Главные вкладки

    Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как важное условие гармоничного развития воспитанников старшей возрастной группы" (Текстовая часть к презентации)
    презентация

    Ахмадеева Светлана Николаевна

    Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности воспитанников в сферах социально–коммуникативного, познавательного, речевого, художественно–эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

    Оптимально организованная образовательная среда способствует достижению целевых ориентиров по завершению дошкольного образования, которые четко обозначены дошкольным образовательным стандартом, стимулирует развитие актуальных видов активности воспитанника.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развивающая предметно-пространственная среда

    как важное условие гармоничного развития воспитанников

    старшей возрастной группы

    Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

    Поэтому одной из важнейших педагогических проблем является создание развивающей предметно-пространственной среды для гармонического развития ребенка. Развивающая предметно - пространственная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

    Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности воспитанников в сферах социально–коммуникативного, познавательного, речевого, художественно–эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

    Оптимально организованная образовательная среда способствует достижению целевых ориентиров по завершению дошкольного образования, которые четко обозначены дошкольным образовательным стандартом, стимулирует развитие актуальных видов активности воспитанника.

    Проектируя предварительно образовательную среду группы, выделяю рабочую, активную и спокойную зоны активности. Рабочая зона активности занимает примерно четверть всей группы и включает в себя оборудование для организации совместной и непосредственно образовательной деятельности. Рабочий сектор также включает центры:

    • Познавательно-исследовательской деятельности: (дидактический материал - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов,  серии картин с изображением природных сообществ, книги познавательного характера, тематические альбомы; коллекции; календарь природы, календарь погоды, настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных естественнонаучных представлений; оборудование - материалы для исследования, природный, бросовый и технический материалы,  ёмкости разной вместимости, медицинские и прочие материалы), а также личные блокноты детей для фиксации результатов опытов. В группе размещён уголок Эколят и включает в себя различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.

    В патриотическом уголке размещена государственная символика страны, Кузбасса, Яи, иллюстративный материал по ознакомлению детей с достопримечательностями альбомы, игры.

    • Продуктивной и творческой деятельности: различные материалы и инструменты для рисования, лепки, конструирования, макеты, продумано место для размещения детских работ и предметов народного творчества.
    • Речевого развития: дидактические и настольно-печатные игры, картотека игр для развития мелкой моторики, оборудование для развития воздушной струи, серии картинок, сюжетные картинки, детские прописи.

    Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает в себя центр сюжетно-ролевой игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально театрализованной деятельности.  

    Центр безопасности отражает информацию о безопасном поведении в быту,  на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими материалами. Создание такого центра в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

    В спокойном центре  расположен центр книги, уголок уединения, центр природы.

    В группе есть центры и материалы, учитывающие интересы и мальчиков, и девочек. Для развития творческого замысла в игре для девочек предусмотрены предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; для мальчиков - детали одежды «мужских» профессий, предметы и разнообразные технические игрушки. Так же в группе подобрано большое количество «подручных» материалов (веревочки, коробочки, проволочки, колеса, ленточки), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

    В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В старшей группе изменяется психологическая позиция детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. И я помогаю дошкольникам понять это новое положение.

    Предметно-развивающую среду организую так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещаю оборудование по секторам, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрализованная деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко использую материалы, побуждающие детей к освоению грамоты (картинки, настольные игры, прописи для детей старшей группы, речевые игры).

    При создании предметно-развивающей среды учитываю требования, изложенные в ФГОС ДО. Пространство группового помещения ограничено, но игровой материал постоянно меняется в зависимости от тематики недели, дня. Сменяемость игрового материала, появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельностей. Воспитанники имеют возможность трансформировать пространство среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей, используя ширмы, лёгкие переносные игровые модули, оборудование группы.

    Все игры и оборудование находится в свободном доступе детей, материалы и оборудование исправны и сохранны. Все элементы РППС отвечают требованиям надёжности и безопасности их использования

    Таким образом, предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям воспитанников, способствует обогащению и развитию специфических видов деятельности, обеспечивает зону их ближайшего развития, побуждает к сознательному выбору, выдвижению и реализации собственной инициативы, принятию самостоятельных решений, развитию творческих способностей, а также формированию личностных качеств дошкольников и их жизненного опыта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей

    Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...

    Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.

    Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....

    Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"

    Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...

    Инновационный подход в предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с детскими видами деятельности старшего дошкольного возраста

    Инновационный подход в предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с детскими видами деятельности старшего дошкольного...

    Предметно-пространственная развивающая среда: центр ПДД, центр физического развития

    Презентацитя "Предметно-пространственная среда: центр ПДД, центр физического развития.В презентации представлены центры групп по ПДД и физическому развитию...

    Семинар "Современный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС" 2015г.

    27 октября 2015 года  в МДОУ № 51 прошёл семинар "Современный подход к созданию предметно- пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС. Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна...