеристика некоторых инновационных форм работы с семьями воспитанников.

          Инновация – это всегда творчество, в каждом ДОУ наверняка найдутся свои особые инновационные способы работы с семьей. Неслучайно на конкурсах педагогических достижений побеждают зачастую педагоги-«инноваторы» - настолько велико желание и возможности придумывать новые формы работы и совершенствовать старые. Тем не менее, можно выделить некоторые устойчивые тенденции, характерные для большинства инновационных проектов; перечислим их:

     - работа с семьей «в целом»

    Семья – это не только мама и папа, но и старшее поколение, братья и сестры, иные значимые для ребенка родственники.

     - расширение педагогических задач: помимо личного взаимодействия с каждой семьей педагог стремится сплотить семьи, объединить их общим делом, заинтересовать друг в друге

     - повышение психологической культуры родителей

     - широкое применение новых информационных технологий

     - самопрезентация семьи и ее членов, удовлетворение потребности в признании

    Каждая форма по-своему интересна и позволят решать многие задачи. Некоторые инновационные методы требуют серьезной подготовки и организации, самоотдачи от всех участников.

    Портфолио семьи и портфолио педагога

    Эта форма позволяет сторонам педагогического процесса получить друг о друге подробную информацию, рассказать интересные факты из своей жизни, поделиться эмоциональным опытом.  Педагог можно получить сведения о ресурсах семьи, о ее творческом потенциале, что немаловажно для дальнейшего сотрудничества (например, чей папа сможет быть Дедом Морозом на новый год) . Степень самораскрытия может быть разной на разных этапах знакомства, поэтому резонно, начиная с минимума информации, постоянно по мере готовности, его пополнять.

    Как организовать?

    В форме компьютерных слайд-презентация, диски с которыми могут храниться в медиатеке группы, быть доступны для просмотра; в форме папок с файлами; в иной удобной форме.

    Создание и защита семейных проектов.

    Форма позволяет семьям познакомиться друг с другом,  поделиться опытом (воспитания детей, организации семейного отдыха,  планированием семейного бюджета  и пр.), удовлетворить потребность в самоактуализации, объединить членов семьи.

    Круглый стол как форма проведения родительского собрания

    Позволяет создать в группе обстановку доверия, настраивает на сотрудничество, позволяет услышать каждого желающего высказаться.  От педагога требуется умение грамотно вести  и направлять обсуждение, подытоживать, стимулировать активность участников.

    Способы организации и проведения различны, зависят от готовности родителей к сотрудничеству. Примерный план:

    1. Определение общей темы и вопросов для обсуждения. Назначение даты мероприятия.
    2. Формирование инициативной группы родителей, желающих выступить на круглом столе с сообщениями или мнениями по выбранной теме. Подготовка сообщений, высказываний. Составление очередности выступлений.
    3. Подготовка помещения к проведению мероприятия.

    Ход мероприятия.

        Круглый стол начинается со вступительного слова ведущего. Далее следуют сообщения от родителей; после каждого выступления слушатели-частники могут высказаться, задать вопросы, поспорить. Ведущий следит за временем (регламент), стимулирует активность участников, комментирует, подытоживает. Самые важные моменты фиксирует на стенде маркером или на доске мелом; эти  моменты можно потом напечатать в виде памятки. В конце ведущий осуществляет рефлексию; может дать возможность отрефлексировать каждому участнику: например, в виде синквейна (прием, заимствованный из технологии развития критического мышления), коллажа, рисунка, высказывания в письменном виде.

         Тренинги для родителей.

       Если в ДОУ есть психолог, если администрация может предоставить помещение, если есть запрос со стороны родительской аудитории, то можно использовать тренинг  в качестве вспомогательной  формы работы с родителями воспитанников.  На родительских собраниях воспитатель может использовать элементы тренинговой работы, чтобы более эффективно донести необходимую информацию до родителей.

    Педагогические мастерские.

       Эффективный прием, позволяющий участникам достаточно быстро (в рамках одной встречи) актуализировать собственные знания и впечатления, поделиться своими соображениям и с другими людьми, обсудить результат и в итоге найти некое новое знание.

    Творческие конкурсы.

       Основная задача – помочь семьям раскрыться, познакомиться друг с другом и с педагогами, вызвать эмоциональный отклик и желание сотрудничать.  Кроме того, анализ продуктов творчества может помочь выявить характерные особенности той или иной семьи-участника, что облегчит взаимодействие в дальнейшем. Более эффективно участие  в конкурсах, где необходимо объединить усилия нескольких семей – это способствует сплочению коллектива родителей группы или даже сада в целом.

    Генеалогическая конференция.

       Цели проведения данного мероприятия разнообразны; несомненно, подготовка к нему требует максимально доверительных отношений между родителями и педагогами. Воспитатели имеют возможность теснейшим образом познакомиться с семьями ребят. Узнав историю семьи, легче понять и принять особенности ее членов. Можно сказать, что такая конференция способствует созданию толерантных связей в системе педагог-семья-ребенок.

        С помощью родителей дети (подготовительная группа и наиболее «продвинутые» малыши) узнают о своих предках, составляют генеалогическое древо, готовятся рассказать историю своего рода на конференции. Очевидно, что далеко не все родители  и дети смогут осилить такое задние, поэтому конференция чаще всего проводится на базе школы, а ДОУ делигирует участников. Генеалогические конференции районного и городского масштаба проводятся под эгидой Санкт-Петербургского генеалогического общества.

    Создание музейной экспозиции в группе.

    Основное требование – тематика экспозиций должна быть связана с семьей, семейными ценностями, семейной историей воспитанников. Цель: знакомство семей друг с другом и педагогов с семьями, сближение семьи и педагога. Тему экспозиции может придумать воспитатель, могут подсказать дети и родители.  Например, в одной из начальных школ Санкт-Петербурга действовали экспозиции на такие темы:

    «Музей моей бабушки» - выставка семейных реликвий и рассказы о них

     «Пусть вещи сами говорят..» - выставка вещей «с историей»

     «Когда они были такими, как я» - выставка фотографий из семейных архивов

     В детском саду основная  работа по созданию экспозиции и проведению экскурсий ложится на плечи взрослых. Экспонаты родители подыскивают дома, показывают  детям, рассказывают их историю, а затем, оформив должным образом, приносят в группу, где педагог размещает их на выделенной территории.  Далее работа строится вокруг экспозиции. Дети осваивают работу экскурсоводов, родители им помогают. Необходимо несколько репетиций, если планируется пригласить в музей гостей. В конце-концов назначается день, и в музей приходят посетители (дети из других групп, сотрудники ДОУ, для которых хозяева музея – взрослые и дети – проводят экскурсию )

    Семейный субботник или «Праздник труда»

      Последнее время стало обязательным каждый весенний и осенний сезон проводить  мероприятия по благоустройству территории  образовательных учреждений. Не обошло это новшество и детские сады.  Слово «субботник» вряд ли вызывает положительные ассоциации у большинства из нас; тем не менее, можно заставить эту не очень приятное событие работать на нас. Совместная деятельность, как известно, сближает, и важно не превратить субботник в формальность, а с максимальной выгодой использовать его психолого-педагогические  ресурсы – знакомство с семьями, с особенностями взаимоотношений между родителями и детьми, возможность включенного наблюдения.   Для успешно достижения поставленных задач важно серьезно подойти к организации мероприятия. Недостаточно сообщить родителям, что «в такой-то день состоится субботник, и желающие могут потрудиться на благо …».  Нудно сделать так, чтобы семьи с радостью и в полном составе пришли и получили удовольствие от общения друг с другом и с педагогами, трудясь и отдыхая на свежем воздухе.  Не лишне продумать интересную программу субботника и размножить  ее, раздав каждой семье. Организаторам необходимо продумать, чем можно угостить тех, кто придет на «Праздник труда», как увековечить память о событии (фоторепортаж), как развлечь детей и родителей: «трудовые» конкурсы, подвижные игры.

    Литература:

    1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., - 2000
    2. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М., - 2009.
    3. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» с internet-сайта www.festival.1september.ru
    4. Материалы с internet-сайта www.doshvozrast.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития личности дошкольника"

    Рекомендуется воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ, родителям для формирования у детей интнреса к здоровому образу жизни....

    Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

    laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...

    Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».

    Брейн-ринг с воспитателями на тему:« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника»....

    Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как важное условие гармоничного развития воспитанников старшей возрастной группы" (Текстовая часть к презентации)

    Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности воспитанников в с...

    «Театрально-игровая деятельность – средство воспитания гармоничной, творческой личности ребенка-дошкольника ».

    Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельност...